Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ? ШАГ ВТОРОЙ.



2019-05-24 216 Обсуждений (0)
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ? ШАГ ВТОРОЙ. 0.00 из 5.00 0 оценок




КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ? ШАГ ПЕРВЫЙ

Ребенок с аутизмом - это загадка. Не зря символом аутизма во всем мире является изображение паззла. И все мы - учителя и родители, пытаемся этот паззл собрать по кусочкам и выстроить прекрасную картинку. Но, иногда, наш "паззл" не хочет "собираться". Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает.
Более того, ребенок не позволяет нам его обучить - показать, рассказать, объяснить... Он хочет делать только то, что ему интересно, и криками добивается чтобы от него отстали и оставили в покое. Поэтому, для того, чтобы сложить кусочки паззла в единое целое, нам необходим прочный клей - контроль над поведением ребенка или "Руководящий контроль" (Instructional Control).

 

Многие проблемы, которые мешают родителям и окружающим ребенка наладить с ним отношения и обучать его, накладываются именно на платформу "Руководящего контроля":

· Как сделать так, чтобы ребенок не выбегал на дорогу?

· Как сделать так, чтобы ребенок сидел во время занятий?

· Как сделать так, чтобы ребенок отвечал на обращенные к нему вопросы?

· Как сделать так, чтобы ребенок писял в унитаз, а не в штаны?

· И так далее, и так далее - тысячи вещей, которые дети с аутизмом предпочитают делать по-своему.

Все эти проблемы являются симптомами отсутствия "Руководящего контроля". И если с помощью поведенческих методов или других видов лечения убрать один из симптомов, то на его месте туже окажется какое-то новое проблематичное поведение.

 

Поэтому, достижение "Руководящего контроля" является самой важной частью обучения аутичного ребенка. Без него мы бессильны, и не можем ничем помочь ребенку. Пока мы не способны помочь ребенку преодолеть себя и свои собственные желания и начать сотрудничать, мы неспособны привести его развитие к существенному прогрессу.

 

Роберт Шрамм (Robert Schramm, МА, ВСВА), один из ведущих специалистов в поведенческом анализе, предлагает пошаговый метод приобретения "Руководящего контроля", который могут использовать как родители, так и начинающие тераписты и специалисты, для установления взаимодействия с аутичными детьми. Применение всех этапов этого метода приводит к тому, что в дальнейшем уже не будет необходимости постоянно контролировать поведение ребенка. Ребенок будет самостоятельно выбирать сотрудничество, взаимодействие и социальную интеракцию - без особых усилий с вашей стороны.

 

Но, как и другие поведенческие методы - это не волшебная палочка, это - процесс обучения, труд, который требует концентрации, усилий и применения всех без исключения инструментов и этапов.

 

Итак, первый шаг для достижения "Руководящего контроля" состоит в следующем - Покажите ребенку, что только вы контролируете те предметы, которые он хочет держать или с ними играть, и только вы решаете, когда ребенок может получить к ним доступ.

 

Все, что ваш ребенок предпочитает делать или играть, когда он находится в одиночестве, является потенциальным усилителем - поощрением его позитивного поведения. Контролирование этих предметов является необходимой частью для достижения "Руководящего контроля". Это не говорит о том, что нужно лишить ребенка всех радостей жизни и всех любимых занятий. Скорее, это говорит о том, что ребенок научится рассчитывать получить доступ к этим предметам, если он хорошо себя ведет и выполняет простые требования.

 

Для начала, необходимо решить какие предметы ребенок может иметь в свободном доступе, и что он должен сделать, для того, чтобы вы решили предоставить ему этот доступ. Начните с того, что пройдясь по дому, соберите все любимые предметы ребенка и положите в такое место, в котором он сможет их видеть, но не сможет их достать. Прозрачные контейнеры могут подойти для маленьких детей. Запертая на ключ комната или шкаф могут подойти для старших детей.

 

Ограничение усилителей является наиболее важным компонентом обучения. Но не стоит применять силу и силой отдирать ребенка от любимой машинки. Как только ребенок наигрался игрушкой и отложил ее в сторону, сразу же поднимите ее и спрячьте. Если ребенок занялся каким-то предметом, держит его, смотрит на него, вертит в руках - запомните его, и когда он закончит им заниматься - тоже спрячьте. Этот предмет в дальнейшем может послужить как поощрение. Если ребенок любит какие-нибудь постоянные действия - качаться на качелях, смотреть в окно, прыгать на батуте - то начните контролировать и их - прикройте окно шторами, переверните батут или прислоните к стене и заверните качели наверх так, чтобы ребенок не мог самостоятельно их развернуть.

 

Внимательное отслеживание тех мотивационных факторов, которые движут ребенком - это очень полезное упражнение для нас, родителей и учителей. Таким образом, мы можем увидеть множество возможностей не только привести ребенка к сотрудничеству, но и использовать данные ситуации для проявления инициативы, усиления социальной интеракции и поощрения хорошего поведения. Начиная с ограничения доступа к мотивационным стимулов, и в дальнейшем, используя эти стимулы в нужное время и нужным способом, мы можем развить желание ребенка к сотрудничеству, и таким образом, обучать его более эффективно.

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ? ШАГ ВТОРОЙ.

Покажите ребенку, что с вами весело! Сделайте каждую интеракцию между вами и ребенком веселым развлечением, для того, чтобы ребенок захотел проводить с вами больше времени. И как только ребенок начнет воспринимать вас как человека, с которым весело и интересно - он будет готов сотрудничать - только чтобы уловить побольше интересных минут.

 

Говоря поведенческим языком, учитель должен приобрести такую же мотивационную ценность, как и любимые занятия и предметы ребенка (Pairing).

Более 75% обучения построено на социальной интеракции, в которых учитель ассоциируется с получением поощрений и похвалы.

 

Каким образом этого можно добиться? Прежде всего, быть предельно внимательными к интересам ребенка.

Да, у вас ребенок с аутизмом...

Да, у вашего ребенка не такие интересы, как у его сверстников...

Да, ваш ребенок любит бросать мелкие бумажки со стола и смотреть, как они разлетаются по комнате...

Да, ваш ребенок любит крутить колеса у машинок вместо того, чтобы их возить по полу...

(Да, вас это ужасно раздражает, и вы не понимаете, зачем он это делает...)

 

Но - это интересы ВАШЕГО ребенка. Это - то, что любит ОН. И на основе тех действий и занятий, которыми любит заниматься ваш ребенок и выстраивается сотрудничество.

Так что же нужно делать? Попытаться "войти" в мир ребенка, и привнести туда что-то еще более интересное, чем есть сейчас.

 

Совместное времяпровождение и обучение восприятия учителя как "усилителя" основывается на мотивации ребенка и включает, в основном, невербальную коммуникацию. Следуйте за ребенком, и когда он проявляет интерес к чему-либо - поиграйте вместе с ним. Сделайте так, что бы его игры были еще более интересными только потому, что вы - их неотъемлемая часть.

Если ребенок любит музыку - вы тот человек, который дает ему послушать музыку (см. Шаг первый). Но, кроме того, что вы включаете ребенку музыку, вы также танцуете с ним, берете на руки, подбрасываете или щекочите.

 

Это вполне нормально выключить музыку, если ребенок выбирает отстраняться от вас или начинает играть в другую игру, или вести себя неподобающим образом. Но, как только ребенок успокаивается, или возвращается к вам - нужно сразу же включить музыку обратно. Данное действие особо важно на первых этапах установления "Руководящего контроля".

 

Вам всегда следует работать над увеличением уровня удовольствия от интеракции с вами - насколько вы на это способны.

Следует быть осторожными, и ни в коем случае не понижать уровень интереса в тех или иных занятиях. Многим учителям и родителям непонятны или скучны занятия ребенка, и они пытаются привнести в это занятие что-то более "нормативное" или "взаимное". Например, "мы несколько секунд покрутили колеса у машинки, а теперь давай, катай ее по полу!" Или, "мы вместе послушали музыку, а теперь - расскажи стишок!" И когда ребенок отказывается выполнять требование - вся интеракция распадается и вместо веселого времяпровождения получается опять скучное выполнение инструкций.

 

Учителям и родителям следует попрактиковаться делиться своими идеями с ребенком незамысловатым, но захватывающим образом, не требуя от ребенка ничего взамен. Это не так просто как кажется, поэтому, если вы чувствуете, что у вас не получается - продолжайте практиковаться.

Предыдущая статья по теме

 

Восприятие интеракции с учителем как поощрения является залогом эффективного обучения, поэтому, не экономьте время и усилия - в дальнейшем это окупится!

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ? ШАГ ТРЕТИЙ.

Покажите ребенку, что вам можно доверять. Научитесь "не бросать слова на ветер", а говорить то, что вы конкретно имеете в виду. Если вы сказали ребенку выполнить что-либо, не позволяйте ему получить то, что он хочет, пока он не выполнит ваше требование. Если это необходимо - помогите ребенку выполнить ваше требование и используйте подсказки.

 

Многие родители и учителя разговаривают без умолку с ребенком, искренне надеясь, что хоть что-нибудь из их слов осядет в голове ребенка. Например, знакомый человек заходит в гости, и мама ребенка начинает щебетать: "Сашенька, посмотри, кто пришел, иди, поздоровайся, скажи "здрасте", ну посмотри, ты же любишь, когда тетя Юля приходит, смотри, кто пришел, иди сюда, поздоровайся за руку, ну что же ты, ты наверное стесняешься, ну не стесняйся, идем, поздороваемся". И при этом, постоянно щебечущая мама пытается притащить Сашеньку поближе к тете Юле, а Сашенька отчаянно пытается вырваться и убежать подальше.

 

Родителям и терапистам следует помнить, что слова - это не последствия, и уж для детей с аутизмом они не имеют достаточного веса (расстройство речи при аутизме является одной из причин этого). Слова - это предзнаменование последствий, это символы, которые знаменуют, что действительно произойдет. И если вы не следуете собственным словам - у вашего ребенка нет ни малейшего понятия, на основе которого он сможет сделать правильные решения.

Каждое слово, с которым вы обращаетесь к ребенку в процессе установления и достижения "Руководящего контроля"должно быть тщательно взвешенным. Если вы просите ребенка выполнить то или иное требование - вы не можете позволить ему, не выполнив требования, пойти дальше и получить то, что он хочет.

 

Когда вы выставляете требование или инструкцию (определенный стимул SD) вы ожидаете от ребенка удовлетворить данное требование - то есть выбрать сотрудничество с вами. И Вы не можете поощрять выбор "несотрудничества". Только таким образом выбор сотрудничества станет для ребенка выгодным и желанным. Другими словами, если вы требуете от ребенка поздороваться с тетей Юлей доступным ему способом - у ребенка нет других вариантов (убежать в другую комнату, отвернуться, или уставиться в телевизор). Если вы решили, что ребенок должен поздороваться с тетей Юлей, и вы видите, что самостоятельно он не сможет сделать этого в данный момент - не "экономьте", дайте подсказку. Спокойно подойдите к ребенку, протяните ему руку, проведите к тете Юле, и скажите: "Поздоровайся!". Таким образом, вероятность того, что ребенок избежит этого требования, уменьшается.

 

Взвешивайте ваши слова тщательно. Если вы задаете ребенку вопрос ("Пойдем заниматься?", "Пойдем, поздороваемся?", "Сядешь делать уроки?") - у него есть полное право на него ответить и вам придется принять его решение. Это значит, что вам необходимо заранее продумать все возможные варианты реакций, перед тем как вы задаете вопросы. Например, вы спрашиваете ребенка, хочет ли он сейчас выполнять задание и он отвечает "нет". Реакция вашего ребенка не является проблематичным поведением. Наоборот - его реакция вполне приемлема - он выбрал не заниматься.

Вы должны понимать, что это был ваш выбор - задать вопрос, который привел к проблемам.

 

Скажите ребенку точно, что вы хотите чтобы он сделал - дайте четкую инструкцию или SD.

  • Не "Пойдем заниматься?" - а "Пойдем заниматься!"
  • Не "Поздороваешься с тетей Юлей?" - а "Поздоровайся с тетей Юлей!".

 

 

Когда вы говорите ребенку "Садись", "Иди сюда", "Сделай то-то" - вы всегда должны ожидать от ребенка нужной реакции. Прежде чем открыть рот - проанализируйте вероятность выполнения данного требования - слышит ли вас ребенок, внимателен ли он да данный момент к вашему обращению, может ли он вообще выполнить ваше требование (Если у вас неговорящий ребенок, инструкция "Поздоровайся" - должна быть более конкретной "Дай руку тете Юле"). И если вы не уверены, что на данный момент ребенок может выполнить требование - продумайте, как вы можете ему помочь его выполнить (еще перед тем, как вы дали инструкцию!). Если на данный момент вы не можете помочь ребенку выполнить инструкцию - лучше ее не произносите.

 

Но если вы уже решили дать инструкцию - вы не можете позволить ребенку избежать ее выполнения и получить доступ к тем вещам, которые он требует. Если у вас в руках мяч, с которым ребенок хочет играть, и вы сказали ему сесть на стул, вы не можете дать ему мяч, пока он не сядет на стул. Если он не садится на стул, вы держите у себя мяч, пока он не сделает лучший выбор, и не начнет сотрудничать.

 

Помните, что на стадии установления "Руководящего контроля" вы не можете "забомбить" ребенка различного рода инструкциями и требованиями. Интеракция с вами должна быть интересной и приятной для ребенка. Это говорит о том, что вы не можете достать из кармана конфету и помахать у ребенка перед носом, заставить его делать домашнее задание, или забрать у него игрушку, с которой он сейчас играет и подняв высоко вверх, требовать "Сядь за стол!", "Подойди ко мне", и так далее.

 

Требования и инструкции занимают не более 25% от взаимной интеракции с ребенком, и превышение этой нормы сделает времяпровождение с вами обузой и тяжелой повинностью для ребенка, и тогда "Руководящий контроль" станет недостижимой мечтой.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ? ШАГ 4

Покажите вашему ребенку, что ему выгодно выполнять ваши инструкции и это наилучший способ для него получить то, что он хочет. Давайте ребенку простые инструкции так часто, насколько это возможно и усиливайте его сотрудничество поощрениями.

 

Когда вы контролируете мотивационные предметы и действия (См. Шаг первый) вы можете использовать их для поддержки правильного выбора. Для того, чтобы претворить в жизнь этот шаг, нужно быть знакомыми с "Принципом Примака"*.

В случае обучения ребенка сотрудничеству, этот принцип означает, что ребенок должен выполнять инструкции и демонстрировать хорошее поведение прежде, чем вы позволите ему взять то, что он хочет. Наилучший путь следовать этому принципу - это предъявить требование или дать инструкцию, прежде чем вы даете ему то, что он хочет от вас. Ваше требование может быть любым относящимся или полезным.

  • Например, ребенок просит у вас конфету. Вы говорите: "Да, пожалуйста" - и держа конфету перед ребенком, снимаете фантик. Потом протягиваете фантик ребенку, и просите "Выбрось в мусор" - ребенок выбрасывает в мусор и получает свою конфету.
  • Ребенок просит у вас конфету. Вы говорите: "Да, пожалуйста" - и держа конфету перед ребенком, снимаете фантик. Потом протягиваете фантик ребенку, и спрашиваете "Это какой цвет?" - ребенок отвечает "Желтый" и получает свою конфету.
  • Ребенок указывает на книгу на полке. Вы достаете книгу и держа ее в руках, говорите "Садись на диван". И после того, как ребенок сел на диван - вы даете ему книгу.
  • Ребенок проголодался и хочет есть. Вы накладываете еду в тарелку, и подойдя к ребенку говорите "Садись за стол". Как только ребенок сел за стол - вы даете ему тарелку с едой.
  • Вы выходите с ребенком на прогулку. Уже взявшись за ручку двери, вы говорите: "Подай-ка мне сумку". Ребенок подает вам сумку, и вы выходите.

 

 

Возможно также попросить имитировать простое движение как первичный путь развития отношений "ты мне - я тебе".

  • Например, ребенок приносит пульт и просит включить мультик. Вы просите: "Сделай как я" и хлопаете в ладоши. Ребенок хлопает в ладоши, и вы включаете мультик.

 

 

Чем в больших случаях ребенок получает поощрение после того как прежде выполнил инструкцию или хорошо себя ведет, тем быстрее он научится следовать правилам - как самый лучший путь получить то, что он хочет.

 

Но...



2019-05-24 216 Обсуждений (0)
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ? ШАГ ВТОРОЙ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОТРУДНИЧАТЬ? ШАГ ВТОРОЙ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)