№ п\п
| Автор
| Основные положения теории личности
| Структура личности
|
1.
| С.Л. Рубинштейн –структурно-системный подход
| Стремится дать детерминистское объяснение активности личности, понимая личность как основание, интегрирующее все психические процессы, свойства и состояния, т.е. его интересовало субъектно-деятельностное начало личности, роль ее внутреннего мира, мотивации, сознания в осуществлении деятельности
| Выделяет в структуре личности: направленность, способности, темперамент и характер.
|
2.
| К.К. Платонов –структурный подход
| Понимает под личностью иерархическую структуру свойств.
| Выделяет в ней следующие подструктуры:
1) Социальная подструктура - подструктура направленности и отношений личности, которая проявляется в виде моральных черт и включает в себя желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрения.
2) Социо-биологическая подструктура - опыт, как совокупность знаний, умений, навыков, привычек и пр.;
3) Биологическая подструктура - биопсихические (типологические и половозрастные) свойстваличности – темперамент, скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения;
4) Биосоциальная подструктура - индивидуальные особенности отдельных психических процессов.
|
3.
| А.Р. Лазурский –
структурный подход
|
| Выделяет в структуре психике два компонента:
эндопсихика – совокупность внутриличностных психических и психо-физических функций (темперамент, характер, умственная одаренность и пр.);
экзопсихика – совокупность отношений личности – к природе, обществу, духовным ценностям, к другим людям, к собственной душевной жизни в целом.
|
4.
| В.Н. Мясищев –
структурный подход
| Рассматривает отношения как ядро личности. Тезис «сущностью личности является ее субъективная система отношений к действительности».
| Выделяет в составе психологического отношения три компонента: эмоциональный, познавательный (когнитивный) и волевой. Эти компоненты рассматриваются не как структурные элементы отношения, а как три разных ракурса его психологического анализа.
|
5.
| Б.Г. Ананьев – структурно-системный подход
| Рассматривал категорию «человек» (как предмет познания), которая включает понятия – «индивид - субъект деятельности – личность- индивидуальность»
| Структура. личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизни и поведения комплексов органических свойств
|
6.
| А.Н. Леонтьев -структурно-системный подход
| Личность – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.
К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека – физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. По его мнению, эти категории составляют индивидные свойства человека.
| В функционировании личности выделяет три иерархических уровня организации:
1) ядро личности – совокупность устойчивых мотивационных и ценностных структур, задающих общее и приоритетное направление «движения» личности, ее жизненного пути.
2) периферия личности – определяет конкретные способы реализации побуждений, исходящие от мотивационного ядра. Периферию составляют личностные смыслы, системы семантических конструктов, социальные роли, которые исполняет субъект, его личная история.
3) уровень индивидуальных предпосылок существования личности – пол, возраст, строение и свойства нервной системы, характер нейро-гуморальной регуляции и др. сами по себе они не информативны по отношению к конкретной личности, но вместе с тем определяют особенности ее деятельности и взаимодействия с биосоциальным окружением.
|
7.
| В.А. Петровский –системный подход
| Личность может быть познана лишь через систему ее социальных связей и межличностных отношений. Структура личности понимается им как «сверхчувственное» системное качество индивида. Личность рассматривается под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. Личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них, его персонализации. Сущность этой идеальной представленности – в тех раельных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субъекта или его участие в совместной деятельности.
| Выделяет три типа атрибуции личностного бытия индивида или 3 аспекта трактовки личности:
Первый аспект – интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту; личностное оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида.
Второй аспект – интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой ее определения и существования становится «пространство межиндивидных связей».
Третий аспект – метаиндивидная личностная атрибуция – воздействие , которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной или совместной) на других людей.
|
8.
| Л.С. Выготский и М.М. Бахтин
| Личность всегда дана в общении, в обращенности к другому и не имеет «внутренней суверенной территории», автономной от социальных отношений.
|
|
9.
| Л.И. Божович –
структурно-динамический подход
| Показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир – внутренняя позиция. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.
| В качестве ядерного образования – направленность мотивов, их иерархия). Выделила критерии направленности личности:
- иерархия мотива;
- способность к сознательной саморегуляции и саморуководству.
|