Это родовая принадлежность человека, факт принадлежности к человеческому роду (в отличие от животного, именуемого особью)
Субъект деятельности
(свойства приобретенные в собственной деятельности)
Стиль активности, деятельности поведения, творчества
Это системное социальное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде
Проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности и общении
Индивидуальность
(интеграция индивидуальных, субъектных и
личностных свойств)
Схема 29
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
(по Тутушкиной)
Индивидуальный опыт
знания, умения, навыки, привычки,
поступки, поведение
Схема 30
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
(по А.Ф. Лазурскому)
Схема 31
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
(по В.Н.Мясищеву)
Схема 32
ИЕРАРХИЧЕСКИЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
(по А.Н. Леонтьеву)
Схема 33
БАЗИСНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ С.Л. РУБИНШТЕЙНА
О ЛИЧНОСТИ
1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;
2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:
Схема 34
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
(по К.К. Платонову)
Подструктуры
Содержание подструктур
1. Направлен-ность
социальный уровень
Подструктура направленности и отношений личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому эта подструктура может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все это — формы проявления направленности, в которых проявляются отношения личности. Однако К. К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности». По К. К. Платонову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.
2. Опыт
социально-биологический уровень
2. Подструктура опыта, которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных свойств личности». К. К. Платонов признает, что «далеко не все психологи рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры — обучение обусловливает и уровень их анализа —психолого-педагогический.
3. Психичес-кие
функции
био-социальный уровень
3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К. К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, поскольку психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Что касается эмоций и ощущений, то они свойственны как человеку, так и животным. Уже поэтому видно отчетливое влияние на их развитие биологического фактора.
Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.
4. Био-психические свойства
биологический уровень
4. Подструктура биопсихических свойств, в которую входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент). Процесс формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют». Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.