Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этические ценности общения



2019-05-24 1154 Обсуждений (0)
Этические ценности общения 0.00 из 5.00 0 оценок




В самом общем смысле понятие ценности означает качество объекта, определяющее его важность, полезность, стоимость, значимость для субъекта.

В философии проблему ценностей изучает аксиология (от др.-греч. axia – ценность, logos — слово, учение), занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивы человеческой жизни, деятельности и конкретных деяний и поступков. Философское понятие ценности используется для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон дол жного.

Ценности общения — это те эталоны должного, которые реализуются процессе общения и определяют его нравственную сторону.

Ранее говорилось, что понятие культуры общения шире понятия этики общения. Общекультурные ценности, такие как добро, красота, справедливость, любовь и т.д. проявляются в процессе общения как этические ценности общения: вежливость, деликатность, учтивость, отзывчивость, снисходительность, предупредительность и т.д. Можно еще долго перечислять ценности общения, но неизбежно возникает вопрос, какова их иерархия, «а основе каких факторов они интегрируются в систему?

Согласно принципам гуманизма, интегрирующим фактором ценностной структуры этики общения является ориентация на человека, на признание ценности его личности, уважения чести и достоинства каждого человека. Поэтому основополагающим принципом этики общения нужно признать принцип презумпции сохранения достоинства партнера по общению.

Это означает изначальное и безусловное уважение достоинства партнера по общению, вне зависимости от того, какую должность тот занимает и каков его социальный статус, уровень образования и т.д.

Уважение достоинства партнера по общению предполагает толеран­тность (от лат. tolerantia –терпение, терпеливость), т.е. терпимости по отношению к нему. Уважение достоинства партнера по общению расупространяется на все, что для того имеет ценность: идеи, вкусы, друзья, ли­тературные пристрастия, интересы. Никогда нельзя критиковать вкус че­ловека (даже если очевидна безвкусица, но это его выбор), приверженность к тем или иным идеям (он верит в них, и они имеют для него ценность), его близких друзей (верность в дружбе – одна из этических добродетелей, как считали еще древние греки) и т.д. В любом случае такие действия вызовут обиду и могут расстроить отношения, поскольку покушаются на чужое психологическое пространство (мысли, вкусы, друзья, привычки и т.п.), а у человека, как у любого живого существа, развит рефлекс обороны своей территории.

При этом нужно иметь в виду, что и наши вкусы, манера поведено и т.д. могут не восприниматься другим человеком. Попробуем представить общение без толерантности. Каким оно будет? Ответ очевиден: конфликтным, причем конфликт будет носить не конструктивный, а деструктив­ный характер, поскольку в нем будут затронуты наиболее болевые точки общающихся. Толерантность лежит в основе проявления гуманистических ценностей общения: доверия между партнерами, доброжелательных отно­шений, снисходительности и отзывчивости.

Гуманистическое общение неотделимо от таких универсальных ценностей как свобода, равенство, доверие: именно общение, ориентированное на эти ценности, приближается к идеалу и может позволить человеку реализовать свои возможности и удовлетворит: потребность в подлинном общении.

Остановимся на характеристике этих ценностей.

Ценность свободы выражается в том, что признание своей свободы в той же мере должно сопровождаться и признанием свободы другого че­ловека, который свободен в своем выборе, вправе иметь свое мнение, свободен в своих оценках и поведении.

Как понимать ценность равенства в общении? Люди, вступающие в общение, различны по полу и возрасту, по психологическим характери­стикам, по уму и образованию, по социальному статусу. Какое может быть равенство между руководителем и подчиненным, когда один имеет право отдавать приказы, а другой обязан их выполнять? Или другой пример: воз­можно ли равенство между преподавателем и студентом? Преподаватель учит, контролирует процесс обучения и оценивает знания студента. Сту­дент, конечно, может учить преподавателя, контролировать процесс обуче­ния и оценивать уровень его знаний, однако такое его поведение создает конфликтную ситуацию, в которой в большинстве случаев студент проигрывает. Представим ситуацию: студент опоздал на лекцию, преподаватель делает ему замечание, находит его объяснение причин опоздания неуважительным и не допускает к занятиям. И, наоборот, преподаватель опоздал на занятие, студент делает ему замечание и не допускает к чтению лекции.

При поверхностном взгляде на ценность равенства, кажется, что в общении нет и не может быть равенства, так как сами субъекты не равны по всем параметрам. Проблема равенства в общении напоминает понимание равенства в христианстве: в земной жизни люди не равны, но все они равны перед Боком в том, что на каждом "лежит печать греха как сказано в Писа­нии: «Несть человек иже жив будет и не согрешит». Так и в нравственной сфере – должно признаваться равенство всех людей на моральное достоинство вне зависимости от их социального статуса и других параметров.

Меру нравственности общения характеризует степень доверия людей друг  к другу. Слово «доверие» являясь однокоренным с такими словами как  «вера» и «верность», характеризует открытые взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности того человека. О значимости доверия как нравственной основы общения писал еще древнекитайский мудрец Конфуций: «Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?»

Доверие с психологической точки зрения – сложный феномен. Оно включает уважение и интерес к партнеру по общению, позитивную оценку его личности, симпатию и положительные эмоции по отношению к нему, готовность к поддержанию отношений. Что означает отсутствие доверия? При отсутствии доверия неявно предполагается, что другой человек способен на неблаговидный поступок. Недоверие характеризуется настороженностью и напряженностью в общении, негативными оценками партнера по общению, готовностью прекратить общение и даже проявить опережающую агрессивность по отношению к партнеру по общению.

Доверие тяжело завоевывается, но легко теряется. По словам римского поэта эпохи Цезаря Публилия Сира, утраченное доверие подобно утраченной жизни, оно невозвратно. С утратой доверия общение становится фор­мальной процедурой.

Еще раз повторим: этические ценности общения связаны друг с другом на основе признания ценности человека как субъекта общения.

 



2019-05-24 1154 Обсуждений (0)
Этические ценности общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этические ценности общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1154)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)