Современные проблемы и перспективы развития маркетинга на российских предприятиях
Современные подходы к маркетингу сформировались сравнительно недавно и продолжают развиваться в настоящее время. Общей тенденцией, характерной для развития маркетинга на российских предприятиях, является повышение сложности маркетинговых решений, дифференциация их форм и методов принятия. По мере развития и становления маркетинга выделились основные виды и области применения маркетинга, которые представлены в табл. 4
Таблица 4 Основные виды маркетинга
Эволюция маркетинга в России включает 5 основных этапов. На первом этапе (20-е годы) маркетинг рассматривался как сфера прикладной экономики, практика сбытовой деятельности. Все теоретические исследования строились на анализе и обобщении эмпирического материала, связанного со сбытом, реализацией товаров на уровне отдельного предприятия (фирмы). На втором этапе, в 30–40-е годы, начинают появляться различные концепции маркетинга, различающиеся между собой подходом к пониманию предмета маркетинга. Здесь следует выделить распределительную, институциональную и функциональную концепции маркетинга. Распределительная концепция маркетинга отождествляет маркетинг с анализом механизма товародвижения. Институциональная концепция маркетинга исходит из предположения, что рынок представляет собой сферу, в которой проявляется коллективная деятельность социальных групп и организаций, поэтому теория рынка и маркетинга предполагает анализ поведения социальных групп, государств, различных организаций как коммерческого, так и некоммерческого характера. Функциональная концепция маркетинга дает понимание маркетинга как комплекса функций промышленного предприятия по реализации товаров. Среди таких функции могут быть выделены, например: изучение рынка, реклама и стимулирование сбыта, планирование торговых операций и т. д. Развитие функциональной концепции привело в 50-е годы к трактовке маркетинга как рыночной концепции управления. Начался третий этап в эволюции маркетинга. Ориентация на рынок – основная идея маркетинга как рыночной концепции управления. Рассмотрение маркетинга в качестве рыночной концепции управления потребовало теоретических исследований и методического обеспечения практики маркетинга. Четвертый этап эволюции маркетинга (50–60-е годы) характеризуется разработкой базовых основ общей теории управленческого маркетинга, включающих в себя разработку базовых положений маркетинговой деятельности (цели, задачи, функции и принципы организации маркетинга), разработку методов изучения рынка, разработку методов осуществления товарной, ценовой, сбытовой политики, рекламы, разработку методик и технологий принятия маркетинговых решений. Пятый этап (конец 60-х годов до настоящего времени) – это развитие общей теории управленческого маркетинга. Маркетинг представляет собой элемент общекорпоративной системы управления, который связывает фирму с внешней средой, поэтому общая результативность деятельности фирмы во многом зависит от эффективности маркетинга. На рубеже 80-х годов в экономике большинства развитых стран произошли события, которые заставляют по-новому взглянуть на проблему сущности маркетинга. В большинстве отраслей начался период избыточного предложения. В этих условиях сложилось ошибочное мнение, что убедить потребителей приобретать продукцию достаточно просто. Кроме того, усилилась конкуренция. Вернее она приобрела несколько иные черты: сложно стало выделять товары какой-либо фирмы. Начался период конкуренции качества не только товаров, но и процессов. За последние годы в стране произошел ряд серьезных изменений в сфере теоретических исследований и практического применения маркетинга как современной концепции управления организацией. В частности, сформировалась положительная тенденция повышения качественного уровня маркетингового образования населения и подготовки специалистов-маркетологов, обеспечения маркетинговой деятельности монографической, учебной и периодической литературой. Можно констатировать, что за годы организационно-экономических преобразований оформилось правовое поле маркетинговой деятельности. Существенно продвинулась практическая реализация таких важнейших маркетинговых функций, как товарная и ценовая политика, маркетинговые коммуникации, сбыт и организация продаж. Однако существует ряд проблем, касающихся развития маркетинга на российских предприятиях: 1. Во многих организациях использование маркетинга продолжает оставаться формальным или фрагментарным, бессистемным. Довольно распространенным в среде отечественных предпринимателей является ошибочное мнение о том, что маркетинговый комплекс в полном объеме нужен лишь для вновь создаваемых предприятий, находящихся в условиях кризиса. 2. Изменение характеристик современного потребителя, которое выражается в следующих основных моментах: • Нехватка времени ведёт к росту потребности в удобных и простых вещах, не требующих много времени для своего приобретения. • Уменьшение осознанного различия между потребительскими свойствами продуктов приводит к снижению лояльности по отношению к отдельным торговым маркам, в силу большого выбора продуктов и повышения «рыночной грамотности» потребителей наблюдается более осознанное их отношение к цене и ценности. • В результате усиления конкуренции и расширения рыночных предложений имеет место более высокое ожидание от услуг и качества продуктов. Уменьшение различий в отношении к покупке только дорогих или только дешевых товаров (богатые покупают что-то в дешевых магазинах, а не очень зажиточные для удовольствия покупают что-то в дорогих), сегментирование по доходам может ввести в заблуждение. • Занижение покупателем своего возрастного уровня – покупка товаров, рассчитанных на более молодых. • Вследствие нивелирования свойств многих продуктов усиливается значимость их эмоционального воздействия, поэтому создаются более дорогие варианты продуктов, имеющих не только высокие технические и эксплуатационные характеристики, но также обладающих эмоциональной привлекательностью. 3.Все труднее становится добиться дифференциации продукта. Выпускается все больше продуктов, похожих друг на друга. Все больше продуктов становятся недифференцированными. Все чаще выпускаются продукты-имитаторы. Данные обстоятельства сокращают жизненный цикл продуктов. 4.Усиление конкуренции и её качественное изменение (гиперконкуренция). Развитие гиперконкуренции приводит к тому, что политика снижения цен и тем более ценовые войны часто не работают из-за адекватного ответа конкурентов. Позицию рыночного лидера с этой точки зрения обеспечивает снижение себестоимости продукции. Происходит усиление конкуренции со стороны дешевых торговых марок из Китая и других быстро развивающихся стран. 5.В связи с тем, что маркетинг является достаточно молодым направлением экономики России, предприятия неправильно интерпретируют данную науку. Такое непонимание сути маркетинга встречается очень часто во многих организациях, не говоря уже о том, какое мнение бытует среди рядовых граждан. С недавних пор практически в каждой фирме имеется отдел маркетинга. Однако это не что иное, как дань моде. 6.Недооценка значимости маркетинга. Значимости в том смысле, что маркетинг выступает в качестве навигатора на рынке товаров и услуг, т. е. управленческий аппарат в фирмах не понимает, что маркетинг – это основной инструментарий, позволяющий эффективно конкурировать на рынке. В связи с этим маркетингу часто отводят второстепенную роль, хотя отдел маркетинга по праву должен стоять на одном уровне с финансовым, коммерческим отделами. Бесперспективность простого проецирования зарубежных моделей экономического развития на существующую российскую экономику. Использование данного опыта при реформировании отечественной экономики может и должно иметь место. Однако основными критериями при этом должны быть: возможность его адаптации к условиям, целям и задачам реформируемой экономики страны, а также то, в какой мере заимствованный опыт рыночных преобразований будет способствовать развитию производительных сил общества. Таким образом, современный маркетинг на российском рынке должен базироваться на адаптивном, гибком планировании нововведений, в центре которых всегда должен быть потребитель. Необходимо учитывать возрастание роли нововведений в маркетинговой деятельности. Новые продукты могут создать новые рынки, а на существующих рынках помогают потеснить конкурентов. Если ранее приоритеты отдавались минимизации риска выхода на рынок с новым продуктом, то в настоящее время приоритеты должны смещаться в сторону убыстрения выхода на рынок, стремления стать на нем пионером. Потери от позднего выхода на рынок могут существенно превышать потери от недостаточной эффективности новых продуктов. Скорость и гибкость в принятии продуктовых решений для многих компаний должны стать одним из целевых ориентиров. Маркетинг должен занять центральное место в системе управления современной организацией, ориентированной на реальных и потенциальных потребителей ее товаров и услуг. Также для успешного развития маркетинга на российских предприятиях необходимо осуществлять следующее: • дальнейшая разработка и уточнение теоретической концепции маркетинга; • изучение возможностей и особенностей применения комплекса маркетинговых исследований к реальных условиям российского рынка; • подготовка специалистов-маркетологов для рыночных структур национальной экономики; • создание специализированной учебно-методической базы, основанной на применении современных компьютерных технологий обучения. Таким образом, проблемы развития и становления маркетинга на российских предприятиях неразрывно связаны с решением целого комплекса задач, главными из которых являются становление цивилизованного национального рынка и развитие отечественного предпринимательства
Заключение
Исследование законов развития маркетинговых процессов на основе современных знаний философии, математики и экономики с применением эконометрических моделей, позволяет исследовать сложные социально-экономические процессы на базе информационных технологий, а не проводить социально-экономические эксперименты на людях. Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Маркетинг - это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования товарного рынка. В основе маркетинга, как объекта исследования, заложены две цели: стратегическая и тактическая. Стратегическая цель маркетинга – обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы. Тактическая цель маркетинга – удовлетворение потребностей человека за счет повышения эффективности работы, расширение рынка сбыта, повышение конкурентоспособности и максимизации прибыли. Стратегия и тактика маркетинга не всегда совпадают. С каждым годом мы убеждаемся в том, что окружающий нас мир становится все более хрупким, все более неустойчивым. Новые современные подходы в маркетинге дают возможность соединить потребности человека с возможностями не только их удовлетворения, но и обеспечения устойчивого развития социальной системы в рамках ограниченных и убывающих ресурсов. Рынок позволяет с высоким быстродействием построить социально-экономические отношения между потребителями и производителями, которые базируются на частной собственности. Но с другой стороны рынок обладает высокой степенью неустойчивости. Все субъекты хозяйствования, функционирующие на рынке, принимают решения в условиях ограниченности ресурсов, конкурентной борьбы и неопределенности будущего состояния рыночного равновесия, то есть действуют в условиях риска и неустойчивой системы. Обеспечение устойчивости и эффективного развития социально-экономической системы может взять на себя маркетинг. Маркетинг как элемент социально-экономической системы должен подчиняться фундаментальным законам природы. Идея и материя, представлены здесь в диалектическом единстве, как бы соединяют в себе дуализм физической и информационной энтропии. Это дуалистическое единство мира указывает на то, что внутри дуалистического мира возникают противоречия, которые приводят к нарушению устойчивости систем находящихся внутри этого мира, в том числе и социально-экономической системы. И так, категория «маркетинг» имеет множество определений и неоднозначно трактуется в теории и практике. По мнению отдельных авторов, маркетинг представляет собой систему взглядов, функций координации различных аспектов коммерческой деятельности, комплекс взаимосвязанных элементов деловой активности, философию бизнеса, цель которой – смягчение кризисов перепроизводства, процесс сбалансирования спроса и предложения; подсистему управления капиталистическим предприятием для принятия хозяйственных решений для получения максимальной прибыли; человеческую деятельность, направленную на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Формирование и развитие маркетинга осуществлялось вместе с эволюцией общественного производства, экономической науки и теории управления. В каждой стране этот процесс имел общие и отличительные черты.
Список использованной литературы
1. Авдокушин Е. Ф. Маркетинг в международном бизнесе. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 328 с. 2. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов, СПб.: Питер, 2012. –551c. 3. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз : учеб. пособие. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 320 с. 4. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Книжный мир, 2004. – 860 с. 5. Волченко, В.Н. Современное миропонимание и экоэтика XXI века. – М.: Из-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2000. – 262 с. 6. Голубков Е. П. О некоторых понятиях и терминологии маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003.- №5. – с. 3-13 7. Голубков Е. П. Основы маркетинга : учебник. – М. : Финпресс, 1999. – 340 с. 8. Голубков Е.П. Маркетинг. Словарь терминов. – М.: Дело и сервис, 2012.-с.320 9. Кобяков А. Закат империи доллара и конец Pax Americana. – М.: Издательство «Вече». – 2003. – 368 с. 10. Котлер Ф. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее -к человеческой душе/ пер. с англ. А.Заякина. – М: Эксмо, 2012. – 240 с. 11. Котлер Ф.Основы маркетинга. – Москва, С-Петербург, Киев, Вилямс. – 2001. – 1056 с. 12. Маркетинг взаимодействия: Инновационные технологии. Компетентность. Экономическое измерение. Оценка эффективности: учебник под науч. ред . заслуж деятеля науки РФ, д-ра экон. наук, проф. Г.Л.Багиева.- СПб.:Изд-во СПбГЭУ., Челябинск Издательский центр ЮУрГУ, 2012.—713с. 13. Маркетинг взаимоотношений. Учебное пособие. Под ред.Соловьева Б.А// М.: изд-во Рос.экон.акад. 2010. – 269 с. 14. Маслова Т. Д. Маркетинг / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. – СПб. : Питер, 2004. – 400 c. 15. Мушенко Д.В. Использование теории Австрийской школы в маркетинге и маркетинговых исследованиях внешней среды // Инновации и инвестиции, 2013. - № 7 С. 101-105. 16. Никишкин В.В. Инновационная концепция маркетинга как ответ на вызовы современного мира. \\ Практический маркетинг.- 2012.-№12(178).-С.4-7. 17. Потехин Н.А. О теории маркетинга нового поколения //Аграрный вестник Урала, 2015. - №9 (сентябрь) С.87-92 18. Савинова К.В. Современные проблемы и перспективы развития маркетинга на российских предприятиях // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы, 2010. -№ 1 С. 198-200. 19. Сидорчук Р.Р. Ценность в маркетинге как научная категория // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием 2014. - №5. – С. 216-235 20. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004 -цитируется по сайту http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/952/%D0%9F%D0% 21. Чертыковцев В.К. Дуалистический подход в маркетинге // Вестник Оренбургского государственного университета 2011. - 13 (декабрь). С. 512-515.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (445)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |