Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тренировка мышц нёба и глотки



2019-05-24 207 Обсуждений (0)
Тренировка мышц нёба и глотки 0.00 из 5.00 0 оценок




Занятие

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Цели занятия: понимание особенностей устной речи; вы­явление основных характеристик диалогической и монологиче­ской речи, своеобразия функционально-смысловых типов речи;

ознакомление с основными характеристиками каждого функцио­нального стиля.

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Прочитайте данный ниже текст, подготовьте сооб­щение на тему «Мышление начинается с постановки вопросов». Выступите с этим сообщением перед аудиторией. Используйте сред­ства невербального общения.

Ситуации, которые вынуждают искать новые решения для до­стижения практических или теоретических целей, называются проблемными. Проблемная ситуация воспринимается и осознается человеком как задача, требующая ответа на определенный вопрос. Для мышления осознание вопроса — это как бы сигнал к началу активной мыслительной деятельности. Недаром, когда у ребенка начи­нает активно развиваться мышление, он становится «почемучкой».

Английский психолог Д. Селли писал, что если бы ему предло­жили изобразить ребенка в его типическом душевном состоянии, то он нарисовал бы выпрямленную фигуру мальчика, который широко раскрытыми глазами смотрит на какое-нибудь чудо или слушает, как мать рассказывает ему об окружающем мире.

Наверное, учеными, изобретателями, рационализаторами, да и вообще творческими людьми во всех областях жизни становятся взрослые, сохранившие в себе эту пытливость, любознательность, стремление к новому. Печальное зрелище представляет собой че­ловек, у которого нет вопросов. Мне пришлось наблюдать взрос­лого мужчину, у которого вследствие тяжелой болезни мозга ин­теллектуальные возможности были резко понижены: он не мог в свое время учиться в массовой школе и едва усвоил грамоту и четыре арифметических действия. Характерно, что его любимым выражением было: «Ясненько, понятненько!»

Осознание вопроса — это первый этап решения задачи. Неда­ром говорят: «Хорошо поставленный вопрос — половина ответа».

Задание 2. Произнесите следующие слова, соблюдая орфоэпи­ческие нормы.

Аристократия, бомбардировать, вероисповедание, договор, ду­ховник, еретик, звонишь, исповедание, каталог, кремень, манёвры, мизерный, намерение, обеспечение, облегчить, предвосхи­тить, принудить, сосредоточение, углубить, феномен.

Задание 3. Расставьте ударения в следующих существительных.

Апостроф, бюрократия, значимость, вероисповедание, иконо­пись, жизнеобеспечение, созыв, упрочение, феерия, каталог, не­кролог, квартал, игрище, ворожея, толика, христианин, индуст­рия, мышление.

Сверьте свой вариант постановки ударения по орфографиче­скому словарю. В случае ошибки составьте с этим словом не ме­нее трех предложений (устно), всякий раз обращая внимание на произношение.

Упражнения для подготовки речевого аппарата к работе над дикцией

Цели упражнений — подготовить («разогреть») речевой аппа­рат к работе, снять или предотвратить возможные мышечные за­жимы, ощутить звук в резонаторах.

Гимнастика артикуляционно-резонаторного аппарата

В основу научного обоснования тренировочной гимнастики артикуляционно-резонаторного аппарата положены достижения русской физиологической школы, а также опыт работы автора данного пособия в театральных школах и педагогических вузах.

Занятия следует проводить в проветренном помещении. Тре­нироваться рекомендуем: утром, до занятий голосом, перед уро­ком, лекцией и при голосовом утомлении.

При работе в процессе тренировки надо избегать резкой, утри­рованной артикуляции, так как в основе занятий лежит выработка естественных, плавных движений. В результате тренировки мыш­цы речевого аппарата должны стать эластичными и свободными.

Первоначальные упражнения, особенно при самостоятельных занятиях, нужно делать перед зеркалом. В дальнейшем, когда за­помнятся мышечные ощущения, которые возникают при трени­ровке, можно обходиться и без зеркала.

В упражнения включен самомассаж, который широко исполь­зуется не только в лечебных, но и в профилактических целях — для предупреждения заболеваний, связанных с речевой функцией. Массаж — один из древнейших приемов снятия мышечных зажи­мов, усталости, он способствует восстановлению здоровья, улуч­шению обмена веществ, кровообращения. Воздействуя на нервные окончания в полостях, близких к органам речи, он способствует (косвенным путем) лучшему резонированию. Массаж, заключаю­щийся в поглаживании, называется гигиеническим. Массаж, про­изводимый постукиванием пальцами, — вибрационным.

Каждое упражнение следует повторить 5—10 раз.

Массаж

1. Массаж лица.

Положить ладони на лоб так, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба нужно производить мед­ленное поглаживание ладонями до околоушной области лица.

Такие же движения производить:

а) от переносицы к ушам;

б) от желобка под носом к ушам;

в) от околоушной области лица к подбородку и обратно;

г) поглаживать кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимся движением от середины лба и снова к середине).

2. Повторить все вышеописанные движения, но уже не погла­живающими движениями, а постукивая пальцами (вибрационный массаж).

3. Массаж шеи.

Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз:

а) в области горла, попеременно то правой, то левой рукой;

б) от околоушной области лица, по боковой части шеи до под­мышечных впадин (одновременное движение обеих рук);

в) положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев обеих рук касаются друг друга), затем руки сколь­зят по боковой части шеи до подмышечных впадин.

Носовое дыхание

При вдохе через нос холодный воздух согревается, сухой — увлажняется, пыль оседает на волосках слизистой оболочки носа. Это предохраняет голосовые связки от охлаждения, сухости и за­грязнения. Вдох носом, обеспечивая полное дыхание, не дает вред­ной для голоса перегрузки. Кроме того, использование носового дыхания предотвращает скапливание слизи в носоглотке и спо­собствует активизации нервно-мышечных тканей носа, принима­ющих участие в сложном процессе голосообразования и резонирования звука.

1. Рот закрыт. Делается короткий вдох носом, ноздри при этом слегка расширяются; при выдохе средними и указательными паль­цами производится легкое похлопывание по ноздрям.

2. Зажать правую ноздрю пальцем, сделать вдох левой ноздрей, затем зажать левую и, отпустив правую, выдыхая, производить легкое похлопывание по ноздре. Повторить это упражнение 5— 6 раз, зажимая поочередно то одну, то другую ноздрю.

3. Проделать предыдущее упражнение, но теперь на выдохе протяжно тянуть звуки «м» и «н». При выдохе слегка постукивать кончиками пальцев то по одной, то по другой, то одновременно по обеим ноздрям.

4. Рот открыт. Сделать вдох через нос, слегка расширяя при этом ноздри, затем постепенно, медленно выдыхать воздух через рот (нёбная занавеска подтянута вверх). Упражнение повторить несколько раз подряд; рот все время остается открытым.

Тренировка мышц нёба и глотки

1. Произнести медленно 3—4 раза подряд согласные «к» и «г», затем медленно, беззвучно, почти не открывая рта, но хорошо раскрывая полость зева, произнести 3—4 раза подряд гласные «а», «э», «о».

2. а) Произнести медленно, беззвучно «а, э, о», стараясь шире раскрыть зев, а не рот; затем, повторяя (беззвучно) эти гласные, наклонить голову вниз, до соприкосновения с грудью; потом плав­ным, медленным движением запрокинуть голову назад (продол­жая произнесение гласных);

б) наклонить голову вправо, как бы желая положить ее на пле­чо, потом плавно наклонить голову влево (в этом положении без­звучно повторяя гласные).

3. а) «Прополоскать» на выдохе рот и горло воздухом, вспом­нив, как это делается при полоскании водой, стараясь точно вос­произвести эти движения;

б) слегка погладить ладонями сверху вниз горло и верхнюю часть грудной клетки; затем, похлопывая шею и грудь кончиками пальцев, протяжно тянуть (на выдохе) согласные «м — мь — м — мь — м — мь». При этом твердые «м» плавно переливаются в мягкие «мь» и наоборот (насколько хватает воздуха). Вдох носом.

4. Раскрыть рот (расстояние между зубами — два пальца), про­изнести звукосочетание «амм...амм...амм...» (звук «а» — тихим, легким шепотом, звук «м» — протяжно, звучно). Повторить это упражнение несколько раз.

Упражнения для губ

Массаж мышц верхней и нижней губы:

а) поглаживать указательными пальцами обеих рук мышцы верх­ней губы одновременно с поглаживанием мышц нижней губы сред­ними пальцами (движение от центра губ к уголкам);

б) произносить сочетания согласных «гл», «гн», «вн», подтяги­вая после каждого сочетания вверх верхнюю губу. Звуки «л», «н», «в» тянуть;

в) произносить сочетания «кс», «гз», «вз», оттягивая вниз ниж­нюю губу. Щелевые звуки «с», «з» тянуть. При движении губ вверх и вниз прижимать их к деснам.

Для тренировки верхней губы следует применять сочетания «гл», «вл», «кл», «рл», «шл», «дл», «гн», «вн», «тн», «дн», артикуляция которых требует подтянутой верхней губы.

Для тренировки нижней губы рекомендуются сочетания «кс», «гз», «бз».

Упражнения для языка

1. Расслабить мышцы языка, придав ему форму «лопаты», вытя­нуть его вперед (на нижнюю губу) и произнести гласные «и», «э», не убирая язык за зубы. Повторить эти гласные 4—6 раз подряд.

2. Приподнять кончик языка и, скользя по твердому нёбу на­зад, придать ему форму «крючка», затем произнести гласные «о», «у», не меняя положения языка.

3. Протяжно тянуть согласный звук «м», проводя кончиком языка по верхней и нижней деснам (рот раскрыт).

4. Тянуть звук «м», поглаживая при закрытом рте языком слизи­стую оболочку полости рта (нёбо, внутреннюю сторону щек и губ).

Вибрационный массаж со звуком (проверка ощущения звука в резонаторах).

Тянуть поочередно одно из следующих сочетаний: «зм», «зн», «вм», «жн», «гм», «гн», — производя одновременно постукивание:

по носу сверху вниз и снизу вверх; вокруг рта и околоушной обла­сти лица и по середине носа; от середины лба, вокруг глаз и снова по носу, время от времени прикладывая ладони к лицу для ощу­щения вибрации, по шее сверху вниз по обеим сторонам до под­мышечных впадин и верхней части грудной клетки.



2019-05-24 207 Обсуждений (0)
Тренировка мышц нёба и глотки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тренировка мышц нёба и глотки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)