Тренировка мышц нёба и глотки
Занятие РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Цели занятия: понимание особенностей устной речи; выявление основных характеристик диалогической и монологической речи, своеобразия функционально-смысловых типов речи; ознакомление с основными характеристиками каждого функционального стиля. ЗАДАНИЯ Задание 1. Прочитайте данный ниже текст, подготовьте сообщение на тему «Мышление начинается с постановки вопросов». Выступите с этим сообщением перед аудиторией. Используйте средства невербального общения. Ситуации, которые вынуждают искать новые решения для достижения практических или теоретических целей, называются проблемными. Проблемная ситуация воспринимается и осознается человеком как задача, требующая ответа на определенный вопрос. Для мышления осознание вопроса — это как бы сигнал к началу активной мыслительной деятельности. Недаром, когда у ребенка начинает активно развиваться мышление, он становится «почемучкой». Английский психолог Д. Селли писал, что если бы ему предложили изобразить ребенка в его типическом душевном состоянии, то он нарисовал бы выпрямленную фигуру мальчика, который широко раскрытыми глазами смотрит на какое-нибудь чудо или слушает, как мать рассказывает ему об окружающем мире. Наверное, учеными, изобретателями, рационализаторами, да и вообще творческими людьми во всех областях жизни становятся взрослые, сохранившие в себе эту пытливость, любознательность, стремление к новому. Печальное зрелище представляет собой человек, у которого нет вопросов. Мне пришлось наблюдать взрослого мужчину, у которого вследствие тяжелой болезни мозга интеллектуальные возможности были резко понижены: он не мог в свое время учиться в массовой школе и едва усвоил грамоту и четыре арифметических действия. Характерно, что его любимым выражением было: «Ясненько, понятненько!» Осознание вопроса — это первый этап решения задачи. Недаром говорят: «Хорошо поставленный вопрос — половина ответа». Задание 2. Произнесите следующие слова, соблюдая орфоэпические нормы. Аристократия, бомбардировать, вероисповедание, договор, духовник, еретик, звонишь, исповедание, каталог, кремень, манёвры, мизерный, намерение, обеспечение, облегчить, предвосхитить, принудить, сосредоточение, углубить, феномен. Задание 3. Расставьте ударения в следующих существительных. Апостроф, бюрократия, значимость, вероисповедание, иконопись, жизнеобеспечение, созыв, упрочение, феерия, каталог, некролог, квартал, игрище, ворожея, толика, христианин, индустрия, мышление. Сверьте свой вариант постановки ударения по орфографическому словарю. В случае ошибки составьте с этим словом не менее трех предложений (устно), всякий раз обращая внимание на произношение. Упражнения для подготовки речевого аппарата к работе над дикцией Цели упражнений — подготовить («разогреть») речевой аппарат к работе, снять или предотвратить возможные мышечные зажимы, ощутить звук в резонаторах. Гимнастика артикуляционно-резонаторного аппарата В основу научного обоснования тренировочной гимнастики артикуляционно-резонаторного аппарата положены достижения русской физиологической школы, а также опыт работы автора данного пособия в театральных школах и педагогических вузах. Занятия следует проводить в проветренном помещении. Тренироваться рекомендуем: утром, до занятий голосом, перед уроком, лекцией и при голосовом утомлении. При работе в процессе тренировки надо избегать резкой, утрированной артикуляции, так как в основе занятий лежит выработка естественных, плавных движений. В результате тренировки мышцы речевого аппарата должны стать эластичными и свободными. Первоначальные упражнения, особенно при самостоятельных занятиях, нужно делать перед зеркалом. В дальнейшем, когда запомнятся мышечные ощущения, которые возникают при тренировке, можно обходиться и без зеркала. В упражнения включен самомассаж, который широко используется не только в лечебных, но и в профилактических целях — для предупреждения заболеваний, связанных с речевой функцией. Массаж — один из древнейших приемов снятия мышечных зажимов, усталости, он способствует восстановлению здоровья, улучшению обмена веществ, кровообращения. Воздействуя на нервные окончания в полостях, близких к органам речи, он способствует (косвенным путем) лучшему резонированию. Массаж, заключающийся в поглаживании, называется гигиеническим. Массаж, производимый постукиванием пальцами, — вибрационным. Каждое упражнение следует повторить 5—10 раз. Массаж 1. Массаж лица. Положить ладони на лоб так, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба нужно производить медленное поглаживание ладонями до околоушной области лица. Такие же движения производить: а) от переносицы к ушам; б) от желобка под носом к ушам; в) от околоушной области лица к подбородку и обратно; г) поглаживать кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимся движением от середины лба и снова к середине). 2. Повторить все вышеописанные движения, но уже не поглаживающими движениями, а постукивая пальцами (вибрационный массаж). 3. Массаж шеи. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз: а) в области горла, попеременно то правой, то левой рукой; б) от околоушной области лица, по боковой части шеи до подмышечных впадин (одновременное движение обеих рук); в) положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев обеих рук касаются друг друга), затем руки скользят по боковой части шеи до подмышечных впадин. Носовое дыхание При вдохе через нос холодный воздух согревается, сухой — увлажняется, пыль оседает на волосках слизистой оболочки носа. Это предохраняет голосовые связки от охлаждения, сухости и загрязнения. Вдох носом, обеспечивая полное дыхание, не дает вредной для голоса перегрузки. Кроме того, использование носового дыхания предотвращает скапливание слизи в носоглотке и способствует активизации нервно-мышечных тканей носа, принимающих участие в сложном процессе голосообразования и резонирования звука. 1. Рот закрыт. Делается короткий вдох носом, ноздри при этом слегка расширяются; при выдохе средними и указательными пальцами производится легкое похлопывание по ноздрям. 2. Зажать правую ноздрю пальцем, сделать вдох левой ноздрей, затем зажать левую и, отпустив правую, выдыхая, производить легкое похлопывание по ноздре. Повторить это упражнение 5— 6 раз, зажимая поочередно то одну, то другую ноздрю. 3. Проделать предыдущее упражнение, но теперь на выдохе протяжно тянуть звуки «м» и «н». При выдохе слегка постукивать кончиками пальцев то по одной, то по другой, то одновременно по обеим ноздрям. 4. Рот открыт. Сделать вдох через нос, слегка расширяя при этом ноздри, затем постепенно, медленно выдыхать воздух через рот (нёбная занавеска подтянута вверх). Упражнение повторить несколько раз подряд; рот все время остается открытым. Тренировка мышц нёба и глотки 1. Произнести медленно 3—4 раза подряд согласные «к» и «г», затем медленно, беззвучно, почти не открывая рта, но хорошо раскрывая полость зева, произнести 3—4 раза подряд гласные «а», «э», «о». 2. а) Произнести медленно, беззвучно «а, э, о», стараясь шире раскрыть зев, а не рот; затем, повторяя (беззвучно) эти гласные, наклонить голову вниз, до соприкосновения с грудью; потом плавным, медленным движением запрокинуть голову назад (продолжая произнесение гласных); б) наклонить голову вправо, как бы желая положить ее на плечо, потом плавно наклонить голову влево (в этом положении беззвучно повторяя гласные). 3. а) «Прополоскать» на выдохе рот и горло воздухом, вспомнив, как это делается при полоскании водой, стараясь точно воспроизвести эти движения; б) слегка погладить ладонями сверху вниз горло и верхнюю часть грудной клетки; затем, похлопывая шею и грудь кончиками пальцев, протяжно тянуть (на выдохе) согласные «м — мь — м — мь — м — мь». При этом твердые «м» плавно переливаются в мягкие «мь» и наоборот (насколько хватает воздуха). Вдох носом. 4. Раскрыть рот (расстояние между зубами — два пальца), произнести звукосочетание «амм...амм...амм...» (звук «а» — тихим, легким шепотом, звук «м» — протяжно, звучно). Повторить это упражнение несколько раз. Упражнения для губ Массаж мышц верхней и нижней губы: а) поглаживать указательными пальцами обеих рук мышцы верхней губы одновременно с поглаживанием мышц нижней губы средними пальцами (движение от центра губ к уголкам); б) произносить сочетания согласных «гл», «гн», «вн», подтягивая после каждого сочетания вверх верхнюю губу. Звуки «л», «н», «в» тянуть; в) произносить сочетания «кс», «гз», «вз», оттягивая вниз нижнюю губу. Щелевые звуки «с», «з» тянуть. При движении губ вверх и вниз прижимать их к деснам. Для тренировки верхней губы следует применять сочетания «гл», «вл», «кл», «рл», «шл», «дл», «гн», «вн», «тн», «дн», артикуляция которых требует подтянутой верхней губы. Для тренировки нижней губы рекомендуются сочетания «кс», «гз», «бз». Упражнения для языка 1. Расслабить мышцы языка, придав ему форму «лопаты», вытянуть его вперед (на нижнюю губу) и произнести гласные «и», «э», не убирая язык за зубы. Повторить эти гласные 4—6 раз подряд. 2. Приподнять кончик языка и, скользя по твердому нёбу назад, придать ему форму «крючка», затем произнести гласные «о», «у», не меняя положения языка. 3. Протяжно тянуть согласный звук «м», проводя кончиком языка по верхней и нижней деснам (рот раскрыт). 4. Тянуть звук «м», поглаживая при закрытом рте языком слизистую оболочку полости рта (нёбо, внутреннюю сторону щек и губ). Вибрационный массаж со звуком (проверка ощущения звука в резонаторах). Тянуть поочередно одно из следующих сочетаний: «зм», «зн», «вм», «жн», «гм», «гн», — производя одновременно постукивание: по носу сверху вниз и снизу вверх; вокруг рта и околоушной области лица и по середине носа; от середины лба, вокруг глаз и снова по носу, время от времени прикладывая ладони к лицу для ощущения вибрации, по шее сверху вниз по обеим сторонам до подмышечных впадин и верхней части грудной клетки.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |