Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Упражнения на дыхание и голос



2019-05-24 200 Обсуждений (0)
Упражнения на дыхание и голос 0.00 из 5.00 0 оценок




Для проверки навыков, приобретенных во время тренировки дыхания и голоса, мы рекомендуем произносить наиболее удоб­ные звукосочетания, скороговорки, читать небольшие стихотвор­ные и прозаические тексты, в которых встречаются перечисления и периоды, требующие различного использования выразительных средств голоса.

В этих произведениях интересные мысли, яркие и разнообраз­ные картины заставляют студента смелее использовать диапазон голоса, обращать больше внимания на смену темпа, силы и т.д., на все необходимые будущему учителю выразительные голосовые средства.

Мы предлагаем ряд текстов классических и современных авто­ров, которые были использованы на уроках по голосу в МП ГУ.

Все используемые литературные материалы требуют предвари­тельного логического анализа текста.

Слова, содержащие наиболее удобные звукосочетания

При открытом, резком звучании голоса вначале лучше исполь­зовать для работы слова с гласными звуками «о» и «у».

Если голос у вас звучит глухо и низко, рекомендуем начинать со «светлых» гласных «а», «э», «е», «и».

1. Анна, Алла, Аза; Инна, Ира, ива; Эмма, Элла, эра; Оля, Уля.

2. Арба, орда (просклоняйте эти два слова — каждое отдельно или оба вместе, соединяя их союзом «и»).

3. Амба, дамба, Анды, гранды, банды, гланды, дама, драма, гам­мы, граммы, Ужба, дружба... и т.д.

4. Однослоговые слова со звуком:

«а» — лань, ларь, лай, мал, май, рай, грамм, вал, вар, рвань, •бань, бал, бар, бай, гам, Гавр, гарь, гай, дар, даль, дань, дай, дам, нам, мавр, вам, лавр, зал, жар, жаль, жарь;

«е» — мел, мель, нем, лень, змей, злей, недр, зебр, жезл, дрель, звень, зверь, дверь, бел, день, лей, млей, рей, брей, зрей, грей, верь;

«и» — лил, сгнил, жил, бил, взвил, двинь, сгинь, линь, Нил, мил, мир, вин, вил, ЗИМ, ЗИЛ, жим, жир;

«о» — лом, взлом, ноль, зной, мол, моль, мор, мой, роль, рой, ром, бром, гром, зол, вол, вор, двор, звон, вой, бой, сбой, бор, боль, дом, Дон, дол, гол, голь;

«у» — МУР, мул, лунь, Лувр, нуль, руль, зубр, бум, Дувр;

«ы» — мыл, ныл, рыл, завыл, выл, вынь, был, сбыл, дым, дыр, дынь;

«ё» — лён, мёл, брёл, вёл, взвёл, свёл;

«я» — мял, глянь, дрянь, взял, вянь и т.п.

Скороговорки

1. Вакул бабу обул, да и Вакулу баба обула.

2. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

3. Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик купи кипу.

4. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!

5. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

6. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп;

как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

7. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

8. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

147


9. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

10. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор!

11. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зара­портовался.

12. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не выла­вировали.

13. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

14. Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

15. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпако-вать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

16. Либретто Риголетто.

17. Не жалела мама мыла. Мама Милу мыла мылом. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

18. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

19. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

20. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Стано­вись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши и не пачкай уши тушью.

21. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Стихотворные тексты

...Бури грохот, бури свист! Вихорь хладный! Вихорь жгучий! Бьет меня древесный лист...

Е. Баратынский

Луну я взглядом провожал По светлым небесам, А конь мой весело бежал, Он знал дорогу сам.

С. Я. Маршак

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;                ,

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползет лесною высью,

148


Слышишь ржанье по долинам? То табун несется рысью.

А.Фет

Мимо

баров и бань. Бей, барабан! Барабан, барабань! Были рабы! Нет раба!

В. В. Маяковский

Прозаические тексты

<... > Значит, ты принимаешь меня за человека, для которого деньги — это все, за корыстолюбца, за продажную душонку? Так знай, приятель, что предложи ты мне кошелек, наполненный пистолями, и будь этот ко­шелек в роскошной шкатулке, а шкатулка в драгоценном футляре, а фут­ляр в великолепном сундучке, а сундучок в редкостном поставце, а поста­вец в великолепной комнате, а комната в приятнейших апартаментах, а апартаменты в дивном замке, а замок в несравненной крепости, а кре­пость в знаменитом городе, а город на плодоносном острове, а остров в богатейшей провинции, а провинция в цветущей монархии, а монархия в целом мире, — так вот, если б ты предложил мне весь мир, где была бы эта цветущая монархия, этот плодоносный остров, этот знаменитый го­род, эта несравненная крепость, этот дивный замок, эти приятнейшие апартаменты, эта превосходная комната, этот редкостный поставец, этот прекрасный сундучок, этот драгоценный футляр, эта роскошная шкатул­ка, в которой лежал бы кошелек, наполненный пистолями, то меня это так же мало интересовало бы, как твои деньги и как ты сам. <... >

Ж. Б. Мольер

<... > В 1870-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеоринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стек­лышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, — в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего, приготовления, ехали восемь суток по мягкой пыльной и грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в вал­дайские колокольчики и бублики, — когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и трид­цати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацето­вые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков; ког­да прелестные дамы-камелии прятались от дневного света, — в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугенбунда, во времена Милорадо-

140


Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю (не очень громко). Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою (тише). Стану сказывать я сказки, Песенку спою (еще тише);

Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю (совсем тихо, но не шепотом).

Упражнение 7. Прочитайте стихотворение А. Прянишникова «Гекзаметр».

Первые три строки — шепотом (1-я — слабым, 2-я — сильным, 3-я — еще сильнее);

4-я строка — тихим шепотом;

5-я строка — увеличивая громкость;

6-я строка — с расчетом на 30 человек;

7-я строка — на 100 человек, 8-я — на 200 человек, 9-я — на 300 человек.

Далее — напевно, растягивая гласные.

Со строк «рот не ленись...» читать громко с расчетом на 400 человек.

В 15— 16-й строках «промычите» звук «м» («Голоса звук не глу­ши...»).

Со слов «Прежде чем брать...» — 4 строки — на одном дыхании.

Читайте текст, комбинируя: тише — громче, медленно — быст­ро, низко — высоко.

Гекзаметр

1. Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье,

2. Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

3. Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.

4. Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

5. Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье.

6. И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи.

7. Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

8. Чтение, окончив строку, не спеши с переходом к дальнейшей.:'

9. Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

10. Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

11. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

12. Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

13. Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

14. Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком —

15. Голос и в тихом звучанье должен хранить металличность.

16. Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

17. Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

18. Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.

19. Выдох веди экономно — с расчетом на целую строчку.

152


20. Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность —

21. Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

Упражнение 8. Произнесите тексты в разных регистрах, утри­руя звук «м»:

Мед в лесу медведь нашел, Мало меду, много пчел.

Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающий маяк, Мятежье марева морские, Мой милый маг, моя Мария! Молчаньем манит в мутный мрак, Мне метит мели мировые, Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающий маяк!

К. Бальмонт



2019-05-24 200 Обсуждений (0)
Упражнения на дыхание и голос 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Упражнения на дыхание и голос

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)