Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дополнительные упражнения для исправления недостатков работы частей речевого аппарата



2019-05-24 204 Обсуждений (0)
Дополнительные упражнения для исправления недостатков работы частей речевого аппарата 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель упражнений — исправить недостатки работы нижней че­люсти.

1. Произносить сочетания «пай», «бай», «май», «гай», «дай», «тай», медленно отклоняя голову назад при каждом сочетании и в то же время пальцами рук удерживая по возможности подбородок в прямом положении: создается некоторое сопротивление в мыш­цах челюсти и шеи. На конечном звуке «и» руке «удается» вернуть голову в прямое исходное положение. Проделав это упражнение 2—3 раза, следует произнести эти же сочетания свободно, вслух, проверяя ощущения мышечной свободы и легкости.

2. Медленным движением опускать голову до соприкоснове­ния подбородка с верхней частью грудины, произнося несколько раз сочетание «ма», затем поднять голову и произнести это же сочетание свободно (упражнение повторяется 4—5 раз подряд).

3. Медленным движением, поворачивая голову, коснуться под­бородком поочередно то правого, то левого плеча, произнося при этом сочетания «гай» (на «и» коснуться плеча), «кай», «дай», «пай» и т.д. (упражнение повторяется 4—5 раз подряд).

4. Открыть рот. Пальцами фиксировать подбородок у перед­ней части шеи, язык опустить вниз, тянуть звук «н», не меняя положения языка.

5. Массаж нижней челюсти: энергично поглаживать ладонями обеих рук от околоушной области к подбородку и обратно.

Упражнения при недостатках работы внутриглоточной артикуляции (глотка, мягкое нёбо, полость зева)

Цель упражнений — исправить недостатки работы внутригло­точной артикуляции, работы языка и губ.

1. Протяжно тянуть звук «м», со звуком «полоскать горло», за­прокидывая при этом голову назад (нижнюю челюсть не выдви­гать вперед).

2. Рот слегка открыт, пальцы рук фиксируют положение под­бородка около передней части шеи. Произносить медленно, про себя «о — у — а», не меняя положения рта.

3. Перед зеркалом: рассмотреть полость зева, сделать паузу с открытым ртом, закрыть его и протянуть сочетания «дмм...», «гмм...», «змм...».

4. Расширить ноздри и попытаться зевнуть с закрытым ртом.

5. Вдох через нос со втягиванием щек (челюсть опущена, губы сжаты), на выдохе (щеки втянуты) тянуть звук «м».

6. Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд звукосочетание «бя».

7. Быстрым движением высунуть язык, затем подтянуть его за зубы и произнести звукосочетание «ас». Повторить это упражне­ние несколько раз подряд.

8. Тянуть звук «м», поглаживая языком зубы.

9. Произнести несколько раз подряд сочетания согласных, в артикуляции которых принимает участие язык: «ткр», «ркт», «крт», «дрт» и т.д.

10. Тянуть звук «м», вытянув и загнув язык на верхнюю губу.

11. Произвести массаж губ:

а) протяжно тянуть звук «в», постукивая кончиками пальцев (вибрационный массаж) по верхней губе от центра к уголкам губ;

б) протяжно тянуть звук «з», оттягивая вниз губу и массируя ее.

12. Тянуть звук «м», то вытягивая губы трубочкой вперед, то растягивая их в стороны.

13. Произнести несколько раз подряд сочетания согласных, в которых принимают участие губы, сначала без гласных, затем в сочетании с гласными: «мб», «бм», «тв», «вт», «мп», «пм» и т.д.

14. Произнести «м» (губы сомкнуты), произнести «в» (верхняя губа приподнята), произнести «з» (нижняя губа опущена).

Для выработки быстрого, четкого и ясного произношения мож­но рекомендовать следующий систематизированный материал в стихотворной форме на все согласные звуки.

П-Б


А вон и долгополый

— Сторонкой за сугроб...

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

А. Блок

Т-д

Сяду я за стол — Да подумаю:

Как на свете жить Одинокому?

Нет у молодца Молодой жены,

Нет у молодца Друга верного.

А. Кольцов

К-г

Густеет сумрак, и с полей...

Уходят жницы...

Уж умолк

Вдали и плач и смех детей,

Собачий лай и женский толк. У

шел рабочий караван...

И тишина легла в полях!..

 Как бесконечный ратный стан,

Кругом снопы стоят в копнах...

А. Майков


Ф-В

Пронзив зигзагами огня

 Густую синеву,

То вверх взлетают светляки,

То падают в траву.

То озарят зеленый куст,

То лепестки цветов,

И так становится легко

От этих светляков.

А. Гарнакерьян

м-н-л

Здесь я слушал сказанье седого Днепра.

О, как в душу запало мне слово Днепра!

Благородство и смелость — основа Днепра,

Не забуду и прелесть ночного Днепра.

М. Турсун-заде

 Р

Швед, русский — колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

А.С.Пушкин

с-з

Золотые нивы,

Гладь и блеск озер,

Светлые заливы,

Без конца простор,

Звезды над полями,

Гладь да камыши...

Так и льются сами

Звуки из души.

А. Кольцов

ш-ж

Гроза прошла — еще курясь,

лежал Высокий дуб,

перунами сраженный,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освеженной.

А уж давно, звучнее и полней,

Пернатых песнь по роще раздалася.

И радуга концом дуги своей

В зеленые вершины уперлася.

Ф. Тютчев

 Ч-Щ

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

 Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали...

«Что там в поле?»

 — «Кто их знает? Пень иль волк?»

А. С. Пушкин

Ц

И одиннадцать месяцев длилась резня,

И одиннадцать месяцев целых

Чудотворная крепость, Россию храня,

Хоронила сынов ее смелых.

А.Апухтин



2019-05-24 204 Обсуждений (0)
Дополнительные упражнения для исправления недостатков работы частей речевого аппарата 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дополнительные упражнения для исправления недостатков работы частей речевого аппарата

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)