Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интерпретация (анализ)



2019-05-24 232 Обсуждений (0)
Интерпретация (анализ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).

Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл — умеренные нарушения).

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям:

а) отношение к матери;

б) отношение к отцу;

в) отношение к братьям, сестрам;

г) отношение к семье;

д) отношение к ровесникам;

е) отношение к учителям и школе;

ж) отношение к людям в целом;

з) отношение к собственным способностям;

и) негативные переживания, страхи;

к) отношение к болезни;

л) мечты и планы на будущее.

 

Тест "Рисунок семьи"

(Васильева Т.В.)

Задание. Ребенок должен нарисовать свою семью.

Проведение. Обратите внимание на отно­шение ребенка к выполняемому заданию. В случае неудовлетворенности семейной ситуа­цией у ребенка может появиться защитная реакция, он может отказаться рисовать лю­дей.

Анализ рисунка

Особо пристального внимания всегда за­служивает искажение реального состава се­мьи. За этим может стоять эмоциональный конфликт, душевный дискомфорт, это сигнал о глубоких душевных переживаниях ребенка. Отсутствие кого-либо из членов семьи на рисунке указывает на то, что "забытый" автору рисунка неприятен или же всем недавно его обидел. Часто на рисунке отсутствуют братья и сестры (или они нарисованы схематично, без лица, очень мелко), это говорит о ревности, конкуренции за мамино, папино тепло и внимание.

В некоторых случаях ребенок рисует зверушек. Здесь необходимо уточнить, с кем он их идентифицирует. Часто так изображаются братья и сестры, чье значение в семье ребенок хочет преуменьшить. Если же на ри­сунке вместо людей изображены животные, значит, маленький художник испытывает недостаток эмоционального общения, у него преобладает ощущение собственной отвер­женности.

Бывает так, что, рисуя семью, ребенок вообще не изображает себя или рисует толь­ко себя. В обоих случаях он как бы не вклю­чает себя в состав семьи. Это может свиде­тельствовать о некотором эгоизме ребенка, отсутствии у него чувства общности с члена­ми семьи.

Расположение и размеры изображенных фигур указывают на психологические осо­бенности семейных взаимоотношений, как их ощущает ребенок. Например, кто на рисун­ке выше ростом, тот, по мнению ребенка, главенствует в семье; кого он изобразил ближе к себе, тот для него наиболее желаем в общении. Если ребенок нарисовал себя от­дельно от основной группы фигур, это гово­рит об испытываемом им чувстве отчужден­ности.

Близкое расположение персонажей на рисунке может указывать на попытку ребен­ка объединить, сплотить семью.

Как правило, хорошие отношения в семье отражаются в виде веселых лиц, украшен­ных цветами, бантиками, а когда отношения плохие, детский рисунок отличается большей схематичностью, незаконченностью.

Ребенок, которого наказывают физиче­ски, угнетают нравственно, изображает себя маленьким, а родителей — с оскалом зубов, длинными руками, большими кулаками или, наоборот, без рук, он как бы стремится вы­теснить их из своего сознания.

Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто бывает связано с его агрессивными желаниями и устремлениями. Если автор такого рисунка — слабовольный ребенок, это говорит о стремлении компенсировать свою слабость.

Иногда все члены семьи изображаются с руками, а себе художник "забывает" их на­рисовать. Если при этом он рисует себя еще и непропорционально маленьким, то, скорее всего, страдает от ощущения собственного бессилия, незначимости в семье.

Когда дети (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это указывает на серьезные нарушения в сфере общения (речевые затруднения, ско­ванность, застенчивость).

Нарисовал себя с очень длинными ногами — это может означать потребность в незави­симости. Большие, выделенные ноги подра­зумевают потребность в безопасности. Фи­гура без ног означает нестабильность, отсут­ствие ощущения основы, стойкое чувство тревоги.



2019-05-24 232 Обсуждений (0)
Интерпретация (анализ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интерпретация (анализ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)