Интерпретация (анализ)
Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто). Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности. Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла — серьезные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл — умеренные нарушения). Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предложение может быть подтверждено или опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений. Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям: а) отношение к матери; б) отношение к отцу; в) отношение к братьям, сестрам; г) отношение к семье; д) отношение к ровесникам; е) отношение к учителям и школе; ж) отношение к людям в целом; з) отношение к собственным способностям; и) негативные переживания, страхи; к) отношение к болезни; л) мечты и планы на будущее.
Тест "Рисунок семьи" (Васильева Т.В.) Задание. Ребенок должен нарисовать свою семью. Проведение. Обратите внимание на отношение ребенка к выполняемому заданию. В случае неудовлетворенности семейной ситуацией у ребенка может появиться защитная реакция, он может отказаться рисовать людей. Анализ рисунка Особо пристального внимания всегда заслуживает искажение реального состава семьи. За этим может стоять эмоциональный конфликт, душевный дискомфорт, это сигнал о глубоких душевных переживаниях ребенка. Отсутствие кого-либо из членов семьи на рисунке указывает на то, что "забытый" автору рисунка неприятен или же всем недавно его обидел. Часто на рисунке отсутствуют братья и сестры (или они нарисованы схематично, без лица, очень мелко), это говорит о ревности, конкуренции за мамино, папино тепло и внимание. В некоторых случаях ребенок рисует зверушек. Здесь необходимо уточнить, с кем он их идентифицирует. Часто так изображаются братья и сестры, чье значение в семье ребенок хочет преуменьшить. Если же на рисунке вместо людей изображены животные, значит, маленький художник испытывает недостаток эмоционального общения, у него преобладает ощущение собственной отверженности. Бывает так, что, рисуя семью, ребенок вообще не изображает себя или рисует только себя. В обоих случаях он как бы не включает себя в состав семьи. Это может свидетельствовать о некотором эгоизме ребенка, отсутствии у него чувства общности с членами семьи. Расположение и размеры изображенных фигур указывают на психологические особенности семейных взаимоотношений, как их ощущает ребенок. Например, кто на рисунке выше ростом, тот, по мнению ребенка, главенствует в семье; кого он изобразил ближе к себе, тот для него наиболее желаем в общении. Если ребенок нарисовал себя отдельно от основной группы фигур, это говорит об испытываемом им чувстве отчужденности. Близкое расположение персонажей на рисунке может указывать на попытку ребенка объединить, сплотить семью. Как правило, хорошие отношения в семье отражаются в виде веселых лиц, украшенных цветами, бантиками, а когда отношения плохие, детский рисунок отличается большей схематичностью, незаконченностью. Ребенок, которого наказывают физически, угнетают нравственно, изображает себя маленьким, а родителей — с оскалом зубов, длинными руками, большими кулаками или, наоборот, без рук, он как бы стремится вытеснить их из своего сознания. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто бывает связано с его агрессивными желаниями и устремлениями. Если автор такого рисунка — слабовольный ребенок, это говорит о стремлении компенсировать свою слабость. Иногда все члены семьи изображаются с руками, а себе художник "забывает" их нарисовать. Если при этом он рисует себя еще и непропорционально маленьким, то, скорее всего, страдает от ощущения собственного бессилия, незначимости в семье. Когда дети (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это указывает на серьезные нарушения в сфере общения (речевые затруднения, скованность, застенчивость). Нарисовал себя с очень длинными ногами — это может означать потребность в независимости. Большие, выделенные ноги подразумевают потребность в безопасности. Фигура без ног означает нестабильность, отсутствие ощущения основы, стойкое чувство тревоги.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |