Методика выявления референтных групп
Благополучие школьника, его самочувствие во многом зависят от того, насколько его личностные ценности и установки совпадают с ценностями и установками той группы, которая определяет его статус. Для этого следует выявить круг лиц, наиболее значимых для ребенка в отношении оценки качеств его личности, т. е. людей, мнением которых он особенно дорожит. Это так называемые референтные группы. Люди, входящие в референтную группу,— это люди, наиболее влиятельные по отношению к данному ученику. Учащимся предлагается 10 вопросов-ситуаций:
Ребенок должен выбрать из предложенного списка по каждому вопросу-ситуации не менее двух человек. Первый человек — наиболее значимый, второй — наименее. Список лиц: 1. Родители (отец, мать). 2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя). 3. Брат, сестра. 4. Знакомый взрослый. 5. Знакомый родителей. 6. Лучший друг (подруга). 7. Друзья. 8. Учитель. 9. Товарищи по учебе. 10. Товарищи по кружку, студии, секции. 11. Историческая личность. 12. Известный (популярный) человек. 13. Литературный персонаж. После выбора двух лиц по каждому вопросу их надо оценить (значимость для ученика) по 5-балльной шкале. Обработка результатов. Все выбранные лица записываются в отдельный список без повторений, и оценки суммируются для каждого из них, например: друзья — 25 баллов; родители — 18 баллов, знакомый — 5 баллов; и т. п. Лиц, имеющих наибольшее количество баллов, выносят в отдельный список в порядке уменьшения количества. Эти люди и будут составлять референтную группу для данного школьника. .
Методики для составления социальной характеристики
Анкета для родителей Уважаемые родители! От правильного воспитания зависит полноценное формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем. Поэтому так важно, чтобы в семье были созданы все условия для правильного воспитания ребенка. В создании таких условий родители могут испытывать трудности. Цель настоящей анкеты -выяснить, в чем особенно затрудняется семья. Ваши искренние и полные ответы позволят педагогам оказывать родителям именно ту помощь, в которой они больше всего нуждаются. Прочтите вопросы и подчеркните тот из ответов, который соответствует Вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в Вашей семье. Если соответствующего ответа нет, допишите его. 1. Из каких источников Вы получаете педагогические знания? - слушаете передачи по радио, по телевидению; - посещаете лекции для родителей; - посещаете родительские университеты; - используете жизненный опыт; - воспитываете без знаний; - читаете специальную литературу; -советуетесь с учителем (воспитателем). 2. Помогают ли Вам эти знания в воспитании ребенка? да; скорее нет, чем да; нет. 3. Если «нет», то почему? - знания слишком общие; - даются в сложной форме; - не касаются конкретно моего ребенка; - не освещают организацию семейного быта, внутрисемейных отношений. 4. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребенка? - непослушание ребенка; - испытываете недостаток педагогических знаний; - ребенок растет нервным; - ребенок неусидчив, невнимателен; - трудностей нет. 5. Какие черты Вас радуют в Вашем ребенке? 6.Что огорчает? 7. Какова реакция Вашего ребенка на запрет? - капризы; - делает все наоборот; - упрямство; - выполняет требования. 8. Какое из занятий дома Ваш ребенок любит больше всего? - играть с игрушками; - лепить; - рисовать; - слушать чтение книг; - слушать музыку; - смотреть телевизор; - не любит ничем заниматься. 9. В какие игры любит играть Ваш ребенок? - в подвижные; - в настольные; - строительные игры; - компьютерные игры; - игры, которые придумывает сам; - не любит играть. 10. Укажите, пожалуйста, чем Вы занимаетесь с ребенком дома: - читаете, рассказываете; - приучаете к домашнему хозяйству; - приучаете следить за одеждой, обувью; - ходите в парк, лес; - играете; - ничем не занимаетесь. 11. Какие меры Вы считаете необходимыми для улучшения воспитания ребенка в семье? - увеличить число радио- и телепередач; - ввести консультационные пункты для родителей; - увеличить тираж педагогических журналов; - никакие. 12. Советуетесь ли Вы с супругом (супругой) по вопросам воспитания? всегда; иногда; нет. 13. В случае разногласий Вы уступаете супругу (супруге)? очень часто; часто; очень редко; никогда; трудно сказать. 14. Что Вы предпринимаете, чтобы избежать конфликта? - уступаете супруге (супругу); - берете на себя выполнение задачи; -стараетесь предусмотреть реакции мужа (жены) и меняете свое поведение. 15. Кто из родителей заполняет анкету? мать; отец. 16. Укажите свой возраст: 17. Количество взрослых членов в Вашей семье: 18. Количество детей в Вашей семье: 19. Возраст ребенка, о котором Вы рассказали, отвечая на вопросы: 20. Пол Вашего ребенка: мальчик, девочка. 21. Кто в семье главным образом занимается воспитанием дочери (сына): мать; отец; другие члены семьи; все вместе. Спасибо! Успехов Вам в воспитании Вашего ребенка!
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |