Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 9. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА. (1 час)



2018-06-29 396 Обсуждений (0)
ТЕМА 9. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА. (1 час) 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы лекции

Педагогический идеал и творческая индивидуальность педагога. Роль творческой личности педагога а воспитании студентов. «Алгоритм» педагогического творчества. Творческая процедура и технология реализации педагогической задачи.

Вопросы СРСП (1 час)

1. Изучите типологию разных уровней профессионального развития учителей - от самого низкого до абсолютно совершенного. Определите в педагогических ситуациях, предложенных преподавателем, тип профессионального развития учителя

Вопросы и задания для СРС

№1. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Форма отчёта: соответствующая карточка.

 

№2. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предложенных тем: «Педагогическая культура личности», «Педагогический идеал педагога», «Творческая индивидуальность педагога», «Роль творческой личности педагога в воспитании студентов».

 

2. Как определяется понятие «творчество?» Выпиши определения из словарей.

3. Выбрать характерные приемы педагогического взаимодействия, используемые в опыте одного из педагогов-мастеров: А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили и др. Показать их целесообразность в разнообразных ситуациях учебно-воспитательного процесса.

ТЕМА 10. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. (2 часа)

Вопросы лекции

Педагогическое общение в структуре деятельности педагога. Функции педагогического общения. Виды и средства педагогического общения. Этапы реализации педагогического общения. Общительность как профессионально-личностное качество педагога. Стили общения и стили педагогического руководства.

Вопросы и задания для СРС (2 часа)

1.Достаточно откровенно, полно и объективно напишите о своих незнаниях и неумениях как студента и члена коллектива (Таблица 1).

Индивидуальный портрет
Я – студент Я – член коллектива
   
   

Таблица 1.

 

2. Выявите у себя только те качества как студента и члена коллектива, которые на данный момент Вы считает наименее приемлемыми для профессиональной деятельности.

Таблица 2.

Профессиональный портрет
Я – студент Я – член коллектива
   

3. Создайте проект программы самосовершенствования на основе выявленных учебных недостатков. В данном формате присутствуют две шкалы. Необходимо написать те мероприятия или действия, которые Вы предпримете для того, чтобы ликвидировать собственные незнания и неумения. В первую очередь, необходимо учитывать те действия, которые Вы лично должны предпринять и которые зависят лично от Вас, а уже во – вторую очередь, фиксируйте те мероприятия, действия, которые лично от Вас не зависят, а связанны с деятельностью коллектива, преподавателей, родителей, каких либо организаций (например, Министерство образования и науки РК).

Данная процедура и её результат будут иметь практическую ценность только в том случае, если Ваши предложения будут реалистичны, конкретны и конструктивны. Поэтому следует избегать общих формулировок типа: улучшить; расширить; углубить; развить и др.

Таблица 3.

Индивидуальный проект программы самосовершенствования
Я – студент Я – член коллектива
   

 

4. Дайте технологическую характеристику основных стилей педагогического общения. Заполните таблицу.

 

Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль
     
     

 

Форма отчёта: заполненная таблица, выводы.

5.Напишите 5-7 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Форма отчёта: соответствующая картотека.

6.Выберите из кн. А. С. Макаренко «Педагогическая поэма» и «Флаги на башне» примеры, которые характеризуют различные стили педагогического взаимодействия воспитанников и педагогов.

Форма отчёта: соответствующие записи в рабочей тетради.

7.С какими стилями отношений вы сталкивались? Опишите. К какому типу стиля отношений вы тяготеете.

Форма отчёта: мини - сообщение.

 

График выполнения и сдачи задания выдается в начале семестра. Он содержит:

- перечень и виды заданий (составление терминологического словаря, логической схемы базы знаний, домашние задания, практические задания и др.);

- цель и содержание задания;

- рекомендуемая литература с указанием страниц;

- сроки выполнения;

- форму контроля.

Глоссарий по предмету:

Авторитет-влияние, которое оказывает на кого - либо отдельное лицо или социальный институт в силу своих заслуг, интеллектуальных, нравственных, деловых качеств.

Адаптация-способность организма (личности, функции) приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Приведение личности в такое состояние, которое обеспечивает устойчивое поведение в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры личности.

Адаптация социальная- процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды. Содержанием её являются сближение целей и ценностных ориентации группы и водящего в неё индивида усвоение им групповых норм, традиций, социальных установок, принятие на себя социальных ролей. Является одним из механизмов социализации личности.

Активность личности- деятельностное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Анкета - в буквальном смысле расчленение (мнимое или реальное) объекта на элементы. В широком смысле это синоним исследования вообще. Самоанализ - одно из важнейших условий повышения эффективности педагогического процесса, рост профессионализма учителя.

Анкета- методическое средство для получения первичной социалогической и психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, форма заочного опроса, объединённая единым исследовательским замыслом; система вопросов, направленных на выявление количественно - качественных характеристик объекта или предмета анализа.

Анкетирование- метод массового сбора информации с помощью анкет; анкетный опрос.

Взаимодействие- процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями. Признаки реального В:. Одновременное существование объектов; двусторонность связей; взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон; внутренняя самоактивность учеников.

Возраст- период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Возраст представляет собой качественно новый этап, которому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной стадии развития. Границы воспитания изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях.

Воспитание- целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической деятельности.

Воспитательная система- комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности. В.с. создаётся для

реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся. Выделяют: традиционные воспитательные системы массовых школ, малочисленных сельских школ, профильных учебных заведений и т.д.

Движущие силы развития- противоречия между возникающими потребностями и возможностями их удовлетворения.

Девиантноеповедение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам.

Диагностика- изучение объекта с целью определения его состояния, оценки ситуации, характеристики; раздел науки о методах классификации и ранжирования людей по психологическим, психофизиологическим или педагогическим признакам.

Диалог- форма общения, состоящая, как правило, из чередующихся реплик участников и опирающихся психологическое равенство их позиций.

Дискуссия- способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счёт включения учащихся в коллективный поиск истины.

Дисциплина- форма общественной связи между людьми, которая служит

средством поддержания порядка, необходимого для совместной деятельности людей. Важное звено Д.- самодисциплина, когда индивид исходит из внутреннего убеждения, личного и общего интересов; качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, в сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам

Знание- результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории).

Игра- занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, приносящие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. Игра - воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью отдыха, развлечения и обучения.

Индивид- 1) человек единичное природное существо, представитель вида Номо сапиенс, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врождённого и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности.

Индивидуальный подход- осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся ( темперамента, характера, способностей, склонностей и д.р.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Суть И. п. составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребёнку.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве объекта развития общественно - исторической культуры. И.определяется как внутренний психический мир человека, включающий основные её сферы: интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, саморегуляции и экзистенциальную.

Инновация- создание, распространение и применение нового средства (новшества). Деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их получения.

Интеллект- относительно устойчивая структура умственных способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определённой культуре (А. Анастази); в широком смысле слово «интеллект» включает все познавательные функции, в узком - только мышление.

Интервью- способ получения социологической и психологической информации с помощью устного опроса при непосредственном контакте с опрашиваемым.

Интерес- стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности, носящее избирательный характер и выступающее одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора. При наличии И. знания усваиваются основательно, прочно. В его основе лежат потребности человека.

Исследование- процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, о содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности. Объектом педагогических исследований являются педагогические системы, явления, процессы. Объектом педагогических исследований являются личность, группа.

Коллектив- это организованная группа людей, объединённых совместной деятельностью, цели которой полезны обществу и людям. Признаки К.: объединение людей во имя определённой, социально значимой цели; совместная деятельность, строящаяся на принципах коллективизма; организованность и сплочённость группы; наличие коллективистских взаимоотношений; единые ценностные ориентации; нравственное и духовное единство.

Концепция- совокупность, система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единичный, определяющий замысел, ведущая мысль какого - либо научного труда, произведения.

Коррекция- система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.

Культура- совокупность материальных и духовных ценностей, созданная человечеством в процессе общественно - исторической практики.

Лидер- член группы, обладающий высоким статусом, оказывающий значительное влияние на мнение и поведение её членов, и выполняющий комплекс функций, сходный с функциями руководителя. Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания, это - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Он предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждении.

Менталитет- особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями. М.

свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности.

Метод- способ, путь научного познания, достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность.

Метод воспитания- совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

Метод исследования- приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система м. и. определяется исходной концепцией исследователя, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.

Методика- частный вариант метода, нестандартизированный метод исследования.

Методология- учение о принципах построения, формах и способах научно - познавательной деятельности, теоретическое обоснование совокупности методов, их единства и связей. М. науки даёт компонентов исследования: его объекта, предмета, целей и задачи.

Мировоззрение- система взглядов на мир и место в нём человека; целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. В основе М. лежит миропонимание (совокупность, определенных знаний о мире) мировосприятие (идеалы, модели и образы реальности), чувственные отношения.

Мотивация- совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей. К М. относят всё то, что реально побуждает или может побуждать активность.

Наблюдение- метод научного исследования, целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях.

Направленностьличности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от реальных ситуаций.

Обработка результатов- один из обязательных этапов проведения исследования, следующий за сбором эмпирических данных. Предполагает использование логических приёмов (классификация, группировка, сопоставление, выбраковка и т. п.) для качественных показателей и математических приёмов и методов ( суммирование набранных баллов, подсчёт статистических показателей, дисперсии, корреляционного анализов, регрессионного и кластерного анализов и др.), для

количественных результатов.

Общение- процесс установления и развития контактов между людьми, порождённый различными потребностями и включающий в себя обмен информацией, принятия совместного решения, восприятие и понимание другого человека и т. д.

Одарённость- чрезвычайно многозначный термин, объясняющий уровень успешности выполнения деятельности. В обыденной психологии - синоним талантливости, условие для выдающихся достижений в той или иной деятельности.

Онтогенез- развитие особи от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти.

Опрос- метод получения информации об объективных субъективных фактах со слов респондента (опрашиваемого).

Организация- устойчивая система совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов труда для достижения общих целей.

Педагогика- наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.

Педагогика специальная- наука о воспитании и обучении аномальных детей.

Педагогическая система- множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности, функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая технология- совокупность знаний о способах и средствах осуществления педагогического процесса.

Педагогический процесс- динамическая система, системообразующим фактором которой является педагогическая цель, а общим качеством - взаимодействие педагога и ученика.

Педагогическое мастерство~ синтез личностно - деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. В П. м. можно выделить можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организации коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности; мастерство владения педагогической техникой.

Педология- наука о целостном изучении ребёнка на различных этапах развития (объединение данных о ребёнке, полученных социологами, психологами, педагогами, медиками, физиологами и т.д.

Планирование- процесс отображения предстоящего хода работы в её общих стратегических направления и деталях.

Потребность- состояние обусловленное неудовлетворённостью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворённости. Это состояние предполагает нужду в предмете П. Она выражается в необходимости потребления, активного освоения предмета потребности, в необходимости деятельности.

Профессиограмма- сводка знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых к человеку той или иной специальностью, профессией.

Профессиональное самоопределение- нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности.

Развитие- в философском аспекте это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. Процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Р. Предполагает количественные и качественные изменения в организме.

Самооценка- оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Относясь к ядру личности, С. Является важным регулятором её поведения. От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самоуправление - демократическая форма организации жизнедеятельности коллектива, которая предполагает развитие самостоятельности членов коллектива в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Семья- вид социальной общности, важнейшая форма организации личной жизни, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связей или усыновления.

Система- упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Признаки С: элементность строения в пределах от двух до бесконечности; взаимодействие элементов, наличие системообразующего фактора; иерархия связей, целостность, единство. Компоненты педагогической системы: педагогические цели, участники педагогического процесса, заимодействие педагогов и учащихся, педагогические средства,

управление педагогическими процессами.

Содержание воспитания- система знаний, убеждений, навыков. Качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Социализация- интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей, усвоение им элем5ентов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности, формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. ПРИ этом происходит социальное самоопределение - выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Средства педагогические- материальные и нематериальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности (магнитофон, речь, жесты и т. д.).

Субъект- индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Тестирование- объективная и стандартизированная процедура испытаний, которым подвергается человек, специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Оно состоит из ряда заданий или вопросов, которые предлагаются в стандартных условиях и измеряют определённые особенности поведения на основе специальных способов оценки выполнения теста. Умения - овладение способами (приёмами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Факторы развития личности(социальные и биологические) - их соотношение зависит от многих внешних и внутренних обстоятельств. Среди биологических факторов особое место занимает наследственность. К наследственным свойствам организма относятся: анатомо-физиологическая структура, особенности нервной системы, видовые задатки человека. Основными социальными факторами воспитания учащихся являются : семья, микросреда и коллектив.

Формирование личности- изменения, новообразования, усложнение личности без указания источников этих изменений.

Формы организации воспитания- порядок организации конкретных актов, ситуаций взаимодействия участников воспитательного процесса; совокупность организаторских приёмов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

Целеполагание- способ выдвижения и обоснования педагогических целей, отбор путей их достижения, проектирование ожидаемого результата (определяется программа будущего, предположение о будущем).

Целостность педагогического процесса- синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных Действий субъектов, функционирующих в нём. Это единый и неделимый педагогический процесс, которому присущи внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.

Цель- идеальный образ желаемого будущего результата человеческой деятельности; осознанное представление оконечном результате деятельности. Педагогическая цель - прогнозируемый результат педагогической деятельности. Выделяют различные виды цели: стратегические, тактические, групповые, индивидуальные.

Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда; биосоциальное существо, субъект исторической деятельности и познания.

Эксперимент- метод сбора научных фактов в специально созданных условиях.

 

 

V. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Конституция РК. Алматы, 1992

2. Закон РК «Об образовании» // Казахстанская правда, 11 июня 1999 г.

3. Концепция государственной политики в области образования. Алматы, 1995 г.

4. Введение в педагогическую деятельность/А.С.Роботова и др. – М.,2004 г.

5. Кузмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.-Л.,1967.

6. Мишенко А.И. Введение в педагогическую профессию.- Новосибирск, 1991 г.

7. Сабденов О.С. Наука. Образование. Рыночная экономика.-Алматы: «Білім», 1994 г.

8. Садыков Т.С. и др. о разработке ведущих идеи в профессиональной подготовке будущего специалиста//Вестник АГУ им.Абая. №5(5) 2001, С.21-25.

9. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя.-Алматы, 1998 г.

10. Государственная программа развития образования в РК на 2005-2010 годы// Кахахстанская правда, 15 октября 2004 г.

 

Дополнительная литература

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе профобразования.- М., 1990 г.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитания. – М., 1986 г.

3. Антология педагогической мысли Казахстана/ Сост. Жарикбаев К.Б, Калиев С.К. – Алматы: Рауан, 1995

4. Вершловский С.К. Учитель о себе и о профессии. – Л., 1988

5. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980

6. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. – М., 1986

7. Новикова Л.И., Курагин Н.Т. Путь к творчеству. – М., 1966

8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991

9. Хрестоматия по истории педагогики// Под ред.Пискунова Г.В.- М.,1981

10. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М., 1995

 



2018-06-29 396 Обсуждений (0)
ТЕМА 9. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА. (1 час) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 9. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА. (1 час)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.026 сек.)