Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа исследования неструктурированного интервью



2019-05-24 214 Обсуждений (0)
Программа исследования неструктурированного интервью 0.00 из 5.00 0 оценок




Актуальность проблемы исследования.

Мир состоит из мужчин, женщин и отношений между ними. На первый взгляд, с точки зрения общества роли женщин и мужчин "расписаны" и предо­пределены их биологическим полом. Женщинам и мужчинам априорно навязы­ваются определенные роли, отклонение от которых связано с общественным неприятием. Мальчикам нельзя играть в куклы и плакать, девочкам нельзя драться и катать машинки. Девушкам нельзя проявлять инициативу в любов­ных связях, юношам нельзя не служить в армии, не убивать людей, нельзя быть слабым и добрым. Женщинам нельзя ставить на первое место карьеру, мужчи­нам нельзя не ставить на первое место карьеру и т.д. Современные мужчины и женщины находятся под ударом ролевых стереотипов и нового мышления од­новременно. С одной стороны, они слышали, что женщины и мужчины равны и свободны, сделать любой карьерный рост, с другой – абсолютно необходимо восстановить и сохранить традиционные ценности в этом мире.[1]

О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях суще­ствования на фоне мужского населения – немногие. Так, словосочетание «жен­щина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь у многих людей крепко укоренилась мысль, что «место женщины на кухне».

Однако стоит заметить, что роль женщин в современном обществе посто­янно возрастает. Во всех странах мира увеличивается их удельный вес в эко­номике, политике, культуре, общественной жизни.

Первым российским деятелем, который интуитивно почувствовал взаимо­связь темы женского равноправия, привлечение женщины в свет, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавший женщинам «покинуть терема, являться на придворные «ассамблеи», и не абы как, а, одев­шись и причесавшись по-европейски, да еще, желательно, разбираясь в том, что происходит в жизни двора и мира». Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе писал: «Одним из наиболее важных для общего счастья резуль­татов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того, кому оно благоприятст­вует». [2]

И вот вторая половина XX века явила миру некий феномен политической жизни – своего рода прорыв женщин в высшие эшелоны власти. В ряде стран Западной Европы, Азии, Америки они взяли власть в свои руки. Процесс уча­стия женщин в политике основательно поколебал сложившийся стереотип: по­литика – для мужчин, а семья, дети – для женщин. Но этот стереотип еще не сломлен. Так, и в нашей стране бытует мнение, что занятие политикой, по большому счету, не дело для женщин. К женщинам, занимающимся полити­кой, предъявляются требования гораздо более высокие, чем к политикам-муж­чинам, о них судят на основании стереотипов, которые выступают мощным барьером, препятствующим доступу женщин к ответственным должностям управленческого уровня. Но главным барьером на пути женщин в сфере поли­тических назначений является менталитет, а также форма правления россий­ского государства, где большинство назначений на высшие должности зависит от Президента и его окружения. При назначениях отдается предпочтение муж­чинам. Этот принцип имеет глубокие корни в традиционной российской куль­туре, успешно сохранялся в советской политической практике и унаследован ныне властями.

Основой для интерпретации полученных данных будет социально-конст­руктивистская концепция гендера. В сфере политики есть определенное ценно­стное восприятие, основанное на гендерных различиях. Ситуация гендерного взаимодействия в политической сфере подразумевает под действующим аген­том именно мужчину. Женщина, участвующая в политике, вынуждена следо­вать особым правилам гендерного взаимодействия. Женщина должна посто­янно доказывать легитимность своего статуса, то есть право соперничать за власть и возможность занимать властные позиции. Всем известно, что жен­щины и мужчины обладают неравными правами в соперничестве за правом об­ладать большими знаниями и умениями. Да и в связи с занятостью женщины в деятельности, как уже говорилось, выше традиционно считающейся мужской, подвергается сомнению качество участия ее, как женщины.

Таким образом, проблему исследования можно сформулировать как, не­равное положение мужчин и женщин в политической сфере и сохраняющееся, и даже усиливающееся, в обществе традиционное распределение гендерных ролей.

    Объект исследования – женщины в органах власти.

Предмет исследования – возможности и ограничения женского политиче­ского участия в России.

    Цель исследования состоит в рассмотрении того, как женщины – поли­тики представляют себе возможности изменения гендерного дисбаланса в ор­ганах власти и управления.

Уточнение и интерпретация основных понятий

1)женщина-политик – политический деятель, лицо, занимающееся вопросами политики, знаток политики;

2) гендер - здесь он понимается как «биологический пол»; поло-ролевые сте­реотипы, распространенные в том или ином обществе;

3)легитимность - право соперничать за власть или престиж и занимать власт­ные позиции.

4)равные возможности– практическое обеспечение равных условий для реали­зации мужчинами и женщинами прав и свобод человека и гражданина в соот­ветствии с Конституцией и законами Российской Федерации, а также общепри­нятыми принципами и нормами международного права;

5) гендерное равенство– равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего пола свободно развивать свои потенциальные способности, умения и навыки для участия в по­литическом, экономическом, социальном и культурном процессах и освоении их достижений.

Процедурный раздел

Схема интервью включала в себя несколько блоков. Был разработан оп­росный лист для интервью и его план, предусматривающий примерную после­довательность и формулировку вопросов в открытой форме. При этом учиты­валась необходимость обеспечения максимально полного и точного донесения смысла сообщений - от интервьюера и обратно, или, иначе говоря, адаптации языка интервьюера, сделав по понятным для разных групп респондентов.

Формой регистрации ответов послужила запись на магнитофонной пленке; короткие протокольные записи в контексте интервью. В ходе интервью было опрошено 15 человек. В среднем разговор занимал час – полтора. Среди респондентов представлены профессиональные политики (представители пар­ламента республики Татарстан) и представители территориальных органов го­сударственной власти РФ по РТ.

Карточка интервью

I блок охватывал вопросы, направленные на выяснение мотивов вхождения в сферу политики, выбора профиля деятельности:

 1) Каков ваш сценарий прихода в политику?

    2) Было ли это продолжением профессиональной карьеры?

II блок включал вопросы совмещения женщиной лидерской позиции и семей­ными ролями и личной жизнью:

1) Как, по-вашему, каково женское предназначение?

2) Трудно ли совмещать работу с заботами по дому и семье?

3) Есть ли необходимость создания для женщин такие условия дома, чтобы все желающие могли успешно работать в сфере политики?

III блок фиксировал специфики женского лидерства и его отличие от муж­ского:

1) Каковы специфические качества женщины-политика?

2) Есть ли у женщины свой стиль в политике, свои сферы компетентно­сти?

3) Равна ли женщина мужчине?

IV блок направлен на выяснение препятствий и возможностей политической деятельности женщин:

    1) Какова степень равноправия мужчин и женщин на участие в политиче­ской жизни?

      2) Имеются ли в РФ условия для полноценного использования женщиной своих прав?

3)Существуют ли препятствия для политической деятельности женщин?

     4) Если существуют, то, какие препятствия?

5) Что нужно сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?

6) Какие структуры существуют для содействия повышения роли жен­щины?

7) Если таких структур нет, то какие необходимо создать?

8) Существуют ли правовые документы по проблемам равноправия по­лов?

9) Есть ли возможность развивать конституционную норму гендерного равенства?

 



2019-05-24 214 Обсуждений (0)
Программа исследования неструктурированного интервью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа исследования неструктурированного интервью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)