Способы контроля, используемые на предприятиях
Влияние особенностей внешней и внутренней среды на содержание систем контроля Контрольно-информационные управленческие системы используются на всех без исключения предприятиях. Однако содержание этих систем и направления их использования существенно различаются. Изучение зависимости содержания контрольно-информационных систем от особенностей внешней и внутренней среды позволило ученым разработать классификации способов контроля и рекомендации по применению тех или иных способов контроля в определенных хозяйственных ситуациях. К основным критериям классификации способов контроля можно отнести: • неопределенность внешней среды; • содержание основной деятельности предприятий; • неопределенность бизнес-процессов; • последовательность бизнес-процессов на предприятии, в том числе процессов по обработке и выпуску продукции (работ, услуг) структурными подразделениями. Уровень неопределенности внешней среды характеризует условия деятельности предприятий. Фирмы и организации, работающие в условиях стабильно развивающейся экономики, используют механистические системы управления и соответственно механистическую форму контроля. На таких фирмах выстраиваются вертикальные иерархии подчинения, которые позволяют уверенно выполнять заранее разработанную программу производства. Каждая позиция в управленческой иерархии наделяется определенными полномочиями и необходимыми ресурсами. По каждой позиции, т.е. для каждого менеджера, проводится планово-фактный анализ результатов работы. Информация об отклонениях незамедлительно доводится до вышестоящих уровней управления. Механистическая форма контроля предполагает централизацию управления и соответствующую централизацию контрольно-информационных систем. Вышестоящее руководство управляет деятельностью подчиненных, отдавая четкие приказы, команды и инструкции. Инструкции по мере продвижения к низшим иерархическим уровням управления становятся более детальными и подробными. В то же время информация обратной связи, поступающая oт нижних уровней иерархии, постепенно фильтруется по мере прохождения всех иерархических ступеней. В результате информация обратной связи, которую получает высшее руководство, в какой-то мере теряет свою ценность. Особенности управления в условиях механистических систем позволяют выделить командный стиль контроля, основывающийся на разработке детальных правил и инструкций в сочетании с карательными мерами и процедурами принуждения. Процедуры принуждения используются при выявлении случаев нарушения инструкций и передаче отчетов о выявленных нарушениях вышестоящему руководству. Вышестоящее руководство поощряет правильную работу или применяет санкции, соответствующие характеру нарушения. Важным компонентом контрольно-информационных систем при командном стиле контроля является бюджетирование. Специалисты отдела контроллинга анализируют результаты работы предприятия и его структурных подразделений и выявляют отклонения фактических показателей от показателей, предусмотренных в бюджетах. Результаты исполнения бюджетов учитываются при определении мер поощрения или наказания. Предприятия, работающие в условиях быстро изменяющейся экономики и технологий (в условиях неопределенности), используют органические системы управления и соответственно органическую форму контроля. В органических структурах управления преобладают горизонтальные отношения, так как руководители не обладают всей необходимой для управления информацией. Непрерывность изменений затрудняет выделение отделов и точное определение полномочий. Индивидуальные задачи выполняются с учетом целей всего предприятия. Для этого осуществляются частые контакты на неформальной основе с менеджерами как одного, так и разных уровней управленческой иерархии. Контрольно-информационные системы при органической форме контроля децентрализованы в целях обеспечения горизонтального движения информации. Это позволяет осуществлять рыночный стиль контроля, основанный на выделении в рамках предприятия многочисленных малых структурных подразделений или бизнес-единиц. Бизнес-единицы могут продавать свою продукцию (услуги) внутри предприятия другим бизнес-единицам или на внешнем рынке другим предприятиям. Основной целью деятельности каждой бизнес-единицы является получение максимальной прибыли.
С учетом особенностей организации предприятия в рамках рыночного стиля контроля даются общие указания о максимизации прибыли, системы стимулирования обеспечивают надлежащее управление работы менеджеров, а контрольно-информационные системы ориентируются на формирование отчетов по обобщенным показателям прибыли (например, рентабельность вложенного капитала, остаточный доход и т.п.). Для осуществления расчетов прибыли по каждой бизнес-единице на предприятии применяются трансфертные цены, которые устанавливаются, как правило, на уровне рыночных цен. Трансфертное ценообразование позволяет создать рыночные механизмы внутри предприятия и обеспечить соответствие целей деятельности каждой бизнес-единицы и всего предприятия. Следует отметить, что крупные предприятия могут применять одновременно обе формы контроля в зависимости от условий работы структурных подразделений. Например, органическая форма контроля может использоваться в научно-исследовательских подразделениях отделах маркетинга, а механистическая — в производственных подразделениях. Выделение механистической и органической форм контроля и соответственно командного и рыночного стилей контроля позволяет сформировать общее представление о влиянии уровня неопределенности внешней среды на содержание процедур контроля и циркуляцию информации на предприятии. В условиях определенности предприятие может быть закрыто от внешней среды командным стилем контроля — бюджетами, правилами, инструкциями. При этом для защиты от рыночных потрясений создается буфер из запасов сырья и материалов, незагруженных производственных мощностей и других свободных ресурсов. Имеющиеся ресурсы позволяют предприятию работать по составленному плану. В условиях неопределенности предприятие испытывает затруднения при определении четкой зависимости между затратами ресурсов и получаемыми результатами и поэтому не может прогнозировать свою деятельность с достаточной степенью уверенности. На смену командному стилю контроля приходят открытые контрольно-информационные системы рыночного типа, применение которых позволяет предприятию адаптироваться к происходящим изменениям во внешней среде и таким образом выжить в конкурентной борьбе. Углубить представление о зависимости способов контроля от неопределенности внешней среды можно, изучив особенности проявления неопределенности в отношении основных объектов контрольно-информационных систем - бизнес-процессов и целей деятельности предприятия. Бизнес-процессы считаются ясно определенными (понятными), когда точно известны потребности в ресурсах и последовательность действий, необходимых для получения заданных результатов. Если уровень результатов зависит от воздействия факторов, не контролируемых руководителем (например, факторов внешней среды), то бизнес-процесс характеризуется той или иной степенью неопределенности. Цели деятельности предприятия могут быть ясными (например, одна объективная и определяемая цель — увеличение прибыли) или неясными. Последнее обычно связано с необходимостью удовлетворения запросов нескольких заинтересованных групп (потребителей, акционеров, общества в целом и т.п.). Неясность целей порождает проблему выбора оптимального направления развития предприятия. На основе критериев неопределенности бизнес-процессов и целей деятельности предприятия выделяют пять типов контроля (рис. 3.1): бюрократический; харизматический; рыночный; коллегиальный; контроль на основе традиций (в том числе клановый). Определенность бизнес-процессов
Рис. 3.1. Матрица типов контроля Бюрократический контроль предполагает использование трех механизмов контроля деятельности сотрудников предприятия: надзора; правил и процедур; документирования. В рамках надзора менеджеры наблюдают за действиями своих подчиненных и отдают подходящие указания при необходимости произвести какую-либо корректировку. Наблюдение возможно в условиях определенности бизнес-процессов, когда менеджер точно знает, что необходимо сделать для достижения заданного результата. Способы контроля, используемые на предприятиях: Бюрократические организации утверждают различные правила и инструкции, в которых описываются полномочия сотрудников, сферы ответственности отделов, структурных подразделений, а также закрепляются рабочие процедуры. Многие предприятия дополнительно принимают правила корпоративного поведения и кодексы деловой этики. Важным элементом бюрократического контроля является документирование фактов хозяйственной деятельности, осуществляемое в бухгалтерии. Это позволяет менеджерам управлять предприятием на основе информации об отклонениях фактического уровня показателей деятельности от уровня, предусмотренного в планах и бюджетах. В целом бюрократический контроль исходит из предположения о существовании известной зависимости между затратами и результатами хозяйственной деятельности, которое обеспечивает направленность контроля на достижение оптимальной производительности при использовании ресурсов предприятия. Однако когда цели деятельности предприятия или средства достижения целей (ресурсы и/ или бизнес-процессы) не могут быть четко определены, бюрократический контроль теряет свою эффективность. Поэтому он должен дополняться другими способами контроля открытого типа. Харизматический контроль применяется в ситуациях, когда имеется четко определенная миссия (цель) деятельности предприятия, но средства ее достижения неясные. В таких ситуациях харизматический лидер обеспечивает слаженную работу предприятия в определенном направлении. Харизматический контроль основывается на энтузиазме, авторитете лидера и преданности исполнителей (последователей). Процедуры бухгалтерского учета используются для обычного контроля сохранности и целевого использования имущества предприятия. В то же время лидер часто разрабатывает собственные контрольно-информационные системы, позволяющие отслеживать изменения энтузиазма и преданности исполнителей. Отличительные особенности харизматического контроля делают его применение наиболее целесообразным при решении краткосрочных критических задач (например, вывод предприятия из кризиса). Рыночный контроль исходит из того, что главным показателем эффективности работы предприятия является успех на рынке. В целях осуществления внутрихозяйственного контроля предприятия могут создавать рыночную среду путем проведения и участия в различных конкурсах и торгах (например, конкурсы на определение поставщика комплектующих на следующий год, на выполнение субподрядной работы и т.п.) или путем выделения центров прибыли и оценки результатов работы менеджеров по рыночным показателям (по размеру полученной прибыли, доле рынка). При оценке результатов работы менеджеров по рыночным показателям в качестве базы сравнения берутся данные за прошлый год, данные лидеров отрасли, средние данные по сопоставимым предприятиям, или требуемые инвесторами минимальные нормы доходности на вложенный капитал. Сравнение с плановыми показателями не будет считаться надежным, потому что планирование в условиях неопределенных бизнес-процессов существенно затрудняется. При коллегиальном контроле создаются коллегии или комитеты, наделяемые определенными полномочиями по принятию наиболее важных решений (например, правление, комитет по аудиту и др.). Коллегии помогают найти компромисс или обеспечить баланс между несколькими противоречащими целями и контролируют развитие предприятия по намеченному стратегическому направлению. При этом компромисс между противоречащими целями развития предприятия, направленными на удовлетворение требований разных заинтересованных сторон (например, инвесторов, потребителей, общественных организаций по защите экологии), может обосновываться сравнением показателей деятельности предприятия с аналогичными показателями основных конкурентов и отрасли в целом. Контроль на основе традиций учитывает то, что на предприятиях с течением времени могут складываться устойчивые модели поведения в некоторых ситуациях или формироваться определенное отношение к выполняемой работе или каким-либо иным объектам, разделяемое сотрудниками предприятия. Например, сотрудники авиакомпании Southwest Airlines ценят чувство юмора и одобрительно относятся к созданию благоприятной рабочей атмосферы. Руководители должны учитывать традиции при управлении предприятием, так как сложившиеся модели поведения могут повлиять на процесс выполнения принятых решений. Крайней формой контроля на основе традиций является клановый контроль. Клановый контроль включает в себя определенные ритуалы и церемонии посвящения в клан, при помощи которых могут закрепляться традиции клана. Члены клана неукоснительно следуют традициям и нормам поведения клана. Некоторые предприятия экспериментируют с формами кланового контроля. Например, компании Motorola, IBM, Texas Instruments, Kodak заимствовали концепцию поясов из восточных единоборств для выделения специалистов, отличающихся особыми знаниями и достижениями в области совершенствования производимой продукции или выполняемых бизнес-процессов. Черный пояс мастера обозначает высший уровень мастерства, тогда как простой черный или зеленый пояс свидетельствует об определенном уровне подготовки и опыта. Уровень пояса учитывается при распределении работы. Специалистам, обладающим черным поясом мастера, будет поручаться наиболее сложная и ответственная работа (например, руководство проектом). Необходимо отметить, что неопределенность бизнес-процессов (одного из двух критериев, лежащих в основе рассмотренной выше классификации типов контроля) в разных отделах одного предприятия может проявляться по-разному. Это дает основание для разработки классификации способов контроля исходя из характера бизнес-процессов, являющихся объектом контроля. Характер бизнес-процессов оказывает непосредственное влияние на частоту и детализацию внутренних отчетов, выбор базы сравнения для определения эффективности работы, подходы к установлению целевых уровней ключевых показателей, организацию системы стимулирования. Характер бизнес-процессов зависит от понятности (программируемости рабочих процедур в рамках процесса и от частоты возникновения неожиданных или новых ситуаций в работе. Рабочие процедуры являются понятными и могут быть запрограммированы в условиях существования четких причинно-следственных связей между расходуемыми ресурсами и получаемыми результатами. Знание причинно-следственных связей облегчает поиск путей решения возникающих неожиданных ситуаций и проблем. Исходя из критерия характера бизнес-процессов выделяют следующие разновидности подходов к организации контроля: близкий контроль, обширный контроль, контроль результатов, контроль перспектив (рис. 3.2). Близкий контроль применяется в условиях рутинной работы, когда четкая причинно-следственная зависимость между затратами и результатами сочетается с низкой частотой возникновения неожиданных ситуаций. В этих условиях составляются частые и детальные отчеты о затратах и результатах работы по финансовым (затраты) и нефинансовым (соблюдение сроков работы, качество, объем работы) показателям, а также может производиться наблюдение за поведением сотрудников. Уровень целей работы устанавливается вышестоящим руководством. Обширный контроль производится при высокой частоте возникновения новых или неожиданных ситуаций, которые могут быть проанализированы при помощи стандартных процедур и методов работы. Обширный контроль предполагает составление частых и детальных внутренних отчетов, однако уровень целей работы определяется с учетом мнения сотрудников-исполнителей. Кроме этого многообразие нестандартных ситуаций поднимает проблему координации и планирования деятельности предприятия и его структурных подразделений. Контроль результатов осуществляется, когда зависимость между затратами и результатами не может быть четко определена, а частота возникновения неожиданных ситуаций низкая. Внутренние отчеты о результатах работы могут быть использованы для начисления заработной платы или премий. Контроль перспектив может применяться в отношении работы исследовательского характера, когда высокая частота возникновения новых ситуаций сочетается с отсутствием знания причинно-следственных связей. В этих условиях разработка стандартных процедур работы затруднена. Планирование затрат и результатов теряет свое значение для материального поощрения сотрудников, однако может использоваться для координации взаимодействия с другими отделами предприятия. Внутренние отчеты подготавливаются реже, чем при других способах контроля. Цели устанавливаются на достаточно высоком уровне, чтобы поддерживать ориентацию на перспективные разработки новых решений. На предприятиях бизнес-процессы могут выстраиваться в разной последовательности, которая оказывает решающее воздействие на связи между отделами, цехами, другими подразделениями предприятия, на модели потребления ресурсов и, следовательно, на содержание контрольно-информационных систем. В зависимости от формы контролируемой последовательности бизнес-процессов выделяют следующие подходы к проведению контроля: 1) контроль в условиях последовательной обработки исходного сырья и материалов в ходе связанных между собой процессов, который фокусируется на вопросах планирования и оценки исполнения планов; при этом преследуется цель обеспечения эффективного использования ресурсов и полной загрузки имеющихся мощностей; 2) контроль в условиях соединения результатов разных бизнес-процессов, который фокусируется на обеспечении выполнения качественной работы различными отделами и структурными подразделениями предприятия, работающими по одному заказу или обслуживающими одного клиента; в таких условиях большое значение приобретают контроль исполнения отдельных проектов (заказов) и оценка клиентом качества выполненной работы; 3) контроль в условиях бизнес-процессов предприятий, оказывающих услуги (банки, страховые организации, почтовые службы, рестораны быстрого питания и др.), ориентирующийся на обеспечение стандартизации услуг во всех филиалах и офисах; в таких предприятиях разрабатываются единые стандарты выполнения отдельных процедур и контролируется их исполнение всеми подразделениями, при этом наличие большого числа одинаковых бизнес-единиц позволяет внедрять рыночный тип контроля и выявлять наиболее эффективные подразделения.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1429)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |