на разных этапах развития предприятия
Развитие предприятия проходит через ряд этапов. Обычно сначала создается небольшая фирма, которая постепенно увеличивается в размерах и превращается в зрелое предприятие. Успешные предприятия по мере своего развития изменяют содержание систем контроля, настраивая их под складывающиеся условия деятельности. В целях изучения динамики содержания систем контроля можно выделить следующие этапы развития систем управления на предприятиях, предложенные Л. Грейнером: создание, направление, делегирование, координация, сотрудничество. По нашему мнению, в настоящее время к этим этапам добавляется корпоративное гражданство (рис. 3.4). При создании предприятие обычно является небольшим по размерам. Учредитель может лично контролировать деятельность своих немногочисленных подчиненных и поддерживать энтузиазм в коллективе. Формальные системы контроля представлены прежде всего процедурами внутреннего контроля, в частности процедурами бухгалтерского учета. Диагностический контроль направлен на обеспечение выживания фирмы и обычно осуществляется учредителем путем мониторинга роста доходов и денежных потоков. По мере увеличения объемов деятельности предприятия и численности сотрудников учредителю становится все труднее осуществлять личный контроль - назревает кризис лидерства. Справившиеся с этим кризисом предприятия формализуют процедуры управления, внедряют линейно-функциональную организационную структуру, системы диагностического контроля (например, систем планирования прибыли), кодексы корпоративного поведения, совершенствуют систему бухгалтерского учета затрат. Принятые мер позволяют упорядочить деятельность предприятия и определить дальнейшее направление развития и роста. Рис. 3.4. Этапы развития систем управления на предприятиях Постепенное усиление бюрократизации, централизация предприятия в сочетании с ростом объемов деятельности способствуют возникновению кризиса автономии. Предприятие уже не может быстро реагировать на изменения требований потребителей, а процесс поиска и использования новых возможностей ведения бизнеса оказывается в стагнации. Выходом из кризиса автономии является делегирование полномочий и создание центров прибыли. Менеджеры центров прибыли наделяются существенными полномочиями по организации работы доверенных им подразделений в определенных сегментах рынка. Они разрабатывают и исполняют стратегию развития своих подразделений, нанимают дополнительных сотрудников, приобретают необходимые ресурсы. Для того чтобы обеспечить эффективность использования ресурсов предприятия, руководстве центрального офиса устанавливает требования и критерии по экономическому обоснованию новых стратегических инициатив (например, минимальный уровень рентабельности). Усиливающаяся децентрализация предприятия постепенно приводит к кризису контроля. Руководители центров прибыли защищают свое автономное положение, а менеджерам высшего звена становится все труднее управлять разрозненными независимыми подразделениями. На этом этапе развития для улучшения координации деятельности подразделений предприятия создаются центры инвестиций — дивизионы, продуктовые группы, отраслевые группы, региональные группы и т.п. Однако постепенно системы диагностического контроля, в том числе бюджетирование, существенно усложняются, а разрастающийся бюрократический аппарат затрудняет осуществление каких-либо инноваций и поиск новых возможностей ведения бизнеса. Поэтому менеджеры обращают особое внимание на внедрение системы интерактивного контроля, чтобы обеспечить продолжение прибыльного роста объемов деятельности. Чрезмерная бюрократизация предприятия и резкое увеличение числа структурных подразделений приводят к возникновению конфликтов внутри предприятия. Менеджеры считают, что их интересы часто не учитываются и что им навязывают ненужные услуги и решения. Предприятие сталкивается с кризисом красной черты, выходом из которого могут стать проведение целенаправленной работы по улучшению сотрудничества внутри коллектива и внедрение матричной структуры управления, создание проектных групп из специалистов разных подразделений и отделов, ротация кадров, а также совершенствование трансфертного ценообразования и других механизмов рыночного контроля. Напряженная работа в условиях огромных предприятий приводит к кризису духовности. Сотрудникам трудно поддерживать хороший баланс между личной, семейной жизнью и работой. Менеджеры испытывают значительные сложности при поиске компромисса между требованиями различных заинтересованных в деятельности предприятия групп — коллектива предприятия, потребителей, государства, общества, инвесторов и других групп. Некоторые предприятия справляются с возникающими трудностями в процессе реализации концепции корпоративного гражданства, основывающейся на системе убеждений. Корпоративный гражданин принимает непосредственное участие в делах общества, занимается благотворительностью, защитой окружающей среды, спонсирует важные общественные проекты, поддерживает некоторые социальные группы (например, выделяет стипендии талантливым студентам), строит спортивные комплексы, организует отдых сотрудников и т.д.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |