Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раскол в русской церкви XVII в. Аввакум и его «Житие».



2019-05-24 375 Обсуждений (0)
Раскол в русской церкви XVII в. Аввакум и его «Житие». 0.00 из 5.00 0 оценок




Что представляет собой «раскол» в русской жизни 2-й половины 17 в.?

В начале 16 ст. в русских церковных кругах возникла теория «Москва третий Рим». Создатель её – старец Псковско-Печерского монастыря Филофей. Около 1524 г. он написал «Послание на звездочётцев», направленное против католичества. 2-й Рим – Константинополь – впал в ересь и не может быть центром христианского мира. Филофей высказывал мнение о греховности католичества и о том, что первый Рим, как и второй – Константинополь – впали в ересь и перестали быть центром христианского мира. На смену им приходит третий Рим – Русское царство:

«Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти ».

Теория эта опиралась на идеи, высказанные ещё в 15 в. Незадолго до завоевания Константинополя турками, византийский император, надеясь получить помощь католической церкви, подписал Ферраро-Флорентийскую унию в 1439 г. – о соединении православной греческой церкви с латинской католической. Но уния не спасла Константинополь, он был захвачен в 1453 г. турками.

 После этих событий, в 1492 г., митрополит Зосима, близкий к еретикам, заявил, что на смену «первым» грекам приходят «последние» – русские, и назвал Москву «третьим Римом».

 Если в 16 в., когда перед Московским государством стояла задача централизации земель, эта теория не получила официального признания, то в 17 в. в Москве стали задумываться об освобождении от турецкого ига христиан Востока.

Но чтобы стать в религиозном отношении главою всех славян, московскому царю важно было устранить некоторую обособленность русской церкви в богослужебных обрядах, отличавшую её от других церковных институтов. Эта обособленность являлась следствием того, что во времена крещения Руси в конце Х века в Византии существовали разные богослужебные уставы. В Константинополе был принят Судийский устав, который перешёл и на Русь. Но с XI в. в Византии всё большее распространение начал получать Иерусалимский устав, ставший впоследствии распространённым в православии. В связи с этим различия между византийскими и русскими богослужебными книгами оказались существенно заметными. С тех пор время от времени делались попытки исправления русских книг, но они не имели каких-либо результатов.

Только в середине 17 в. царь Алексей Михайлович при энергичной поддержке патриарха Никона решил довести дело реформы до логического конца.

Введённый в июле 1652 г. на патриаршество, Никон, исполняя волю царя, уже в марте 1653 г. начал осуществлять церковную реформу. Однако новый патриарх преследовал при этом свои цели. Бывши человеком энергичным, умным и честолюбивым, Никон стремился укрепить церковь, чтобы освободить её от

царской опеки, а тем самым приобрести и личную неограниченную власть. Завоевав сначала доверие царя, Никон принял на себя титул «великого государя», стал вмешиваться в государственные дела, в дипломатическую и военную политику правительства, и, в конце концов, открыто провозгласил свою политику, которая выражала идею превосходства духовной власти над светской. Естественно, эта опасная для самодержавия политика вызвала сопротивление со стороны царя. Никон не нашёл поддержки и в самой церкви, так как своим высокомерием и самоуправством, доходящим до рукоприкладства, успел восстановить против себя бóльшую часть духовенства. Собором 1666-1667 гг. Никон был лишён сана и осуждён на ссылку простым монахом. После отстранения Никона во главе церкви, в сущности, оказался сам царь, который и довёл реформу до конца.

Но значительно более серьёзным и опасным противником царя, чем Никон, оказались члены кружка «ревнителей благочестия», которые с самого начала реформы выступили против её организаторов и проводников, включая и царя. Власть ответила на это отлучением противников реформы от церкви, городским судом, ссылками в отдалённые окраины. Заключением в тюрьмы, казнями.

На первый взгляд может показаться, что сопротивление приверженцев старых обрядов церковной реформе объяснялось чисто догматическими соображениями, педантизмом. В самом деле, так ли уж важно, даже с точки зрения церковно-богословской, креститься двумя перстами или тремя, писать «Исус» или «Иисус», произносить «Аллилуйя» два или три раза! А ведь в открытой полемике споры велись именно вокруг этих и им подобных проблем.

Однако действительные причины сопротивления реформе были значительно серьёзнее. С другой стороны, и те жестокие репрессии, которым подвергались старообрядцы, вряд ли были бы возможны, если бы сторонники реформы видели в своих врагах только упрямых догматов и педантов.

Важную роль в расколе сыграло то обстоятельство, что требование отказаться от обычаев и обрядов, освящённых веками, и признать превосходство греческой церкви больно задевало национальное чувство русских людей 17 в., воспитанных на теории «Москва – третий Рим». Поскольку «иностранные» обычаи насаждались сверху, феодальной властью, это вызвало сопротивление простых людей.

 В реформе старообрядцы видели посягательство на весь русский уклад, на весь национальный быт. Для них православие было прочно связано с этим укладом. Если рушится православие, следовательно, гибнет и Древняя Русь.

Старообрядцы, полагая, что и Никон и царь Алексей Михайлович отреклись от «древнего благочестия», перешли к прямой антиправительственной пропаганде. За это их и сажали в тюрьмы, сжигали на костре – не только за раскол, но и за «великие на царский двор хулы».

Отмечая демократическую основу раскола, его связь с антифеодальной борьбой, не

следует забывать, что мистические настроения, националистическая ограниченность, отрицание не только западноевропейской, но и всякой философии и науки привносило в раскол консервативное содержание. В 18-19 вв. старообрядчество превратилось в крайне реакционное движение, противившееся прогрессивному развитию русского общества.

Главной фигурой старообрядческой литературы был протопоп Аввакум. Противоречивая сущность раскола определила смысл его религиозно-социальной деятельности.

 Протопоп Аввакум и его «Житие». Судьба Аввакума оказалась весьма драматической. Родился он на Нижегородской земле в селе Григорьево в 1621 году. Аввакум рано осиротел, рано и женился: в 17 лет об был обвенчан с дочерью кузнеца Анастасией, которая на протяжении долгих лет делила судьбоносную участь мужа. Уже в возрасте 21-го года он был поставлен в дьяконы, в 23 года стал сельским священником. По характеру Аввакум был непреклонным, неуступчивым и нетерпимым. Часто «начальники» грозили ему расправой, приходилось искать защиты в Москве у церковных авторитетов и даже у царя Алексея Михайловича. Живя в столице, Аввакум сблизился с участниками кружка «ревнителей благочестия», выступавших против реформы Никона, а затем стал руководителем раскола, переросшего из рамок небольшого кружка в общественное движение. Протопоп и его единомышленники были преданы анафеме и репрессированы. Аввакума сначала отправили в ссылку в Сибирь, – сначала в Тобольск, затем далее, в Даурию, – где он с семьёй пробыл 10 лет.

 В начале 60-х годов ситуация по отношению к опальным старообрядцам ненадолго изменилась. Властолюбивый Никон сам оказался в опале, и возмужавший царь попытался приблизить к себе раскольников. Аввакум из Сибири был призван в Москву, но, поняв, что, отвергнув Никона, царь не отказался от проведения церковной реформы, Аввакум ещё более энергично встал на защиту «старой веры». По указу царя в 1667 г. он был вновь сослан, на сей раз на север, в город Пустозёрск, посажен в земляную тюрьму, где томился долгих 15 лет.

В 1682 г. Аввакум и его соузники были казнены – заживо сожжены в порубе. 

За время своего «земляного» заключения Аввакум написал 64 публицистических и проповеднических произведения, самое знаменитое среди которых – Житие. «Только раз в омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, мужицкий, полнокровный голос. Это были гениальные «Житие» и «Послание» бунтаря, неистового протопопа Аввакума», – так сказал о главе раскола Л.Н. Толстой.

В истории русской литературы Житие Аввакума занимает особое место. Будучи консерватором и традиционалистом в области церковной жизни, как писатель Аввакум выступил совершенным новатором. Стиль и поэтика егоЖития резко контрастны литературным канонам агиографического жанра. Новаторство

писателя воплотилось в сознательной ориентации на просторечие. Произведение писалось для «христиан», то есть, в понимании Аввакума – для простых людей, крестьян. Такому читателю нелегко было понимать высокий церковнославянский язык, и Аввакум своим стилистическим принципом утвердил просторечие, решительно отказавшись от традиционного книжного «красноглаголания», предпочтя ему, «вякание», как он сам выразился.

Аввакум определяет жанр своего произведения как житие. Но он – не святой, он – простой человек. Тем и новаторски ценным оказалось его жизнеописание: он осмелился написать своё собственное Житие, создав произведение автобиографического жанра. Впервые в русской литературе автор рассказал о своих личных переживаниях, впервые дерзнул сравнить себя с христианскими писателями – апостолами. Когда Аввакум ссылается на авторитет апостолов, он вольно или невольно приравнивает себя к святым подвижникам. С традиционной точки зрения это было греховным поступком, но Аввакум даровал себе право поведать простым «крестианам» о своей мученической жизни, отданной подвижнической деятельности в защиту, как он полагал, истинной православной веры.

Полемику с никонианами, всю свою борьбу за старые обряды Аввакум, возможно, воспринимал как долг перед своей совестью и памятью погибших единомышленников. Он рассказывал и об их участи – о боярыне Морозовой, о соузниках – Лазаре, Епифане, Никифоре, Фёдоре. Повествование об их судьбах композиционно как бы замещает чудеса, традиционные для житий. Чудеса совершаются со старообрядцами, то есть, не они сами их совершают, а Всевышняя сила над ними творит чудеса, как бы оправдывая их правоту. Когда Лазарю урезали язык – он смог говорить и без языка; когда ему отсекли руку, то эта отсечённая рука «на земле лёжа, сложила сама персты по преданию» – в двуперстие, а не триперстие. 

Новаторское Житие протопопа Аввакума приблизило писательское творчество к литературе нового времени, ценностной категорией которого становилось личностное начало, индивидуальность содержания и формы художественного произведения.  

 

Былины – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым. Основные признаки: эпический характер, обязательное наличие сюжета, необыкновенные герои, чаще всего богатыри, развернутость, распространенность событийного повествования, специфический стиль, особая манера построения рассказа, описаний персонажей и т.д. Эпическая поэзия – всегда песенная, творилась, сохранялась и передавалась устным путем, в пении. Художественная цельность, содержательная полнота, поэтическая развитость былины поддерживалась единством словесного и музыкального начала. При пении былины сказитель лишь частично воспроизводил текст по памяти, передавая его заученные части и варьируя их, таким образом, он строил новый текст, опираясь на выработанные в ходе предшествующего обучения знания, правила, нормы

Наличие художественных стереотипов – важнейшая особенность былинного стиха (н-р обозначение Киева: стольный Киев-град, красен Киев-град, во славном городе во Киеве). В отличие от книжной, литературной поэзии, где усилия авторов направлены на избежание привычных способов выразительности, народный эпос строится на повторении и варьировании устоявшихся, многократно повторенных ранее поэтических стереотипов.

Звуковая организация былин включает в себя след. способы: внутренние рифмы, звуковые повторы, аллитерация, ассонансные созвучия, игра слов. Пример внутренней рифмы: А й говорил ему конь, да второй након…

Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется повторение, повторения тавтологические: из далече-далече, повторения синомимические: биться-ратиться, зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град…, нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы.

Каждая былина – это вполне самостоятельное, законченное отдельное произведение со своей темой, сюжетом и своими героями. Чаще всего былины прямо между собой не связаны, даже те, в которых действуют одни и те же персонажи (н-р, былины об Илье Муромце не м.б. поставлены во взаимную последовательность и сюжетную зависимость).В былинах фантастическое и реальное тесно взаимосвязано, неотделимы друг от друга. Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или

 

наружности персонажей. Эпитет (святорусский, славный богатырь и поганый), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые). Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка. Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Сюжеты былин. Количество былинных сюжетов весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко, Иван Годинович, Алеша Попович и Елена Петровична); борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Соловей-разбойник); борьба с иноземными захватчиками: Ссора Ильи с Владимиром, Былина о наезде литовцев.

Особняком стоят сатирические былины или былины-пародии (Дюк Степанович, Состязание с Чурилой).

Основные былинные герои. Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы.

Садко является одним из древнейших героев, кроме того, он, пожалуй, самый знаменитый герой былин новгородского цикла. Древний сюжет о Садко, где рассказывается, как герой сватается к дочери морского царя, впоследствии усложнился, появились удивительно реалистические детали, касающиеся жизни древнего Новгорода.В. Я. Пропп указывает, что былина о Садко – единственная в русском эпосе, где герой отправляется в потусторонний мир (подводное царство) и женится на потустороннем существе. Эти два мотива свидетельствуют о древности как сюжета, так и героя.

Циклизация: древнейшие до 9 века, «О святогоре», «вольга и микула», здесь силен мифический элемент. В этих былинах сила богатырей абстрактна, ни на что не на правлена.

Былины Киевского периода – 9 -12 века,идея укрепления киевск Руси.

Б. Владимирско-суздальские 12-13 век, Илья Муромец и Алеша попович Новгородский цикл – соц-бытовой тип ,особенности быта новгор княжечтва. Садко и Василий Буслаев Проблематика сюжета,мало времени ,зачин,развитие действия,кульминация,развязка,исход-слава герою.

Сказка.

Возникла в древности. Русские сказки делят на следующие жанры:

О животных,Волшебные,бытовые.

Основной художественный признак сказок- сюжет

Народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр. Он характеризуется своей формой бытования. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Этим она отличается от литературной, которая передается путем письма и чтения и не меняется. Литературная сказка может попасть в арбитуру народного обращения и передаваться из уст в уста,тогда она тоже подлежит изучению фольклориста. Сказка отличается специфической для нее поэтикой.

Классификация сказок.

Афанасьев первый из русских ученых занялся классификацией сказок.первое издание сказок 1855-1864 имело хаотичный вид.во втором издании, до выхода которого он не дожил, сказки расположены систематически.

Сказки о животных,Сказки о людях:,Волшебные,новеллистические

Не выделил Афанасьев кумулятивных-цепочных-сказок.

История собирания.

В древней Руси никто не записывал сказки. Сказки подвергались официальному презрению. В указе царя Алексея Михайловича 1649 строго запрещается колядовать, рассказывать сказки, загадывать загадки. 

перелом в отношении к сказке только в 18 веке. Пушкин стал записывать сказки первым. Он ввел ее в лит и общ-научный обиход. Жуковский, Гоголь, Ершов.

Два направления:

Тенденция к изданию литературно обработанных сказок

Стремление к изданию подлинно народных текстов

Даль принадлежал к представителям первого направления. Он перерабатывал народные сказки и издавал их. Но он и не выдавал своих сказок за подлинно народные.

Была велика потребность в возникновении сборника, кот бы содержал подлинно русские сказки. Афанасьев «Народные русские сказки» он не позволил себе никаких переделок и обработок и включил варианты.

Худяков, Прыжов, Садовников, Ончуков, Никифоров.

волшебная сказка В.Я. Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки» дает следующее определение волшебной сказке: «это тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда или желания иметь что-либо и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дает ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником, возвращение и погоню. Часто эта композиция дает осложнение. Герой уже возвращается домой, братья сбрасывают его в пропасть. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется и женится или в своем царстве или в царстве тестя.

Волшебная сказка знает семь типов

действующих лиц: герой, т.е персонаж, ликвидирующий беду или недостачу, антагонист, даритель, снабжающий героя волшебным средством или помощником, помощник, царевна (искомый персонаж) и ее отец, отправитель, ложный герой. Вокруг этих персонажей функции логически объединяются по известным кругам, это круги действия лиц. Круг действия в точности соответствует персонажу. Один персона может охватывать несколько кругов действия или один круг действий может распределяться по нескольким персонажам.

 бытовая сказка

сказки о шутах и дураках, мороке,об испытании жен, о мудрых девушках,о ловких ворах,о хозяине и работнике,о злых женах, о попах, о глупцах.

Бытовые. Т.к крестьянский быт нашел в них глубокое отражение, хоть никогда описание быта не является целью.

Если в волшебной сказке двуплановость, различие двух миров, то в бытовой мир один- тот, в котором мы живем.

Герой бытовых сказок уже не царевич,не младший из трех сыновей. Это молодой парень, крестьянин, батрак. Его антагонист- барин, помещик, кулак, богач. Эти сказки могут служить средством изучения крестьянского мировоззрения. Герой в сказке всегда побеждает. В быт сказке носители зла- земные люди. Герой ничтожен социально, в его изображении нет никакой идеализации: он беден, угнетен.

Один из осн признаков этих сказок - отсутствие сверхъестественности. Нет никаких волшебных средств. Или же просто сверхъестественное трактуется реалистически. Могут происходить превращения. (жена превратила мужа в кобеля ударом палки)

Возможно повествование от первого лица в отличие от волшебных.

В быт сказки не нарушаются законы природы, а если нарушаются,то это изображено как нечто вполне возможное, но тем не мения центральные события быт сказки совершенно невозможны в жизни по своей необычайности. Обстановка и фон совершенно обычны, но поступки действ лиц выходят за рамки того, что обычно происходит в жизни.

Композиция разнообразна. Они отличаются простотой и краткостью. Интриги весьма несложны. Необычайная популярность объясняется их близостью к жизни. Бытовая сказка не только самый популярный, но и самый национальный вид сказок.

О злых женах: такие сказки окрашены сатирически. Некоторые отрицательные стороны быта патриархальной деревни. Окрашены гиперболически.

О шутах и дураках: герой сказки, шут, своими обманами доводит людей до преступлений и смерти, вызывает пожары и проч и все это под злорадный хохот. Это может вызвать возмущение, но это только сказкак. Тоже сатирические.

 сказки о животных.

Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в кот животное является основным объектом или субъектом повествования. Есть сказки, где присутствуют и животные, и люди. Но нужно различать, кто из героев в центре повествования, а кто второстепенен. Лиса,

ворующая рыбу, а не мужик. Волк у проруби, а не бабы.

Нужно помнить, что такие сказки имеют мало общего с действительностью, т.е они не отображают природных повадок животных. Животные- условные носители действия. Сказки о животных должны быть признаны фантастическими.

Русская сказка о животных отличается не только самобытностью репертуара,но и особым характером. Наши звери живут в берлогах и не в такой степени отражают быт человека, как западные. Производят впечатление большей непосредственности.

 В сказках о животных не установлено единства композиции: они разнообразны. Они строятся на элементарных действиях. (вредный совет)

два типа сказок:

Законченные,цельные, с определенной завязкой, развитием и развязкой. Они представляют собой сказочные типы в общепринятом смысле этого слова. Лиса и журавль.

Большинство же не обладает сюжетной самостоятельностью.

Есть сюжеты, кот никогда не рассказываются отдельно. Лиса и волк с прорубями. Эта соединяемость- внутренний признак животного эпоса, не присущий иным жанрам.

Домашние животные- нечастые герои сказок. Если они появляются, то в соединении с лесными, а не как самостоятельные персонажи. Это позволяет предположить древнее происхождение сказок о животных. Пропп(русская сказка).

 



2019-05-24 375 Обсуждений (0)
Раскол в русской церкви XVII в. Аввакум и его «Житие». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раскол в русской церкви XVII в. Аввакум и его «Житие».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)