Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основная идея летописи.



2019-05-24 253 Обсуждений (0)
Основная идея летописи. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сформулируем её словами ак. Д.С. Лихачёва:

«Показать русскую землю в ряду других держав мира, доказать, что русский народ не без роду и племени, что он имеет свою историю, которой вправе гордиться, - такова замечательная по своему времени цель, которую поставил себе составитель летописи».

Жанровое своеобразие.

Летопись – жанр синкретический (соединяющий в себе произведения различных жанров). В ПВЛ включены жанровые модификации следующего характера:

1.Историко-легендарные сказания.

2.Воинские повести.

3.Повести о княжеских усобицах.

4.Повести о княжеских преступлениях.

5.Бытовые повести.

6.Библейские сюжеты (вступление; речь греческого философа).

7.Житийные сюжеты (Сказание о двух варягах-мучениках; Сказание о кончине монаха Киево-Печерского монастыря Феодосия).

8.Религиозные и светские поучения.

Типы летописного повествования. В летописном тексте различают два типа повествования, существенным образом отличающиеся друг от друга.

I тип – погодные записи;                       

II тип – летописные рассказы.

Погодные записи – это информация о происшедших событий. Они могут быть краткими, просто фиксировать событие, например: «В л Ђ то 1020. Родися у Ярослава сынъ, и нарече имя ему Володимеръ». Это – краткая фиксация исторического факта, не более. Но иногда в летописную статью входит перечень различных фактов, иногда даже достаточно подробно сообщается о сложном по своей структуре событии: кто принимал участие в какой-либо военной акции, где собирались войска, куда они двинулись, чем закончилась битва и т.п. Такие записи могут занимать несколько страниц. Но дело не в краткости или подробности повествования, а в самом его принципе: информирует ли летописец о происшедшем событии или рассказывает о нём, создавая сюжетное повествование, рассказ. Таким образом, если погодные записи – это сообщения о событиях, то летописные рассказы – это сюжетное описание событий (о смерти Олега от своего коня, о мести Ольги за смерть мужа, о белгородском киселе, об осаде Киева печенегами).

 

Ораторская проза. Среди жанров византийской литературы особое место занимает красноречие, или ораторская проза – сочинения отцов церкви, богословов, проповедников. Произведения византийских авторов очень рано стали распространяться на Руси. Поскольку этих авторов называли «отцами церкви», их сочинения называют патристической литературой, или патристикой. Из имён богословов-проповедников назовём, прежде всего, Иоанна Златоуста (ум. В 407 г., он пользовался самым большим авторитетом), а также Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Лествичника.

В древнерусской книжности от 12 до 17 вв. широко распространялся сборник традиционного состава, содержащий слова, надписанные именем Иоанна Златоуста. Назывался этот сборник «Златоструй», так как «сладкие речи» знаменитого ритора словно «златые струи» омывают души людей.

В 11 веке появились первые оригинальные сочинения ораторской прозы – «Слово о законе и благодати» Илариона, поучения игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия. 12-м веком датируются «слова» Кирилла Туровского.

Слово о законе и благодати –первое оригинальное произведение древнерусской литературы. Памятник – образец жанра торжественного красноречия. Однако, это произведение вышло за рамки торжественных праздничных слов, став своего рода церковно-политическим трактатом, прославляющим русскую землю и её князей.

Композиционно текст состоит из трёх частей: 1) о законе и благодати, 2) о значении христианства для Руси, 3) похвала князьям Владимиру Святославичу и Ярославу Мудрому. Слово построено по всем правилам ораторского искусства: общие рассуждения на интересующую автора тему (первая часть) служат доказательством для определённого, конкретно-исторического события (вторая и третья части). Иларион начинает Слово с изложения своих представлений о всемирной истории, причём рассуждения его, в отличие от традиционных обширных экскурсов в библейскую историю, кратки и лаконичны. “Закон” (Ветхий завет) через пророка Моисея был дан людям, чтобы они не погибли в язычестве. Но “закон” был дарован только “избранному народу” – евреям, и не распространился среди других народов. “Благодать” же (Новый завет) пришла на смену “закону” как достояние всего человечества. Иларион настойчиво возвеличивает универсальный характер христианства по сравнению с иудейством. Подзаконное состояние сопровождалось рабством, а “благодать” – свободой; “закон” сравнивается с тенью, с лунным светом, ночным холодом, а “благодать” – с солнечным сиянием, теплом; время Ветхого завета символизирует образ рабыни Агари, а Нового – свободной Сарры. Все антитезы должны были подчеркнуть главную идею: преимущество “благодати” перед “законом” состоит в духовном просвещении и равенстве всех народов. Антитеза – главный художественный приём, который использует Иларион в своём доказательстве преимущества христианства над иудейством. Поскольку

“Слово” – памятник красноречия, постольку, естественно автор пользуется приёмами ораторского искусства: риторическими вопросами и восклицаниями, императивными конструкциями, обращениями.

Новая вера дошла и до Руси. Илариону важно было акцентировать мысль о равенстве русского народа с другими и тем самым корректно намекнуть на опосредованную роль Византии в событиях крещения Руси.

Прославление “благодати”-христианства далее сменяется апологией великого князя Владимира. Перечисляются заслуги киевкого владыки, которые в итоге выплеснулись в пространный и торжественный панегирик крестителю Руси.

Не обошёл вниманием Иларион и деятельность Ярослава Владимировича. Он не скупится на похвалу и весьма красочно описывает Киев и, в частности, собор святой Софии, возведённый при князе-преемнике.

 

«Слово о полку Игореве».



2019-05-24 253 Обсуждений (0)
Основная идея летописи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основная идея летописи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)