Таблица 1. Теория мотивации Д. МакГрегора
«Х»
| «Y»
|
• В мотивах преобладают биологические потребности; • Человек не любит работать, поэтому труд необходимо нормировать, а людей принуждать к работе; • Человек предпочитает работать, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации; • Качество работы низкое, поэтому нужен постоянный строгий контроль.
| • В мотивах преобладают социальные потребности и желание хорошо работать; • Для человека работа может быть источником удовольствия, а может быть наказанием в зависимости от условий; • Обычно человек готов брать на себя ответственность; • Многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт в трудовой деятельности; • Внешние контакты и угроза наказания не являются главными стимулами.
|
Главный стимул: • принуждение.
Вспомогательный стимул: • материальное поощрение
| Главные стимулы: • самоутверждение; • моральное и материальное поощрение.
Вспомогательный стимулы: • принуждение.
|
Таблица 2. Теория потребностей Д. МакКлелланда
| Потребности
| Краткая характеристика
| Управление мотивацией
|
1.
| Соучастия
| Стремление к дружеским отношениям, активному взаимодействию с коллегами и клиентами.
| Предоставление работы с широкими коммуникационными возможностями и постоянное информирование о реакции окружающих на их действия.
|
2.
| Достижения
| Стремление к самостоятельности в работе, личной ответственности.
| Делегирование полномочий, самостоятельный участок работы.
|
3.
| Властвования
| Стремление к воздействию на других людей.
| Включение в резерв кадров, планирование карьеры, обучение.
|
Таблица 3. Модель Ф. Герцберга
Гигиенические факторы
| Мотивирующие факторы (мотиваторы)
|
• Зарплата; • Социальные блага; • Условия работы; • Статус; • Климат на предприятии; • Рабочая атмосфера, обстановка; • Отношение к начальству и к коллегам.
| • Интересная работа: увлекательная постановка вопросов, многосторонность, возможность повысить свои знания; • Самостоятельность и полномочия, свой участок работы; • Возможность добиться ощутимых результатов; • Признание достижений, выражающееся в увеличении дохода, полномочий, степени трудности поставленных задач; • Профессиональное обучение и повышение квалификации как непрерывный процесс.
|
Далее рассмотрим процессуальные теории мотивации.
Рисунок 1. Интегративная модель Портера-Лоулера
Рисунок 2. Модель мотивации В. Врума
Рисунок 3. Взаимосвязь основных теорий мотивации
Взаимосвязь мотивов и стимулов в управлении персоналом показана в табл. 3.
Таблица 3. Взаимосвязь мотивов и стимулов