Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЫБОР И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ



2018-06-29 651 Обсуждений (0)
ВЫБОР И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Методология (греч. Methodos – исследование + Logos – учение) в самом общем виде есть теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов (способов) научного познания.

В каждом конкретном международно-политическом исследовании авторская методология представляет собой сложное сочетание трех уровней научного исследования, а именно – теории, подхода(ов) и методов.

 

Теоретический уровень

Теория (греч. theoría, от theoréo – рассматриваю, исследую), в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления, в нашем случае – явления международных отношений. Основными теориями международных отношений являются классические (консервативная и либерально-идеалистическая), модернистские (либерализм, реализм, марксизм и т.д.) и постмодернистские (конструктивизм, феминизм и т.д.).

Каждая из этих теорий позволяет раскрыть те проблемы международных отношений, для анализа которых она создавалась.

Так, например, при изучении исключительно или преимущественно межгосударственных отношений, наиболее адекватным будет реализм и его разновидности (например, структурный реализм). Он же вряд ли позволит раскрыть проблемы, связанные с деятельностью международных неправительственных организаций, поскольку последние, как правило, вообще не учитываются представителями реализма.

 

Подходы

Подход – это совокупность правил и процедур, избранных для достижения поставленной исследовательской задачи. Подход раскрывает стратегию этого решения.

В науке международных отношений, равно как в социально-политической науке в целом, выделяются следующие научно-исследовательские подходы:

- логический / диалектический

- дедуктивный / индуктивный

- синтетический / аналитический

- системный / структурный / функциональный

и др.

 

Методы исследования

Методы исследования – это конкретные орудия и инструменты исследования

Все методы исследования можно разделить на общенаучные и специальные для конкретной отрасли знаний.

К общенаучным методам относятся: генетический, типологический и сравнительный методы.

 

Метод Суть Ведущая логика Форма выражения Направленность Условия применения
Генетический Последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе развития Индукция (лат. inductio – введение) – форма умозаключения от частного к общему. Конкретно-описательная Определение причинно-следственных связей Наличие достаточного количества фактологических данных
Типологический Разделение (упорядочение) совокупности объектов или явлений на качественно определенные типы (классы) на основе присущих им общих существенных признаков Дедукция (лат. deductio – выведение) – форма умозаключения от общего к частному Типологизация Выявление сущностно однородных в пространственном и/или временном аспектах совокупностей объектов и явлений Четкое выделение критериев (оснований) типологизации
Сравнительный Раскрытие сущности изучаемых явлений и по сходству, и по различию присущих им свойств Аналогия (греч. analogia соответствие) сходство данных предметов или явлений в некоторых отношениях, из чего заключают об их сходстве в других отношениях Аналитическая Нахождение сходств и различий между предметами, явлениями, событиями. При помощи сравнения выявляются: - количественные и качественные характеристики предметов; - признаки, определяющие их возможные отношения. Сравнение должно основываться на конкретных фактах, которые отражают существенные признаки объектов или явлений

 

К числу специальных методов, используемых в изучении международных отношений, относятся следующие:

Методы анализа ситуации

Анализ ситуации предполагает использование суммы методов и процедур междисциплинарного характера, применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала («данных»). К настоящему времени известно более тысячи таких методов – от самых простых (например, наблюдение) до достаточно сложных (как, например, формирование банка данных, построение многомерных шкал, составление простых и сложных показателей, построение типологий и т.д.)

Экспликативные методы

Наиболее распространенными экспликативными (от лат. explicatio – объяснение) методами являются: контент-анализ, ивент-анализ, метод когнитивного картирования и их многочисленные разновидности.

Контент-анализ

В самом общем виде данный метод может быть представлен как систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся в нем словосочетаний или сюжетов. Частота этих словосочетаний или сюжетов сравнивается с их частотой в других письменных или устных сообщениях, известных как нейтральные, на основе чего делается вывод о направленности содержания исследуемого текста.

Ивент-анализ

Этот метод (называемый иначе методом анализа событийных данных) направлен на обработку публичной информации, показывающей, «кто говорит или делает, что, по отношению к кому и когда».

Систематизация и обработка соответствующих данных осуществляется по следующим основаниям:

1) субъект-инициатор (кто)

2) сюжет (что)

3) субъект-мишень (по отношению к кому)

4) дата события (когда).

Систематизированные таким образом события сводятся в матричные таблицы, ранжируются и измеряются при помощи специальных компьютерных технологий. Эффективность данного метода предполагает наличие значительного банка данных.

Научно-прикладные проекты, использующие ивент-анализ, отличаются по типу изучаемого поведения, числу рассматриваемых политических деятелей, по исследуемым временным параметрам, количеству используемых источников, типологии матричных таблиц и т.д.

Когнитивное картирование

Этот метод направлен на анализ того, как тот или иной актор воспринимает определенную проблему международных отношений.

Метод когнитивного картирования решает задачу выявления основных понятий, которыми оперирует актор, и нахождения имеющихся между ними причинно-следственных связей. В результате исследователь получает карту-схему, на которой на основании изучения речей и выступлений политического деятеля, отражено его восприятие политической ситуации или отдельных проблем в ней.

В применении описанных методов, которые обладают целым рядом несомненных достоинств – возможность получения новой информации на основе систематизации уже известных документов и фактов, повышение уровня объективности, возможность измерения и т.д. – исследователь сталкивается и с серьезными проблемами. Это – проблема источников информации и ее достоверности, наличия и полноты баз данных и т.д. Но главная проблема – это проблема тех затрат, которых требует проведение исследований с использованием контент-анализа, ивент-анализа и метода когнитивного картирования. Составление базы данных, их кодировка, программирование и т.д. занимают значительное время, нуждаются в дорогостоящем оборудовании, вызывают необходимость привлечения соответствующих специалистов, что в конечном итоге выливается в значительные суммы.

Учитывая указанные проблемы, при работе над ВКР, целесообразней использовать методику Б. Корани с ограниченным количеством индикаторов поведения международного фактора. Таких индикаторов всего четыре: способ дипломатического представительства, экономические сделки, межгосударственные визиты, соглашения (договоры). Эти индикаторы систематизируются в соответствии с их типом (например, соглашения могут быть дипломатические, военные, культурные или экономические) и уровнем значимости. Затем составляется таблица, дающая наглядное представление об исследуемом объекте.

На основе подобных данных строятся выводы, касающиеся способа поведения актора во времени и в пространстве: с кем он поддерживает наиболее интенсивные взаимодействия, в какой период и в какой сфере они происходят и т.п.

Данная методика считается довольно эффективной, достаточно доказательной и не слишком дорогостоящей.

Следует, однако, подчеркнуть, и ее ограниченность, которая, впрочем, является общей для всех вышеназванных методов. Как признает сам ее автор, она не может (или же может только частично) ответить на вопрос о причинах тех или иных феноменов.

Экспериментальные методы

Метод эксперимента как создание искусственной ситуации с целью проверки теоретических гипотез, выводов и положений, является одним из основных в естественных науках. В науке международных отношений наиболее широкое распространение получил такой его вид, как имитационные игры, являющиеся разновидностью лабораторного эксперимента.

Имитационные игры бывают двух видов – с применением ИКТ (компьютерное моделирование и прогнозирование) и без нее (деловая игра и т.п.).

Несомненно, что провести самостоятельный эксперимент для решения задач ВКР, Вам невозможно. Но Вы можете использовать результаты, полученные другими исследователями. При этом, однако, важно помнить, что эксперимент в международных отношениях, в отличие от естественных наук, предоставляет возможность с той или иной степенью достоверности лишь прогнозировать поведение акторов и развитие процессов.

Прогностические методы

Дельфийский метод (от названия древнегреческого полиса Дельфы, известного своим оракулом)

Речь идет о систематическом и контролируемом обсуждении проблемы несколькими экспертами. Эксперты вносят свои оценки того или иного международного события в центральный орган, который проводит их обобщение и систематизацию, после чего вновь возвращает экспертам. Будучи проведена несколько раз, такая операция позволяет констатировать более или менее серьезные расхождения в указанных оценках.

С учетом проведенного обобщения, эксперты либо вносят поправки в свои первоначальные оценки, либо укрепляются в своем мнении и продолжают настаивать на нем. Изучение причин расхождений в оценках экспертов позволяет выявить незамеченные ранее аспекты проблемы и зафиксировать внимание как наиболее (в случае совпадения экспертных оценок), так и наименее (в случае их расхождения) вероятных последствиях развития анализируемой проблемы или ситуации.

В соответствии с этим и вырабатывается окончательная оценка и практические рекомендации.

Дельфийский метод имеет множество вариантов реализации, в зависимости от возможностей исследования. Конечно, Вам трудно будет собрать ведущих экспертов для обсуждения интересующей Вас проблемы. Однако Вы можете:

- искусственно сформировать подобную дискуссию на основе суждений экспертов, либо опубликованных, либо полученных Вами в результате переписки с ними;

- все же сформировать экспертную группу, в которую Вы можете пригласить преподавателей, аспирантов и студентов, специализирующихся в данной проблематике.

Построение сценариев

Этот метод состоит в построении идеальных (т.е. мыслительных) моделей вероятного развития событий. На основе анализа существующей ситуации выдвигаются гипотезы, – представляющие собой простые предположения и не подвергаемые в данном случае никакой проверке, – о ее дальнейшей эволюции и последствиях.

На первом этапе производится анализ и отбор главных факторов, определяющих, по мнению исследователя, дальнейшее развитие ситуации. Затем выдвигаются гипотезы о предполагаемых фазах эволюции отобранных факторов в течение последующих 10, 15 и 20 лет. В результате выдвигается и более или менее подробно описывается ряд гипотез (сценариев). После чего делается попытка создать показатели относительной вероятности описанных выше сценариев, которые с этой целью классифицируются по степени их вероятности.

При кажущейся простоте метода, он требует от исследователя огромной эрудиции, интуиции и опыта аналитической деятельности. Поэтому применительно к ВКР можно говорить лишь о применении элементов данного метода или результатов, полученных с его помощью другими исследователями.

Анализ процесса принятия решений

Анализ процесса принятия решений (ППР) представляет собой динамическое измерение системного анализа международной политики. Изучение детерминант внешней политики без учета этого процесса может оказаться либо напрасной потерей времени, либо опасным заблуждением, ибо данный процесс представляет собой тот «фильтр», через который совокупность воздействующих на внешнюю политику факторов «просеивается» лицом (лицами), принимающим решение (ЛПР).



2018-06-29 651 Обсуждений (0)
ВЫБОР И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЫБОР И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (651)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)