Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самопроверка для жертв инцеста



2018-06-29 570 Обсуждений (0)
Самопроверка для жертв инцеста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На основе перечня для самопроверки, разработанного С. Блюм для переживших инцест[63], я хочу перечислить некоторые критерии и подчеркнуть, что эти симптомы могут возникать и при других расстройствах. Однако появление некоторых из них особенно типично после инцеста. Если в наличии имеется большинство этих симптомов, то вероятность того, что произошло сексуальное нападение, велика.

 

1. Подавленное настроение, «беспричинный» плач.

2. Фантазии о самоубийстве, суицидальные попытки.

3. Саморазрушительные действия, самоповреждения, причинение себе боли, частые несчастные случаи.

4. Аддиктивное поведение (наркотики, алкоголь, нарушения питания).

5. Чувства вины и стыда, низкая самооценка.

6. Недоверчивость, страх самоотдачи и утраты контроля или неспособность оценить надежность другого человека.

7. Неспособность устанавливать межличностные границы, повторные злоупотребления в отношениях, привычная роль жертвы, затруднение сказать «нет», чувство бессилия.

8. Сильно конфликтные отношения, проблемы с амбивалентностью, избегание близости и выбор партнера, который не допускает близости с собой, чтобы проблематика инцеста не вышла на передний план.

9. Ощущение изолированности, неприкаянность, отчуждение и деперсонализация, отщепление эмоций, рефлекс «мнимой смерти»: физическая и психическая парализованность в определенных ситуациях или при разговоре на определенную тему.

10. Ощущение нехватки единства, впечатление, что внутри несколько личностей. Ощущение себя нереальным. Ощущение близкого безумия, изобретение фантастических миров, в которых можно быть другим человеком, иметь иную идентичность. Желание изменить свое имя.

11. Стигматизация. Чувство, что все видят каинову печать на лбу, чувство собственной табуированности из-за того, что нарушил табу. Страдание от ощущения, что носит в себе страшную тайну.

12. Флэшбэки: внезапные визуальные воспоминания о травме, которые ощущаются как нападение. Сильные сенсорные воспоминания, которые не имеют никакого смысла, например, узор на обоях, запах, который снова и снова «лезет» в нос и пугает.

13. Ощущения заcтревания и удушья, ком в горле, затруднения глотания, дыхания, кожные высыпания, зуд.

14. Расстройство засыпания и сна, потребность спать в одежде и тщательно укутываться, повторяющиеся ночные кошмары.

15. Заметные пробелы в памяти, неспособность вспомнить все периоды детства, затушевывание определенных людей и ситуаций. Неуместные сильные эмоциональные реакции при пребывании в известных местах или при встречах с некоторыми людьми.

16. Использование мощных защитных механизмов: отрицание, вытеснение, обесценивание.

17. Проблемы в сексуальной сфере. Избегают всего сексуального, компульсивно сексуализируют отношения, не различают сексуальность, власть, контроль и насилие. Секс возможен лишь с незнакомцами, неопределенная гендерная идентичность, нарушения оргазма, страх боли в области половых органов, невозможность соединить секс и нежность, отвращение к всему телесному (в том числе запахи и звуки), чувствуют свое тело предательским, хотят спрятать его в мешковатой одежде, избегают зеркал, делают себя незаметными. Искаженный образ тела.

 

Насколько список может быть полезен в том, чтобы определить возможную жертву инцеста, настолько его значение ограничено для понимания травматизации. Для этой цели я считаю более полезной модель Финкельхора[64]. Он описывает то, какая динамика воздействует травмирующе на поведение и психическое развитие. В ней четыре сферы:

 

1) травматическое сексуализирование;

2) стигматизация;

3) предательство;

4) бессилие.

 

Я хотела бы здесь кратко пояснить эту модель. Травматическое сексуализирование приводит ребенка к обусловливанию: сексуальная активность сцепляется с воспоминаниями о негативных эмоциях; часто ребенка учат ложным сексуальным нормам и моральным представлениям, чтобы сделать его более удобным для сексуальной эксплуатации. Например, он слышит, что все отцы, которые любят своих детей, делают «это» с ними. Нередки случаи вознаграждения ребенка за сексуальное поведение, так что довольно рано складывается осознание, что секс является средством получить нежное и заботливое обращение и что речь идет о своего рода обмене. Это ведет к тому, что любовь и секс спутаны, происходят отвержение интимности и сексуальное стимулирование, нарушается собственная сексуальная идентичность. Отсюда возникает типичные паттерны поведения, о которых мы уже упоминали: навязчивое сексуальное отыгрывание, агрессивное сексуальное поведение, фобическое избегание близости, проблемы с оргазмом, проституция, промискуитет.

Второй тип динамики, стигматизация, переживание «отмеченности», усиливает стремление утаивать, стыд и порыв обвинять во всем только себя, потому что обычно преступник перекладывает на жертву ответственность за свое преступление. Это приводит к чувству отверженности и низкой самооценке (вина и стыд). С такого рода стигматизацией связано аддиктивное поведение, суицидальные наклонности и другие саморазрушительные акты.

Третьим травматогенным элементом является предательство. Было обмануто доверие ребенка, им манипулировали, его эксплуатировали из-за его зависимости и уязвимости. Вместо защиты он был использован. Люди, на которых он полагался, злоупотребляли своей властью. Это приводит к подозрительности, особенно в отношении к мужчинам, к ярости и враждебности, а также к глубокой печали и депрессии. Такой опыт обманутости формирует позицию жертвы, которая позже повышает риск повторения злоупотреблений. Конечно, такое поведение особенно сильно влияет на партнерские отношения, прежде всего, на сексуальность.

Четвертый фактор, который оказывает решающее влияние на психическое развитие и поведение, – это бессилие, чувство полного бесправия. Поскольку ребенок ощутил, что телесные границы были преодолены против его воли, чувство беспомощности врезалось в его память. Повторный опыт беспомощности и невозможности прекратить злоупотребление приводит его к убеждению, что человек никак не может повлиять на то, что с ним происходит. Становится понятным образ себя, типичный для жертв, который часто закрепляется тем фактом, что жертва выбирает отношения, в которых присутствует немало злоупотреблений. Чувство бессилия и беспомощности приводит к приступам тревоги и паническим атакам, которые, в свою очередь, способствуют диссоциациям, навязчивостям и фобиям.

Я считаю, что эта модель помогает понять возможные последствия сексуальной эксплуатации и разработать терапевтические стратегии для проработки такой динамики. Конечно, многие вопросы остаются без ответа и в этой модели, и при описании посттравматического синдрома. Кто из жертв инцеста будет травмирован, а кто нет? Насколько долго следует учитывать травматическое воздействие? Возможно ли исцеление или лишь только относительно хорошее обращение с травмой?

В ходе своей терапевтической практики я узнала, что даже женщины, многие годы зафиксированные в роли жертвы, смогли стать на путь большей самостоятельности и личной ответственности. Меня тронуло до глубины души то, что, несмотря на тяжелую сексуальную эксплуатацию, они смогли отвергнуть угнетающие жизненные обстоятельства, что, несмотря на огромные трудности при восстановлении границ, женщины учились говорить «нет». Я убеждена, что этому нет простого объяснения, одной причины. В своей работе я училась скромности, с изумлением глядя на то, как женщины восстанавливали связь со своей силой или вообще впервые учились этому. Тенденция психики к самоисцелению часто находит странные пути. Для многих женщин переживание резервов сил, до тех пор неиспользованных, является новым и ошеломляющим. Во второй части этой книги я расскажу о процессе исцеления подробнее.

 



2018-06-29 570 Обсуждений (0)
Самопроверка для жертв инцеста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самопроверка для жертв инцеста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (570)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)