Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русская религиозная философия о смысле жизни и духовности человека.



2019-05-24 556 Обсуждений (0)
Русская религиозная философия о смысле жизни и духовности человека. 0.00 из 5.00 0 оценок




Русская религиозная философия как наиболее интересная и сугубо национальная часть отечественной истории философии обладает неисчерпаемым богатством мысли, живительной силой для собственного возрождения, осмысления своего настоящего и будущего. Русская религиозная философия – это не религия, не богословие; она также не имеет ничего общего со схоластикой, с ее синтезом веры и знания, философии и религии. Русские мыслители обращаются к православию в поисках новых подходов для творческого решения основных вопросов бытия, истины и человека. Одними из ключевых проблем, рассматриваемых русской религиозной философией, являются вопросы духовности, смысла жизни человека.

Центральной фигурой русской религиозной философии второй половины XIX в. был Вл. Соловьев. По его мнению, человек – «связующее звено между божественным и природным миром» [12, с. 125]. Поскольку человек принадлежит к природному миру, а зло – общее свойство природы, то человек погружен в мир зла. Но человек принадлежит не только природному миру, его нужно понимать и как духовное существо. Задача человека как духовного существа состоит в преодолении всех проявлений зла и несовершенства как следствия грехопадения и связанных с вещественностью. Отсюда триада в этике Соловьева: несовершенство в нас, совершенство в Боге; совершенствование как жизненная задача человека. У человека уже есть идеал совершенства – совершенный человек явился во Христе. Внутреннее совершенство дает человеку большую силу как над его собственной материальной природой, так и над материальной природой внешнего мира. Зло и страдание «…суть состояния индивидуального существа: а именно, зло есть напряженное состояние его воли, утверждающей исключительно себя и отрицающей все другое, а страдание есть необходимая реакция другого против такой воли» [12, с. 130]. История идет к уменьшению зла, к совершенствованию. Эволюция движется через экономическое и политическое к духовному. На базе духовного общения идет развитие человека. Установление в мире абсолютной гармонии возможно только на основе взаимной любви Бога и людей. Человечество «…добровольно покоряется действию Божию как верховной власти, затем оно сознательно принимает действие Божие как истинный авторитет, и, наконец, оно самостоятельно участвует в действии Божием или входит в живой совет с Богом» [12, с. 185]. Человек как физическое существо смертен, а как духовное – бессмертен. Нравственный смысл жизни человека – служение Добру. Человек подобен Богу; но только божественная потенция не развита, не раскрыта в человеке. Бог свободен; наделен свободой и человек. Самое главное проявление свободы в человеке заключается в возможности сознательного выбора между добром и злом. Искра Божия побуждает человека к развитию и творчеству. Если он творчески подходит к урокам жизни, от каждого своего деяния становится сильнее, а от каждой осознанной и исправленной ошибки – мудрее, то он приобретает все большую свободу, приближаясь к единству с Богом.

Крупным представителем периода русского культурного Ренессанса (конец XIX – начало ХХ вв.) является Н.О. Лосский. Русский Ренессанс характерен тем, что именно тогда сложились религиозно-философские направления, основная идея которых заключалась в том, что эмпирический, пространственно-временной мир – относительное, условное бытие; оно не имеет самостоятельного значения. Это бытие кажется «рационализированным», закономерным, но его свойства не дают возможности открыть «истинное бытие». «Истинное бытие» – это душа человека и Бог, в мистическом единстве с которым пребывает душа. «Истинное бытие» раскрывается в религиозном опыте; самое иррациональное и есть самое реальное.

Н.О. Лосский в своей классической этике Абсолюта рассматривает Царство Божие как сверхценность космического масштаба. В основе этики Абсолюта он исследует ценности нравственной жизни, конструирует картину духовного совершенствования человека. Абсолютные ценности, как и их верховная (начало и конец) доминанта (Бог), определенным образом взаимодействуют с реальным человеческим миром. Методологической предпосылкой этики абсолютных ценностей выступает положение Лосского о достижении «полноты бытия» и «иерархическом персонализме» [14].

Наиболее глубокой чертой характера русского народа он считает религиозность, относящуюся к числу его постоянных духовных качеств, присущих ему на разных этапах истории. Рассматривая направленность русского народа к высшим формам опыта, Лосский включает в них способности к восприятию религиозного, нравственного, эстетического опыта, интеллектуальную интуицию (умозрение); все это связано с исканием абсолютного добра и религиозностью. При этом важное значение мыслитель придает особой сердечности русских людей к чужой душевной жизни, чуткому восприятию чужих душевных состояний. Одно из ее проявлений у русских людей – понимание ими собеседника даже при значительных недостатках в его произношении. Объяснение этого факта Лосский видит в направленности внимания русского человека на внутреннюю сторону речи, непосредственно на ее смысл, интуитивно улавливаемый. Англичане и особенно американцы испытывают большие затруднения в понимании речи, содержащей ошибки в произношении, что объясняется их преимущественным сосредоточением на внешней стороне речи, ее звуках.

Огромное влияние на понимание и становление духовности в России оказали не только русские религиозные философы, но и подвижники православной веры – старцы, оставившие мирское с его страстями.

Свои заповеди о цели христианской жизни оставил нам учитель христианства Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин, 1759–1833). Старец Серафим учил, что цель христианской жизни состоит в стяжании (обретении) Духа Святого. Средствами для стяжания Святого Духа Божия являются пост, бдение, молитва, милостыня и всякое ради Христа делаемое доброе дело. При нашествии Духа Святого надлежит быть в полном безмолвии для того, чтобы слышать явственно и вразумительно все глаголы живота вечного, которые он возвестить соизволит. Надлежит при том быть при полном трезвении и души и духа, и в целомудренной чистоте плоти [15].

Епископ Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, 1807–1867) – религиозный мыслитель, богослов и церковный писатель – оставил нам целый ряд поучений о правильном устроении своей духовной жизни. Его поучение «О рассеянной и внимательной жизни» посвящено разъяснению необходимости внутреннего сосредоточения и внимания [16]. Рассеянная жизнь, наполненная только житейскими попечениями, многодеянием и многопитанием, представляет собой занятие временное, суетное, усыпляет действие душевных чувств, она питается действием чувств телесных. Рассеянный человек не может преуспеть ни в одной добродетели, не в состоянии исполнять Христовы заповеди. Побороть рассеянность человек может, сначала приучаясь к внимательности в своей ежедневной жизни, при исполнении, например, своего служебного долга. Только после этого он сумеет практиковать внимание и сосредоточение в уединенной жизни. В работах епископа Игнатия изображается идеал духовной трезвости и самоотречения ради стяжания духа мира и любви. Главная идея творчества – внутреннее духовное делание как путь превращения плотского человека в существо духовное. Внимание к себе в глубоком уединении приносит драгоценные плоды.



2019-05-24 556 Обсуждений (0)
Русская религиозная философия о смысле жизни и духовности человека. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русская религиозная философия о смысле жизни и духовности человека.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (556)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)