РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Роль социально-психологического тренинга общения в развитии коммуникативной компетентности Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 1РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1Понятие коммуникативной компетентности в психологии 1.2. Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности старших школьников 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1 Организация и методология исследования уровня коммуникативной компетентности старших школьников 2.2 Программа социально-психологического тренинга общения в развитии коммуникативной компетентности ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир невозможно представить без общения. Именно оно играет огромную роль в жизни и деятельности человека. Говоря о общении, как о главном условии развития личности, нельзя не заметить, что грамотность в общении необходима всем. Именно грамотность определяет степень компетентности человека. Общение человека, всегда возникает при пересечении его деятельности с деятельностью другого. В таком случае можно сказать, что компетентность способствует профессиональной эффективности человека. Под компетентностью понимается способность, необходимая для эффективного выполнения конкретных действий и достижения требуемого результата в конкретной области деятельности. Компетентность включает специальные знания, навыки, способы мышления, а также принятие ответственности за свои действия. Исследование научной литературы убеждает нас в том, что одной изосновных, ключевых компетентностей, является коммуникативнаякомпетентность.Коммуникативная компетентность трактуется как овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Необходимость формирования коммуникативной компетентности личности на ступени основного общего образования обусловлена переходом обучающихся в подростковый возраст, на который приходятся сложные процессы развития самосознания, формирования системы ценностей, определяющей новый тип отношений со взрослыми и сверстниками, а также способность к самооценке. Однако массовая педагогическая практика, в том числе обобщенная в печати (работы Д.И. Архаровой, Н. Ш. Галлямовой, Т.А. Долининой, Т.А. Ладыженской, А. Ю. Масловой, М. А. Мосиной, О. С. Саломатовой, Т. Б. Черепановой, А.П. Чудинова, Л.И. Шабалиной и др.), свидетельствует об отсутствии системы достижения учащимися коммуникативной компетентности на ступени основного общего образования. Несмотря на широкое освещение проблемы формирования коммуникативной компетентности как социокультурного феномена, проявляющегося в способности индивида к эффективному социальному взаимодействию, проведенные философские (Г.В. Драч, М.С. Каган, М.К. Петров, В.Т. Шапко и др.), социально-педагогические (Э.А. Орлова, Е.В. Руденский, А.В. Соколов и др.) и психологические (А.Г. Асмолов, А А. Бодалев, И.Н. Горелов, Ю.Н. Емельянов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.В. Крючкова, Л.А. Петровская, Т.М. Дридзе, и др.) исследования не дают конкретного ответа на вопрос, как в системе школьного обучения, на ступени основного общего образования, подготовить коммуникативно компетентную личность, способную продуктивно взаимодействовать с партнерами в постоянно меняющемся многофакторном информационном и коммуникативном пространстве. Требуют теоретического осмысления и вопросы, связанные с определением педагогических условий, механизмов и средств формирования коммуникативной компетентности подростков, поскольку исследователи проблемы в последние годы, хотя и сходятся во мнении, что формирование коммуникативной компетентности возможно лишь при активной, осознанной и целенаправленной деятельности самого обучаемого как субъекта коммуникации (Г.А. Кудрявцева, А.В. Мудрик, Г.С. Трофимова, и др.), при систематической диагностике процесса и его результатов (Ю.М. Жуков, Л. А. Петровская, Ю.Л. Ханин), однако либо предлагают основные направления становления компетентной личности в средней школе (работы И.Г. Агапова, В.В. Серикова, А.А. Хуторского, С.Е. Шишова и др.), либо решают проблему формирования коммуникативной компетентности учащихся в рамках конкретного предмета (работы Д.И. Архаровой, Н.А. Зайцева, Г. Лозанова, Г.А. Китайгородской и др.) или конкретной технологии (исследования С.Ю. Куриловой, Е.И. Пассова и др.). Осложняет поиск путей формирования коммуникативной компетентности подростков и недостаточная проработка сущности понятия «коммуникативная компетентность подростков». Источниками коммуникативной компетентности являются врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения. Коммуникативная компетентность не может быть сформирована стихийно, необходимы специальная работа и психологические условия. Условия и средства развития коммуникативной компетентности встречаются в работах Е.В. Прозоровой, Ю.А. Конева,А.И. Емелина, И.Р. Алтуниной, А.Ш. Гусейнова и др. Многие авторы отмечают, что наилучший обучающий эффект в обучении коммуникативной компетентности дают группы социально- психологического тренинга. Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования «Роль социально-психологического тренинга общения в развитии коммуникативной компетентности». Цельюисследования - изучение роли социально-психологического тренинга общения в развитии коммуникативной компетентности. Объектисследования – коммуникативная компетентность старших школьников. Предметисследования – социально-психологический тренинг, как средство обучения коммуникативной компетентности. Гипотезаисследования:предположим, что социально-психологический тренинг влияет на уровень коммуникативной компетентности старших школьников. Задачиисследования: 1. Рассмотреть понятие коммуникативной компетентности в психологии 2. Определить понятие социально-психологического тренинга. 3. Изучить факторы, влияющие на коммуникативную компетенцию. 4.Диагностировать уровень сформированности коммуникативной компетентностистарших школьников; 5. Разработать программу и провести тренинг коммуникативных уменийсо старшими школьниками; 6. Выявить влияние тренинга на изменение уровня коммуникативной компетентности старших школьников. Методыисследования: - теоретический анализ психолого-педагогической литературы; - тестирование, проведение тренинга, математическая обработка результатов исследования. База исследования: старшиешкольники … Теоретическая значимость.В теоретической части работы уточнено понятие «коммуникативная компетентность», определена структура коммуникативной компетентности, раскрыта сущность коммуникативной компетентности, в связи с чем раскрыта необходимость развития у учащихся компетентности в общении, представлены особенности тренинговой работы по развитию коммуникативной компетентности. Практическая значимость.Результаты исследования могут быть использованы при подготовке будущих психологов, рекомендованы к применению при подготовке будущих педагогов-психологов. Структураработы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложений.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (620)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |