Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности старших школьников



2018-07-06 856 Обсуждений (0)
Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности старших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




На сегодняшний день отмечается низкий уровень коммуникативного общения у старших школьников, такой уровень коммуникативной компетентности отражается в увеличении численности подростков с высокой тревожностью в социальной среде и межличностной, росте одиночества, становится больше число детей с низкими социометрическими статусами, которые изолированы и отвергаются в детском коллективе.

В последнее время большую популярность завоевывают разные формы активного обучения. Так, в параллель с индивидуальными консультациями широко использую различные формы групповых работ. Зачастую всех их объединяют таким понятием как Тренинг (англ. Training - обучать, воспитывать, тренировать). Само понятие тренинг предполагает развитие и формирование отдельных свойств личности, ее навыков и качеств. Если применить понятие тренинг относительно группы людей (команды), то определение понятия тренинг будет таковым - развитие и формирование качеств и навыков необходимых для эффективного функционирования и осуществления какой-либо деятельности.

В современном мире существует множество видов тренингов: самые популярные и широко используемые тренинги развития профессиональных навыков в продаже, в ораторском искусстве, тренинги по формированию успешной команды, телесноориентированные тренинги, тренинги личностного роста и т.д.

В самостоятельную категорию необходимо выделить так называемые социально-психологические тренинги, которые являются в настоящее время наиболее эффективными методами обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений в специально создаваемых малых группах при содействии ведущего- психолога.

Термин «социально- психологический тренинг» введен немецким ученым Форвергом М. Основное назначение социально- психологического тренинга, по мнению Н.Н.Богомоловой, состоит в овладении социально- психологическими знаниями в области формирования соответствующих социальных установок в активной форме, т.е. в ходе специально разработанных активных действий [31].

В группе, с помощью выстроенной системы психологических упражнений и игр, у участников появляются возможности увидеть себя со стороны, свои проблемы глазами других людей, безопасно для себя примерять много новых ролей, приобретать необходимые навыки и умения в общения, освоить новые формы поведения и т.д. Все это важно, так как именно в общении мы можем почувствовать себя оцененными, признанными, быть любимыми, то есть удовлетворить основные социальные потребности личности.

Групповая форма тренингов охватывает три основных аспекта личности - когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

1. Когнитивный - связан с получением информации о психологии в целом, о процессе общения, анализе сложившейся ситуации и о себе в том числе.

2. Эмоциональный аспект - все переживания и новые знания о себе, других, о полученной информации, возможности прочувствовать свои недостатки и неуспехи, переживания о снижении своей самооценки.

3. Конативный, или поведенческий аспект проявляется в расширении поведенческих ролей, поиске и отработке форм поведения в согласно ситуации, через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения[].

Существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, различающихся между собой по целому ряду признаков. Одной из таких форм является тренинг развития компетентности в общении (коммуникативной компетентности, коммуникативных умений).

Основы тренинга коммуникативной компетентности подробно рассмотрены в работах Андреевой Г.А., Богомоловой Н.Н., Емельянова Ю.Н., Петровской Л.А., Хараша А.И. и др. Авторы отмечают, что в социально-психологическом тренинге развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Тренинг коммуникативной компетентности заключается в выработке социально- психологических умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний.

-умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение;

-умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера;

-умение психологически точно определить «точку» завершения общения;

-умение максимально использовать социально- психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;

-умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

-умение прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;

-умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению, умение овладеть и удержать инициативу в общении;

-умение спровоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению;

-умение формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении [].

В тренинг коммуникативной компетентности могут быть включено упражнения целью которых является: снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, формирование мускульной свободы в процессе общения, овладение навыками психофизиологической саморегуляции, развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, развитие навыков невербального общения, формирование умения управлять вниманием партнеров по общению и т.д. Рассмотрим их более подробно.

Пути реализации коммуникативной компетенции подростка в процессе обучения многообразны. Групповые формы работы – это одно из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.

Роли в группах социально-психологического тренинга коммуникативной компетентности подразделяются на две категории:

1. Поддерживающие поведение. Включает в себя какие-либо действия, дружественного, согласного или наоборот несогласного характера.

2. Решающие групповые задачи. Эта группа выдвигает или принимает предложения, информацию.

Обе категории групповых ролей могут как облегчать, так и затруднять ее развитие.

Процесс группового тренинга проходит несколько стадий. Начинается он с исследующего поведения. На данной стадии возникает желание установить взаимоотношения с другими участниками группы, формируется чувство принадлежности. Позднее возникает потребность в контроле: ведется борьба за лидерство, проявляется соперничество и стремление к власти. На следующей стадии зрелости преобладает потребность в привязанности: постепенно устанавливаются более тесные эмоциональные связи, на первый план выступают вопросы привлекательности, партнерства, близости.

Главное условие качественной работы группы это взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, избегая при этом конфликтов. Для этого нужно предоставить готовые правила работы в группе или предложить учащимся разработать их самостоятельно. Если обобщить правила работы в группе, то они будут:

1. Активность. В групповой работе участвуют все.

2. Искренность. Каждый участник искренен, это будет способствовать установлению доверительных отношений в группе.

3. Равноценности. Все равны. Нет статусов и различий.

4. «Здесь и теперь». Обсуждаем только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.

5. Конфиденциальность. Вся информация, которая обсуждается в группе, а также информация, касающаяся личных жизненных историй, не выносится за ее пределы.

6. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее.

При подборе группы необходимо обращать внимание на характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н. Кулюткин в своих трудах отмечает: «В группу должно подобраться такие участники, между которыми имеются и сложились отношения доброжелательности. Только в таких группах возникает психологическая атмосфера для взаимного понимания и помощи, снимаются тревога и страх» [].

Средством решения задач тренинга коммуникативных умений служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Их количество меняется в зависимости от специфики целей группы.

 

Так в ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповыми процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т.д.

В ролевой игре упор делается на межличностное взаимодействие. Участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни, при этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. За игрой следует психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект.

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира.

Подростковый возраст — это благоприятное время для работы по развитию и укреплению у подростка уверенности в себе, развитию чувств собственного достоинства. При работе со старшими подростками основной акцент можно сделать на анализе межличностных отношений, мотивов общения, на развитии доверия к окружающим людям. В группах старшеклассников необходимо большое внимание уделять осознанию ими своего призвания, показать им способы увидеть смысл жизни, помочь определяться с временными перспективами и эмоциональными привязанностями, профессиональному выбору и будущей семейной жизни.

Эффективность социально-психологическоготренинга общения определяется тем, что он позволяет обеспечить индивидуальную направленность подготовки учащихся к конкретной деятельности.

Таким образом, психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются как в рамках клинической психотерапии, так и для работы со здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи.

Выводы по 1 главе:Феноменом коммуникативной компетентности активно исследуют множество авторов. Единого мнения в определении термина коммуникативная компетентность нет, однако проанализировав литературу можно сказать что коммуникативная компетенция — это целая система, методически и психологически организованная. В этой системе достигается единство средств и способов общения.

Подростковый период в жизни человека - особый период. Ведущей деятельностью в подростковом периоде для ребенка становится общение со сверстниками, в результате которого сформировывается новый уровень сознания ребенка, навыки социального взаимодействия и умение отстаивать свои права. При общении со сверстниками у подростка происходит познание себя через сходство с другими.

Главную роль в становлении социальной компетентности подростков играют семья и школьная среда, которые способствуют освоению социальных ролей и навыков социального взаимодействия. Социальная компетентность в подростковом возрасте предполагает наличие базовых знаний об устройстве общества, функционировании социальных институтов, своих прав и обязанностей, умений взаимодействовать с людьми, владение навыками общения и взаимопонимания, самопроявления как в семье, так и в группе сверстников.

Социально-психологические тренинги в развитии коммуникативной компетентности подростков помогают формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи.

 



2018-07-06 856 Обсуждений (0)
Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности старших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-психологический тренинг, как условие развития коммуникативной компетентности старших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (856)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)