Понятие «коммуникативная компетенция»
В научном контексте словосочетания «коммуникативная компетентность» (от лат. competens – «способный») впервые было использовано в русле социальной психологии: это способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано Бодалевым А.А. и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) []. В социологической энциклопедии уточняется, что коммуникативная компетентность - это «...ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на: -знаниях и чувственном опыте индивида; -способность эффективно взаимодействовать с окружающими, -благодаря пониманию себя и других, при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды» [] В толковых словарях (С.И. Ожегов, Т.Ф. Ефремова и др.) понятие «компетентность» как самостоятельная семантическая языковая единица трактуется чаще всего в значении «уровень владения определенной областью знаний» или «знание и опыт в той или иной области». Сущность понятия «коммуникация» определяют психологические словари (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Р.С. Немов, В.А. Мижериков) в значении, прежде всего, общения людей и обобщения ими знаний [6]. Термин «компетенция» получил широкую сферу применения и функционирует в семантическом пространстве, где нет очевидного разграничения по существу между понятием «компетенция» и такими понятиями, как «компетентность», «знания, умения, навыки» (Г.В. Колшанский, Н.М. Кадулина, С.В. Кульневич, С.Н. Кучер, О.Е. Лебедев, Л.В. Черепанова, Н.А. Чуракова и др.). В.Н. Куницина определяет коммуникативную компетентность просто как «успешность общения» []. По определению Ю.М. Жукова коммуникативная компетентность – это «психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека» []. Коммуникативная компетентность человека преимущественно складывается на основе опыта общения между людьми, формируется непосредственно в условиях взаимодействия. Кроме того, умения вести себя в коммуникации человек приобретает и на основе примеров из литературы, театра, кино, средств массовой информации. Комплексное исследование коммуникативной компетентности встречается в работах И.Н. Зотовой. По ее мнению, коммуникативная компетентность представляет собой комплексное образование, состоящее из трех компонентов: -эмоционально-мотивационный, -когнитивный; - и поведенческий компоненты. Эмоционально-мотивационный компонент образуют потребности в позитивных контактах, мотивы развития компетентности, смысловые установки «быть успешным» партнером взаимодействия, а также ценности общения и цели. В когнитивный компонент входят знания из области взаимоотношений людей и специальные психологические знания, полученные в процессе обучения, а также смыслы, образ другого как партнера взаимодействия, социально-перцептивные способности, личностные характеристики, образующие коммуникативный потенциал личности. На поведенческом уровне это индивидуальная система оптимальных моделей межличностного взаимодействия, а также субъективного контроля коммуникативного поведения []. В результате анализа работ различных авторов, изучающих коммуникативную компетентность, И.Н. Зотова делает вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты: - коммуникативные знания; - коммуникативные умения; - коммуникативные способности. Коммуникативные знания - это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие — не эффективны. Коммуникативные умения: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются группа интерактивных умений: -умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, -умение самоконтроля и саморегуляции, -умение организовывать сотрудничество, -умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания, -группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление. Коммуникативные способности - индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление. [зотова; 13] Так же есть исследования, где составляющие коммуникативной компетентности, рассматриваются под другим углом. Исследуя понятие коммуникативной компетентности, В.А. Лабунская выделяет в нем три составляющие: -точность (правильность) восприятия других людей; -развитость невербальных средств общения; -владение устной и письменной речью [].
Ю.Н. Емельянов характеризует качественное своеобразие понятия коммуникативной компетентности, он считает, что коммуникативная компетентность представляет собой совокупность следующих качеств: -способность человека брать на себя и исполнять различные социальные роли; -способность адаптироваться в социальных группах и ситуациях, -умение свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения; -способность организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми; -осознание своих ценностных ориентаций, потребностей; -техники работы с людьми; -перцептивные возможности []. С.А. Езоватак же рассматривает коммуникативную компетентность с точки зрения ее составляющих. Она объединяет все составляющие в три основные группы (рис. 1) Рисунок 1. Структура коммуникативной компетенности. С.А. Езова считает, что коммуникативная компетентность включает способность человека применять знания, умения, личностные качества: - в построении и передаче сообщения (содержания общения) посредством традиционного и виртуального взаимодействия; - в выстраивании отношений; - в выборе тактики поведения; - в формах общения с партнером []. Таким образом, С.А. Езова, как и многие другие авторы, считают, что основным фактором коммуникативной компетентности являются коммуникативные способности. По мнению Е.В. Руденского коммуникативная компетентность складывается из способностей: -давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; -социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; -осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации. Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок, под которыми автор понимает своеобразную программу поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия []. О.В. Крючкова под коммуникативной компетентностью понимает совокупность коммуникативных способностей человека, которые проявляются в его общении с людьми и позволяют добиваться поставленных целей: -способность точно воспринимать ситуацию общения и оценивать вероятность достижения в ней поставленных целей. -способность правильно понимать и оценивать людей. -способность выбирать средства и приемы общения таким образом, чтобы они соответствовали ситуации, партнерам и поставленным задачам. -способность подстраиваться под индивидуальные особенности партнеров, выбирая адекватные средства общения с ними как на вербальном, так и невербальном уровнях. -способность оказывать влияние на психическое состояние людей. -способность изменять коммуникативное поведение людей. -способность сохранять и поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. -способность оставлять у людей благоприятное впечатление о себе.
О высокоразвитой коммуникативной компетентности, по мнению О.В. Крючковой, речь может идти только в том случае, если человек обладает этими способностями и проявляет их в общении с людьми [20]. Таким образом, коммуникативная компетентность представляет собой интегральное, относительно стабильное, целостное психологическое образование, проявляемое в индивидуально-психологических, личностных особенностях в поведении и общении конкретного индивида. Не смотря на различие в понимании составляющих коммуникативной компетентности, все авторы сходятся во мнении, что по существу коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1421)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |