Классификация видов внимания (вн.).
По критерию представленности в акте внимания цели и волевого усилия: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. По происхождению: Природное обусловленное вн. (врожденная способность к избирательному реагированию на внеш. и внутр. воздействия на основе безусловного ориентировочного рефлекса в силу их информационной новизны), Социальное обусловленное вн. (формируется при жизни под влиянием обучения и воспитания, связано с сознательной избирательностью и волевой регуляцией реагирования. По локализации объекта: Внешнее вн. (объект находится вне субъекта внимания) и внутреннее вн. (объекты внимания - элементы внутренней жизни человека). По характеру объекта внимания (В.И. Страхов): - чувственное (объектами являются ощущения). - интеллектуальное (объект – содержательно-процессуальные характеристики мышления). – двигательное (объект- действия и операции выполняемой деятельности); – пользуясь этим критерием, правомерно выделить аффективное внимание, объектами которого выступают эмоции и чувства, переживаемые человеком. По характеру управления вниманием (Р.С.Немов): Непосредственное, которое управляется напрямую объектом внимания, и опосредованное, регулируемое с помощью посредников (слов, жестов и т.п.). Свойства: 1. Объем внимания — количество объектов, которое человек может одновременно осознать при восприятии в связи с одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки. 2. Может быть произвольным и непроизвольным («концентрация» (выделение сознанием объекта и направление на него внимания), «абсорбция» (нечто захватывает наше внимание помимо воли)). 3. Динамические характеристики: оно может направляться, сосредотачиваться, переключаться распределяться и пр. Распределение — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Переключение внимания - способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Сосредоточенность и устойчивость внимания характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Основные подходы: 1. Моторная теория вн. Т. Рибо определяет внимание как умственный монодеизм – господство одной идеи в сознании, сопровождаемый естественным (при непроизв. вн.) или искусственным (при произв. вн.) приспособлением индивида. Рибо трактует внимание, как явление псих. И физиол. Задержки, т.е. как состояние, которое противостоит нормальному течению жизненных процессов. 2. Когнитивная психология одна из функций внимания – селективная функция, проявляющаяся в том, что внимание определяет ту часть информации, которая будет реально обрабатываться, в силу чего оно активизирует значимые и тормозит ненужные в данный момент психические процессы, способствуя тем самым целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями и целями деятельности человека. 3. Д. Канеман. Внимание – ресурс организма, «умственное усилие». Закон его распределения: по принципу значимости задачи. Сначала субъект тратит энергию на основную деятельность, а её «остатки» направляет на доп. задачи. 4. Деятельностный подход (У. Найссер). Внимание – акт активного выбора. Акт внимания определяется предвосхищающими познавательными схемами, которые делают субъект готовыми к восприятию информации опр. рода. 5. Л.С. Выготский. Внимание – ВПФ – интериоризированный акт указания на значимые признаки того или иного объекта. 6. П.Я. Гальперин. Согласно его концепции внимание – результат интериоризации, обобщения и сокращения действия контроля. Проще говоря – контроль за выполнением действий, неотъемлемая часть выполнения любого действия. При исследовании внимания следует учитывать, что качества внимания у одного и того же человека зависят от многих факторов: возможны колебания внимания в зависимости от утомления и общего состояния организма, отношения человека к тому или иному виду деятельности, его эмоционального состояния. В клинической практике - устный счет по Е. Крепелину(1895) (вычитать от 100 по 7 или по 13). На объем внимания - прямые методы и косвенные. Прямые - предъявление материала (слов, букв, изображений предметов) в короткие промежутки времени с последующим подсчетом замеченного испытуемым. Косвенные - методика отыскивания чисел по таблицам Шульте. Для изучения концентрации и устойчивости внимания используется тест Б. Бурдона «Корректурная проба». Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (2000 знаков по 50 букв в строке). Испытуемый просматривает ряд за рядом и вычеркивает или подчеркивает определенные буквы. Например, в четных строках подчеркивать букву "К" и вычеркивать букву "И", а в нечетных — букву "К" вычеркивать, а букву "И" подчеркивать. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных (не отмеченных) букв, а также по времени выполнения, заданного количества строк. Расстройства внимания бывают как временные явления у нормальных людей при утомлении или эмоциональном перенапряжении. Если недостаточность внимания становится устойчивой - ее называют "невнимательностью"(«рассеянностью»). 4 типа: 1) «Студенческая р.» (низкая концентрация внимания сопровождается стремительным непроизвольным переключением). Свойственен дошкольникам и людям, ослабленным в результате сильного переутомления или болезни. 2) «Поэтическая р.» (высокая степень концентрации на каждом объекте и быстрое переключение – «скачка идей»). 3) «Профессорская р.» (высокая концентрация внимания при трудностях переключения). У больных этот тип невнимательности свойственен лицам со сверхценными и навязчивыми мыслями. 4) «Старческая р.» (слабая концентрация внимания и еще более слабая его переключаемость. Рассеяность внимания — нарушение способности длительно сохранять его направленность, страдает сосредоточение. Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление его интенсивности в процессе работы, резко падает продуктивность работы. Сужение объема внимания — патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Объем внимания ограничен объектами, имеющими ситуационную или индивидуально-личностную значимость. Парапрозексия — извращение внимания, которое чаще понимается как его сосредоточение на объектах патологического характера (бред, галлюцинации). Нарушения в области распределения, переключения внимания препятствует успешному обучению детей с задержкой психического развития. Методические рекомендации учителю: - выслушать устное задание еще раз; - при признаках истощения внимания смена деятельности на более легкую; - использование разнообразных видов занятий, игровых моментов; - применение красочного наглядного дидактического материала; - организация самопланирования и самопроверки.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |