Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Удовлетворение потребностей



2018-07-06 414 Обсуждений (0)
Удовлетворение потребностей 0.00 из 5.00 0 оценок




Инстинктивное

Удовлетворение на основе врожденных программ.

Классическая концепция инстинктивного поведения Конрада Лоренца и НикоТинбергена (1950). Инстинктивное поведение определенного типа может быть начато при различных условиях. Во-первых, в «резервуаре» может скопиться настолько большое количество энергии инстинкта, что поведение начинает разворачиваться без воздействия внешних раздражителей. Так, голод вынуждает животнoe искать пищу, даже когда ничто во внешней среде о ней не напоминает. Во-вторых, достаточно высокая степень активации снижает порог запуска инстинктивного поведения, и сигнальный раздражитель слабой интенсивности срабатывает. И, в-третьих, сигнальный раздражитель может быть настолькосилен, что инстинктивное поведение осуществляется, несмотря на недостаточную готовность организма. При инстинктивной мотивации процесс опредмечивания потребности часто носит характер импринтинга. Открытие явления

импринтинга, т.е. мгновенного и необратимого нахождения потребностью своего предмета, принадлежит Дугласу Сполдингу (D. Spalding, 1875). К. Лоренц повторил и значительно расширил данные Сполдинга. Он считал, что явление импринтинга возможно только на строго определенной стадии развития организма (сензитивные периоды). Импритинг для людей – бондинг.

Деятельностное

Человек включен в постоянную цепь деятельности, в которой он не только удовлетворяет уже сложившиеся у него потребности, но и создает новые. Можно сказать, что человек выступает в роли «производителя» своих мотивов. Человек ставит перед собой цели (сознательные представления о потребном будущем) и руководствуется ими не в меньшей степени, чем актуальной ситуацией. Одним из путей порождения новых мотивов в деятельности является механизм «сдвига мотива на цель», описанный А.Н.

Леонтьевым. В данном случае новый мотив возникает из цели действия, которое прежде было компонентом иной деятельности.

Мотивация - система процессов, отвечающих за побуждения деятельности, можно увидеть, что данныясистема структурно оформлена. С одной стороны мы имеем потребность – нужду, снабженную механизмами ее обнаружения и устранения. Анализируя. Понятие потребности, можно заметить, что она сама по себе предполагает деятельность по своему удовлетворению. Для завершенности не хватает только того объекта, который бы мог удовлетворить данную потребность в наличной ситуации.

Для определения такого объекта (совокупности объектов) используют понятие мотив. Под мотивом здесь выступает раздражитель, который побуждает деятельность по устранению потребности (не исключено, что это система раздражителей, т.к. субъекта окружает многообразная действительность). Введение такого понятия оформило структурную единицу мотивационной сферы в виде комплекса: потребность+мотив. Элементы этого образования функционируют как внутри субъекта (потребность), так и вне субъекта (мотив).

А.Н.Леонтьев. Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности. Мотивы несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. О потребностях ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еше не способна придать деятельности определенную направленность. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.

Возможные основания классификации мотивов. 1) Актуальные мотивы – то, что совершается (профессиональный выбор, досуг). Потенциальные – те, которые могут организовать действие. Определяют возможные варианты жизни человека. Но социальные условия могут измениться, и тогда меняются мотивы. Каким человек станет при изменении мотивов. Когда мы вынуждены делать непривлекательный для себя выбор под действием условий и т.д., то потенциальные мотивы приобретают большую значимость (неврозы, уходы в себя).

2) Ведущие и второстепенные мотивы. Мотивационная сфера личности иерархизируется. Деятельность мотивируется несколькими мотивами. Деятельность человека полимотивированная, т.е. одновременно регулируется двумя или несколькими мотивами.

3) Смыслообразующие и мотивы стимулы. Ведь человек в своей деятельности объективно реализует целую систему отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и к самому себе. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл – их называют ведущими или смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними мотивы выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных – порой весьма могучих – это мотивы-стимулы (часто приурочены к действиям, подключаются, заимствуются из другой деятельности).

4) По предметному содержанию: а) предметные; б) функциональные; в) нормативные. Предметные – организуют финальную направленность деятельности. Всегда четко указывают, что должно быть (например: построить дом). Этот мотив не может быть задан только указанием предметного содержания, он содержит еще модус преобразования. Не только предмет, но и то, что выражает отношение к нему (пока здоровье не шалит – деятельности нет). Мерей: мотив состоит из содержания и активного характера преобразования. Модусы преобразования: отказ, отречение, приобретение, создание, поддержание, выражение, сохранение, агрессия, избегание. Функциональные мотивы: например потребность людей в общении, не имеют финальной напрвленности. Мотивируют саму деятельность. Нечто, что приятно самим процессом, а не его концом (приятно читать книгу). Игровая деятельность – элемент целепреследования (спрятаться так, чтобы не нашли). Мотивирующая масса промежуточных целей (промежуточных мотиваций). Это мотивация, которая привязана к отдельным маленьким промежуточным целям (аналог у животных – инстинкт). Нормативные: проявляются реже. Левин: барьеры – то, что не организует, а ограничевает деятельность, не побуждает отдельной деятельности. Нравственные мотивы.

5) По уровню обобщенности. Додонов, Мерей. То, что реально побуждает деятельность происходит на разных уровнях обобщенности (любить музыку Бетховена или любить его «Лунную сонату»). Идея справедливости – разные уровни обобщенности. Обобщенные, конкретные, единичные мотивы.

6) По степени осознания. Осознаваемые и неосознаваемые.Часто человек не осознает мотивы своего поведения и выдумывает причины. Мотивировка – сознательно представляемый мотив, который с реальным не имеет ничего общего.

7) Эндогенно и экзогенно актуализированные мотивы (по способу актуализации). Экзогенные – спонтанная мотивация.

Мотивы и сознание. 1) Мотивы не отделены от сознания. Даже когда мотив не осознается субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность. Они , образно говоря входят в его сознание, но только особым образом. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его личностный смысл (личностный смысл – отношение цели действия к мотиву деятельности). Смыслы – составляющие сознания. 2) Осознание мотива. Задача на смысл. Братусь: ценностные ориентации – осознанные смыслы.

26 Общение. Виды, содержание, функции, механизмы. Андреева

Основа существования группы — это взаимодействие. Взаимодействие немыслимо без коммуникации (от лат. communico — связываю).

В строгом смысле коммуникация — это связь, входе которой происходит обмен информацией между системами. Поэтому в том случае, когда коммуникация происходит между людьми, используют термин «общение». Американский ученый Г.Д. Лассуэл (Lasswell) A902—1978) предложил модель акта коммуникации, состоящую из семи компонентов: КТО {коммуникатор) — ЗАЧЕМ {мотив и цель) — сообщает ЧТО {содержание)— по какому КАНАЛУ связи — на каком ЯЗЫКЕ {код коммуникации) — КОМУ {реципиент) — с каким ЭФФЕКТОМ (результат). Рассмотрим перечисленные компоненты коммуникативного акта.

КТО. В акте коммуникации могут взаимодействовать группы людей, участники группы как носители своих социальных ролей и уникальные личности. В соответствии с тем, кем является коммуникатор, выделяют соответственно ролевое и межличностное общение. Данные виды общения следует рассматривать как уровни общения, так как в зависимости от обстоятельств один и тот же человек может общаться с другим человеком как на ролевом, так и на межличностном уровне, причем эти уровни могут меняться по ходу общения. Например, врач может начать прием больного от имени своей роли. Тогда он увидит в существе, которое вошло в кабинет, «больного», а не человека. Скорее всего, он начнет разговор с ним свысока, в назидательном тоне, так как социальный статус больного ниже, чем социальный статус врача. Однако во время приема пациент каким-то высказыванием может задеть врача «за живое». Ролевое общение превратится в межличностное. Концепция Г. Тэджфела (Н. Tajfel, 1978) предсказывает, по какому пути — ролевому или межличностному — пойдет коммуникация, исходя из трех факторов. Первый фактор — это четкость и различимость категорий членства в группах и границ между ними. Если границы «прозрачны», возникнет эффект межличностного общения. Например, общение скорее будет ролевым между представителями разных рас, чем между представителями одной расы; между мужчиной и женщиной, чем между двумя женщинами или двумя мужчинами; между людьми разных поколений, чем между ровесниками и т.д. Второй фактор — это вариабельность или единообразие поведения партнеров по общению внутри тех групп, к которым они принадлежат. Член группы со строго регламентированным поведением (например, военный) будет с большей вероятностью практиковать ролевое общение, чем человек из группы с более свободными ролевыми предписаниями (например, студент). Третий фактор — это степень схожести поведения человека с типичным поведением, которое ожидается от членов его группы. Например, учительница, которая, войдя в класс, вспрыгнет на стол, имеет больше шансов реализовать межличностный уровень общения со своими учениками, чем та, что воплощает своим видом роль традиционного педагога.

Наиболее рельефно соотношение ролевого и межличностного общения проявляется в ситуации межгруппового конфликта. Один из известных авторов в области межгруппового взаимодействия М. Шериф предположил, что стиль отношений между людьми, принадлежащими к разным группам, зависит от того, как соотносятся цели, которые преследуют данные группы. Если их цели конкурируют, то будет иметь место формальное ролевое общение и конфликт. Если их цели совпадают, то сложится позитивное межличностное общение.

Чтобы проверить достоверность данной гипотезы, М. Шериф провел эксперимент, включающий в себя три стадии: формирование группы, межгрупповой конфликт и разрешение конфликта A953). На первой стадии эксперимента 24 мальчика в возрасте 12 лет вывезли в летний лагерь. Мальчики быстро подружились между собой. Через несколько дней ребят разделили на две группы, причем друзей намеренно распределили в разные группы. Группы получили названия «Гремучие змеи» и «Горные орлы». Затем было объявлено, что будут проведены соревнования между группами и каждый член победившей группы получит перочинный ножик (мечта каждого мальчишки). Таким образом, цели групп стали конкурировать. Вот как авторы описывают наблюдавшуюся картину: «Если на первой стадии члены групп мирно сосуществовали, то теперь они превратились в две враждебные фракции, не упускающие малейшей возможности высмеять противников, а то и подраться с ними». Причем бывшие друзья вредили друг другу с таким же упоением, как те, кто не имел до этого дружеских отношений. Другими словами, межгрупповой конфликт привел к тому, что ролевое общение целиком вытеснило межличностное. Каждый мальчик видел в представителе чужой группы не конкретного Джека или Сэма, а лишь Змея или Орла. На следующей стадии исследования психологи ввели кооперативные цели в деятельность групп. Так, однажды грузовик, везущий детей в лагерь, застрял в яме, и им, чтобы успеть к обеду, нужно было вместе его вытащить. После ряда специально организованных событий такого типа в общении ребят наступила значительная перемена. Они перестали проявлять агрессию к членам другой группы и возобновили межличностные контакты. Однако не всегда межгрупповые отношения зависят от реального столкновения интересов групп. Во-первых, негативный опыт соперничества может закрепиться и приобрести форму предубеждения против другой группы. Во-вторых, порой агрессия, вызванная неудачами группы, выплескивается не на истинного конкурента, а на более слабую группу. В одном исследовании группе молодых людей, находящихся в летнем лагере, сообщали, что они в воскресный день отправятся в город. Они с радостным нетерпением предвкушали поездку, но вдруг им сообщали, что поездка отменяется. До и после объявления об отмене желанной поездки выясняли мнение этих молодых людей о национальных меньшинствах. После разочарования, вызванного отменой поездки, участники исследования демонстрировали большую нетерпимость к национальным меньшинствам, чем до него. Очевидно, что на самом деле данные группы не имели никакого отношения к поездке. Они просто стали своеобразными «козлами отпущения».

Важным диагностическим критерием типа общения может быть дистанция между партнерами. Хотя в некоторых ситуациях явно ролевое взаимодействие происходит на минимальной дистанции (рукопашный бой, медицинские манипуляции), в целом чем более интимно-личностный характер имеет общение, тем меньше расстояние между партнерами.

Зона публичного общения (более 3 м). Публичное общение наблюдается, например, в ситуации чтения лекции. Лектору нельзя пожать руку, похлопать его по плечу, задать спонтанно возникший вопрос. Телекоммуникация также является примером публичного общения, когда коммуникатор может находиться за сотни километров от реципиента. При публичном общении преобладает односторонняя коммуникация в форме монолога.

Зона формального общения A,5—3 м). На такой дистанции ведут деловые переговоры. Формальное общение всегда носит ролевой характер, так как при нем важно «соблюдать» дистанцию и исключить личностный компонент из взаимодействия.

Зона личного общения @,5—1,5 м). На такой дистанции общаются хорошо знакомые люди, которые представляют друг для друга не только ролевой, но и личностный интерес.

Зона интимного общения @,5 — непосредственный телесный контакт). На таком расстоянии общаются родители и дети, влюбленные, супруги, близкие друзья. Исследования показывают, что степень благополучия супружеских отношений можно установить в том числе, обратив внимание на обычную дистанцию между партнерами. Привычное расстояние при разговоре между супругами, удовлетворенными своим браком, на 30% меньше, чем между супругами, которые несчастливы в браке (Г. Кранэ, Н. Crane, 1988).

 

ЗАЧЕМ и ЧТО. Разделяют управленческую, информативную, эмотивную и фатическую функции общения. Коммуникация с ведущим мотивом управления имеет форму приказа, убеждения, внушения, просьбы. Если ведущей мотивацией общения является информативная, основным содержанием сообщения становится передача сведений. При эмотивной мотивации предметом коммуникации становится эмоциональное состояние. Часто эмотивное сообщение «маскируется» под информативное. Если реципиент не умеет разгадать истинную мотивацию коммуникатора, возникают обиды и конфликты. Например, жена приходит с работы и видит мужа, который сидит перед телевизором. «Я принесла две полные сумки продуктов», — говорит она. Муж может расценить высказывание как информативное и согласно покивать головой «да-да, я принял это к сведению». Жена в такой ситуации, скорее всего, расстроится и почувствует себя недооцененной. Ведь она имела в виду совершенно иное! Она хотела отправить эмотивное послание: говоря о сумках, она на самом деле подразумевала «я очень устала, прояви ко мне внимание».Фатическая мотивация предполагает коммуникацию с целью установления и поддержания контакта. С фатической мотивацией связаны многие ритуалы общения, начиная со знаменитого «Как дела?», которое не допускает развернутого ответа, до разговоров о погоде. (Общение фатическое (от лат. fatuus — глупый) — бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.)

КАНАЛ и ЯЗЫК сообщения. Можно разделить виды общения по наличию или отсутствию специально выделенного канала связи. Общение «лицом к лицу» предполагает наиболее естественное течение общения. При опосредствовании общения всегда происходит потеря или искажение ряда компонентов сообщения. Так, например, письменная речь лишена интонационной составляющей. В телефонном разговоре исчезает мимика и пантомимика. При коммуникации через Интернет часто наблюдается принятие партнерами по общению игровых ролей, не соответствующих их истинному положению. Например, взрослый мужчина может общаться от имени студентки, а молодая девушка — от имени пенсионера.

Речевое сообщение может быть адекватно понято только при учете контекста сообщения и неречевых факторов. Например, возглас «Попал!» приобретает совершенно различный смысл в устах охотника, только что выстрелившего в дичь, или абитуриента, который изучает список зачисленных в вуз. В рамках коммуникации идентичное сообщение может быть передано с помощью различного кода. Например, содержание «я понял» можно выразить сленговым «въехал», английским «I understand» и даже знаком из жестовой речи глухих. Для успешной расшифровки сообщения требуется, чтобы реципиент владел тем языком, на котором отправлено сообщение.

По языку (коду) сообщения традиционно различают вербальную и невербальную коммуникацию. Для описания вербальной коммуникации важны денотация и коннотация включенных в сообщение вербальных единиц. Денотацией называют словарное значение слова,например лиса — это млекопитающее семейства псовых. Однако, когда человеку заявляют: «Ну ты лиса», понятно, что речь идет о природной хитрости и изворотливости этого животного. В понимании данного высказывания играют роль коннотации, т.е. вторичные ассоциации, связанные со словом. Многие слова имеют четко выраженную позитивную или негативную коннотацию. Сравните, например, пару: «выдумщик — лжец». Словарное значение этих слов практически совпадает, и в том и в другом случае имеется в виду человек, который излагает факты, не соответствующие действительности. Однако у слова «выдумщик» — позитивная, а у слова «лжец» — негативная коннотации. Многие слова обладают также качеством полисемии, т.е. имеют несколько значений.

Невербальной коммуникацией называют взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств. В этом смысле к невербальной коммуникации можно отнести, например, произведения живописи и музыку. Чаще, говоря о невербальной коммуникации, подразумевают обмен сообщениями, которые не могут существовать помимо передающего их человека и происходят «здесь и сейчас». Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством выразительных движений тела (и лица), звукового оформления речи, организации предметного контекста ситуации (профессор Плейшнер должен был знать, что цветы на подоконнике обозначают провал явки). Невербальные сообщения могут дополнять, замещать, регулировать или опровергать вербальное сообщение. При конкуренции вербального и невербального кодов, предпочтение обычно отдается невербальному. Так, если человек сквозь слезы сообщит вам, что «у него все отлично», вы вряд ли примете его слова на веру.

ЭФФЕКТ.Эффективность акта коммуникации зависит от фактора односторонности или взаимности. При изучении односторонней и взаимной коммуникации было установлено, что односторонняя коммуникация не столь надежна, так как могут быть допущены неточности и ошибки понимания (вспомните игру в «испорченный телефон»), однако помогает сэкономить время (Г. Левит, Ф. Теш, Н. Leavitt, 1951, F. Tesch, 1972). Односторонняя коммуникация практикуется обычно с целью управления. В том случае когда в коммуникации принимает участие несколько человек, образуются коммуникационные сети.

На эффективность коммуникации большое влияние оказывает стиль общения, которого придерживаются партнеры. Дж. Виеманн (Wiemann, 1985) различает влиятельный и беспомощный стили общения. Различные стили характеризуется выбором формы обращения к партнеру (сравните обращения «эй, дружок» и «уважаемый Петр Петрович»), уровнем контроля над очередностью высказываний (перебивание партнера или терпеливое ожидание своей очереди), особенностями невербального поведения (например, смотреть в глаза партнеру или отводить взгляд). Беспомощный стиль включает в себя уклончивые фразы («Мне кажется, что»); лингвистическое заикание («Ну, это, так сказать»); вопросы-концовки («Ну так вы придете завтра, да?»); слова-усилители («очень», «действительно»). Для того чтобы добиться запланированной цели общения, лучше следовать влиятельному стилю, однако во всем нужна мера, так как в противном случае может возникнуть эмоциональное неприятие слишком доминантного собеседника, и общение будет прервано.

 

 



2018-07-06 414 Обсуждений (0)
Удовлетворение потребностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Удовлетворение потребностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)