Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет и задачи экологии



2018-07-06 330 Обсуждений (0)
Предмет и задачи экологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Технические достижения последних лет создали иллюзию обособлен­ности человека от природы и даже господства над ней. На деле оказалось, что все обстоит как раз наоборот. С научно-техническим развитием мы только усиливаем нашу зависимость от природы - современный человек нуждается в значительно большем количестве природных ресурсов, чем раньше. И этот процесс возрастания нашей зависимости от наличия при­родных ресурсов сопровождается пропорциональным их уменьшением по мере использования или загрязнения.

Эта тенденция взаимоотношений человека и природы привела к созда­нию ситуации, характеризующейся как экологический кризис. Кризис, который затрагивает все живое на планете, который появляется во всей совокупности биосферы.

«Парниковый эффект», «озоновые дыры», «кислотные дожди», сырье­вые и энергетические кризисы, всеобщее загрязнение среды - все эти проблемы встали перед человечеством, требуя незамедлительного разреше­ния. Для этого требуются совместные усилия всех людей, независимо от места жительства и рода занятий, перестройка не только производственных технологий, но и образа жизни и мышления. От экологического образова­ния и воспитания населения во многом зависит, произойдут ли необходи­мые перемены во взаимоотношениях общества и природы. Рациональное использование природных ресурсов и действенная охрана окружающей природной среды от загрязнителей могут быть реализованы только на основе экологических знаний.

Невозможно охранять природу и использовать ее богатства, не зная, как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует на воздействие человека, какие предельно допустимые нагрузки на природ­ные системы может позволить себе общество, чтобы не разрушить их. Все это является предметом экологии.

Современный этап развития отношений человека и природы характери­зуется тем, что человек осознал, что в дальнейшем преобразовании нужда­ется не природа, а мир людей. На смену сначала присваивающему, а затем производящему хозяйству с их экологическими и экономическими кризиса­ми приходит новый этап, названный Н. Реймерсом этапом «саморегуляции человечества».

Экология - это наука об отношениях отдельных групп организмов или их групп между собой и с окружающей средой, или наука о взаимоотноше­ниях между живыми организмами и средой их обитания. Связи между живыми организмами и окружающей их средой настолько разнообразны, что математический расчет параметров биосферы при современных дости­жениях информационных технологий потребует больше времени, чем весь период существования биосферы. Эта сложность и отражена в структуре и содержании экологической науки.

Две главные составные части современного экологического знания -это общая экология (фундаментальная), изучающая всю живую природу в целом, и социальная экология, изучающая взаимосвязи человеческого общества с природой.

Экология подразделяется на аутэкологию, исследующую индивиду­альные связи отдельного организма со средой; популяционную экологию, занимающуюся отношениями между популяциями и окружающей средой; синэкологию – комплексно изучающую группы, сообщества организмов и их взаимосвязи в природных системах (экосистемах). Выделяется экология теоретическая, покрывающая общие закономерности жизни, и экология прикладная, призванная помочь применить эти законы в хозяйственной практике людей.

Выделяют также экологию систематических групп (экология растений, экология животных и т.д.), экологию сред жизни, сфер ее распространения и географических подразделений (гидроэкология, литоэкология, экология лесов, экология пустынь и т.д.). Концептуальная и экспериментальная экология включает в себя общую и теоретическую экологию, динамическую и экспериментальную экологию. По мнению Н.Ф. Реймерса в настоящее время насчитывается более 50 отраслей экологии.

В идеале экологи пытаются раскрыть и понять все многообразие взаи­мосвязей между населяющими планету живыми существами и их средой обитания, хотя это практически и невозможно в силу сложностей этих связей. Однако выявить хотя бы основные закономерности, создать фунда­ментальную теорию устойчивости биосферы и строго придерживаться вытекающих из нее требований к повседневной хозяйственной практике, люди просто вынуждены, если хотят выжить. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялся всемирный саммит по окружающей среде и развитию, основным результатом которого стала «Повестка на 21 век», отражающая Концепцию устойчивого развития.

«Устойчивое развитие» понимается как «развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения, не ставя под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять их собственные потребности». Иначе говоря, мы живем в долг у будущих поколений, не имея возможности его отдать.

Термин «экология» ввел в науку в 1866 г. Э. Геккель в предисловии к книге «Всеобщая морфология». Наука об организмах и окружающей их среде была наречена «экологией». Самую большую поддержку экология нашла в лице И. Мечникова, который уже через 3 года после появления термина, представил его как составную часть биологической науки.

В 1939 г. А. Тенсли было сформулировано понятие об экосистемах. В 1942 г. В. Сукачев вводит понятие «биогеоценоз» как пример элементар­ной экосистемы суши.

К концу двадцатого столетия сформировались основные задачи эколо­гии:

- исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными, т.е. являющимися результатом человеческой деятельности, воздействиями на природные системы;

- создание научной основы рациональной эксплуатации биологи­ческих ресурсов;

- прогнозирование изменений природы под влиянием деятельно­сти человека;

- сохранение среды обитания человека.

Среды жизни

Жизнь любого организма зависит от определенного состояния окру­жающих его веществ и процессов, т.е. определенных условий. С экологиче­ских позиций все тела и явления, с которыми организм вступает в прямые или косвенные взаимоотношения, составляют среду его обитания. Выделя­ют около тридцати различных сред обитания: среда обитания, среда окружающая, среда антропогенная, среда производственная, среда природ­ная и т.п.

Все элементы среды, воздействующие на живые организмы, называются экологическими факторами. Воздействующие на организм факторы делят па две большие группы: абиотические и биотические. К абиотическим относятся элементы неживой природы: температура, влажность, химизм среды и т.п. Биотические факторы включают все воздействия со стороны живых организмов (как пассивные, так и активные).

 



2018-07-06 330 Обсуждений (0)
Предмет и задачи экологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет и задачи экологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)