Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подбор методик и материалов для проведения психолого-педагогического обследования уровня развития ребенка с ОВЗ



2018-07-06 2214 Обсуждений (0)
Подбор методик и материалов для проведения психолого-педагогического обследования уровня развития ребенка с ОВЗ 4.50 из 5.00 6 оценок




ДНЕВНИК

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

(содержание мероприятий, проведенных в рамках производственной практики)

 

ФИО: магистрант С(А)ФУ Веревкина О.В.

Направление подготовки / специальность: 44.04.03

Специальное (Дефектологическое) образование

Курс - I

Группа - 341716

 

Место прохождения практики: Семейный Центр «Леля» (ИП Окулова М.В.)

 

Срок прохождения практики: с «23» апреля 2018 г. по «19» мая 2018 г

 

Руководитель практики от университета: Пекишева Е.В., старший преподаватель, к. пс. н

 

Руководитель практики с места практики:Окулова М.В.

 

Архангельск, 2018

Цели производственной практики

Цельюмагистерскойпрактикипо направлению 44.04.03 Специальное (Дефектологическое) образование по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в Приарктическом регионе» является ознакомление магистрантов со структурой и психолого-педагогическим сопровождением деятельности организаций, реализующих инклюзивное направление образования.

 

Задачи производственной практики

1. Знакомство с образовательным учреждением, коллективом детей, педагогами.

2. Проведение анализа планов работы (перспективный план работы учреждения на месяц, рабочий план на каждый день) учреждения.

3. Изучение медицинской и педагогической документации ребенка (заключение ПМПК, дневник наблюдений, медицинскую карту и т.д.).

4. Проведение психолого-педагогическое обследования ребенка с ОВЗ, составление заключение по результатам обследования.

5. Посещение и анализ уроков (занятий) специалистов.

6. Проектирование индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ.

7. Составление конспектов, проведение уроков (занятий) с самоанализом.

8. Проведение консультаций для родителей, педагогов по вопросам инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

9. Проведение оценки качества образования детей с ОВЗ.

10. В течение всей педагогической практики ведение дневника.

 

 

Информационные данные о месте практики

Название учреждения:негосударственное учреждениеСемейный Центр «Леля» (ИП Окулова М.В.)

Адрес: г.Архангельск, пр. Никольский, 74

Контактные номера телефонов: - 44-14-96

- личный номер телефона руководителя Семейного Центра «Леля» Окуловой Марины Васильевны -8-953-930-11-75

Руководитель Семейного Центра «Леля»:Окулова Марина Васильевна

Руководитель практики: Окулова марина Васильевна

Срок прохождения практики: с «23» апреля 2018 г. по «19» мая 2018 г

Семейный Центр «Леля» является негосударственной (частной) организацией, оказывающей услуги в направлении развития, а также коррекционного педагогического сопровождения детей и подростков с ОВЗ.

Центр действует уже более 7 лет.

Структура и содержание мероприятий, проведенных в рамках производственной практики

Ознакомительный этап практики: 23 – 25. 04.2018

 

Дата: 23 – 25. 04.2018

- Знакомство с образовательным учреждением, коллективом детей, педагогами.

- Анализ планов работы учреждения.

- Знакомство с программами развития детей с ОВЗ

для каждого ребенка формируется индивидуальный маршрут коррекционной работы.

- Посещение и анализ занятий (уроков) педагогов и психологов.

 

 

Подготовительный этап: 25-29.04.2018

Дата: 25.04.2018

2.1. Изучение медицинской и педагогической документации:

в рамках ознакомления с Семейным Центром «Леля» мне удалось ознакомиться с медицинской и педагогической документацией. Спецификой работы Центра является коррекционная педагогическая работа с детьми, имеющими подтвержденные медицинские диагнозы. Работа проводится не только в педагогическом, но и в аппаратном русле. В рамках практики мне удалось ознакомиться со спецификой диагностической и дальнейшей коррекционной работы с помощью таким аппаратных методик как БАК и Томатис.

 

Метод Томатис – это аудио- вокальные тренировки, являющиеся разновидностью сенсорной стимуляции.
Автор метода Альфред Томатис - всемирно известный отоларинголог и изобретатель. Его нетрадиционная терапия слуха и возможностей речи известны как метод Томатис или Аудио-Психо-Фонология. Задача метода состоит в том, чтобы обучить уши слышать и воспринимать те звуки, которые не воспринимались раньше.

Метод Tomatis® действует с помощью уникального портативного аппарата, называемого TalksUp®. Аппарат был специально создан для обработки музыки и голоса с использованием специальных параметров. Этот инструмент обладает множеством функций, в том числе электронным чередованием, называемым «Electronic Gating®». Чередование – это уникальный не инвазивный способ, который позволяет реализовать эффекты от звукового контраста путем резкого перехода от низких к высоким частотам. Этот постоянный переход от низких к высоким частотам и обратно вызывает сильный процесс аккомодации со стороны уха и стимулирует, таким образом, мозг.

Произведя оценку способностей к слушанию, специалист Tomatis® составит программу сеансов прослушивания, соответствующую профилю клиента. Благодаря TalksUp®, можно проводить аудио сеансы у себя дома или в сертифицированном центре.

На так называемых «пассивных» сеансах клиент слушает музыку через наушники, которые передают звуки в ухо (воздушная проводимость), а также путем костной вибрации (костная проводимость). Во время «активных» занятий, клиент выполняет упражнения на чтение и повторение в тех же наушниках, но оборудованных еще и микрофоном. В этом случае обрабатывается голос клиента для совершенствования работы аудио-голосовой петли.

 

 

Метод Томатис помогает при:

ü Задержка психоречевого и речевого развития (ЗПРР, ЗРР) — коррекция задержек в развитии всех степеней — любые неговорящие дети;

ü Алалия — сенсорная, моторная, сенсомоторная;

ü Аутизм — уменьшение симптомов проявления аутизма, синдрома Аспергера, ПРР;

ü Аутичный синдром;

ü Общее недоразвитие речи (ОНР), Дизартрия;

ü Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);

ü Синдром Дауна и другие хромосомные нарушения;

ü Органическое поражение мозга (ОПМ);

ü ДЦП — коррекция моторно-двигательных функций;

ü Тугоухость (только при наличие слуха);

ü Заикание;

ü Неуспеваемость — проблемы с учебой в школе (дислексия, дисграфия, дефицит концентрации внимания без гиперактивности);

ü Коммуникабельность-развитие коммуникативных навыков (в социальной и деловой среде), увеличение творческого потенциала и работоспособности;

ü Языки-ускоренное изучение иностранных языков;

ü Акцент-избавление от акцента;

ü Пение— развитие способностей к пению и игре на музыкальных инструментах;

ü Пожилые люди и люди, которые перенесли инсульт.

 

Одним из методов сбора медицинской и педагогической информации о клиентах является беседа с родителями в рамках которой выясняются не только особенности здоровья ребенка на текущий момент, но также и анамнез предшествующего состояния здоровья начиная с перинатального периода развития ребенка и течением беременности его матери в период его вынашивания, а также формируется полноценная психолого-педагогическая картина нынешнего психолого-эмоционального климата в семье.

 

Дата: 26.04.2018

Подбор методик и материалов для проведения психолого-педагогического обследования уровня развития ребенка с ОВЗ

В рамках подбора методик и материалов для проведения психолого-педагогического обследования уровня развития ребенка с ОВЗ я основывалась на следующих правилах:

1. инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;

2. ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

3. в процессе обследования детей не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;

4. изучение детей следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;

5. временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.

 

Одна из главных задач помощи детям с отклонениями в развитии – определение образовательного маршрута (вида образовательного учреждения и программы обучения и воспитания ребенка). Данная задача решается в рамках одного из институтов сопровождения детей с отклонениями в развитии – психолого – медико – педагогической комиссии (ПМПК). Ее решение является конечным итогом дифференциальной диагностики, направленной на отграничение сходных состояний, выявление первичных и вторичных нарушений детей с отклонениями в развитии.

Клиентами Семейного Центра «Леля» являются дети и подростки с уже подтвержденными диагнозами, свидетельствующими об особенных потребностях здоровья и развития клиентов, подтвержденных в рамках ПМПК.

 

В рамках прохождения практики я ознакомилась со следующими особенностям проведения психолого-педагогического диагностирования - выделяют различные виды и уровни психолого – педагогической диагностики:

- В процессе скрининговой диагностики осуществляется обследование группы детей. Данный вид диагностики не ставит задачу точной квалификации отклонения, он направлен на выявление детей с отклонениями в психической развитии, дифференциацию их от нормально развивающихся сверстников.

- В специальном образовании широко используется такой вид диагностики, как динамическая диагностика. Задачей психолога является наблюдение динамики развития ребенка с психофизическими нарушениями. Динамическая диагностика, которую осуществляет учитель – дефектолог, направлена на определение эффективности предпринятого коррекционно – развивающего обучения.

- В процессе итоговой диагностики оценивается состояние ребенка с особыми образовательными потребностями в конце этапа обучения или комплекса коррекционных мероприятий.

 

Дифференциальная диагностика представляет собой самостоятельный вид диагностики и решает следующие задачи:

1. Уточнение диагноза и определение типа учреждения, в котором необходимо проводить коррекционно – педагогическое обучение ребенка, программу его обучения и воспитания.

2. Отграничение сходных состояний при различных психофизических нарушениях, уточнение клинического, психолого – педагогического и функционального диагноза (данная задача решается ПМПК).

3. Прогнозирование возможностей развития и обучения ребенка на основе выявленных особенностей развития, а также определение путей и средств развивающее – коррекционной работы.

 

В дифференциальной диагностике выделяют следующие направления:

1. Дифференциальная диагностика интеллектуальных нарушений (умственной отсталости и задержки психического развития).

2. Дифференциальная диагностика различных форм дефицитарного развития (нарушения слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата).

3. Психологическая диагностика нарушений эмоциональной сферы и поведения (аутизма, психопатий).

 

В дифференциальной диагностике используются две группы методов:

1. Тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию.

2. Приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

 

Диагностика нарушений психического развития должна включать три этапа:

1 Этап – это скрининг, в процессе которого осуществляется выявление отклонений в развитии без точной их квалификации. По содержанию данный этап диагностики повторяет одноименный вид диагностики. Обычно данный этап реализуется психологом в массовых образовательных учреждениях: дошкольных и школьных учреждениях общего типа.

2 Этап – собственно дифференциальная диагностика, цель которой – определение типа нарушений развития и направленности обучения ребенка, вида образовательного учреждения для него. Данный этап представлен в деятельности ПМПК.

3 Этап соответствует углубленному варианту обследования, имеет задачей раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, характеристику его познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы, работоспособности. Данное обследование – типичный компонент диагностической деятельности специального психолога. Выявленные при этом особенности ребенка с нарушениями развития должны приниматься во внимание при индивидуальной коррекционно – развивающей работе с ним.

 

В процессе выбора методик исследования детей с отклоняющимся развитием необходимо руководствоваться:

1. Возможностями ребенка, его возрастными и интеллектуальными характеристиками;

2. Уровнем собственного владения диагностическим инструментарием;

3. Этапом коррекционного обучения и воспитания ребенка: работа еще не проводилась или идет; и в какой период времени;

4. Задачами, которые он ставит перед собой: всестороннее или парциальное (частичное) обследование;

5. Запросами, которые делают смежные специалисты: учитель – дефектолог, врач – невролог.

 

При проведении диагностики необходимо соблюдать несколько основных правил.

Правило 1. Каждая методика направлена на измерение очень узкого, специального качества. Не существует методик, которые бы измеряли все сразу. Поэтому для составления психологического заключения необходимо использовать не менее 10-15 разных методик.

Правило 2. Следует обязательно обращать внимание на инструкцию, которая дается в каждой методике. Неверно составленная инструкция или неправильная стратегия ее предъявления может полностью изменить содержание задания и, следовательно, исказить результат исследования.

Правило 3. Каждая методика рассчитана на определенный возраста.

Правило 4. Полученные результаты также не могут быть одинаковы для разного возраста. Поэтому при интерпретации результатов следует обязательно сверять их с нормативностью, т.е. с теми результатами, которые типичны для детей данного возраста.

Правило 5. Многие методики требуют специального «стимульного материала».

Правила 6. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, а качественной интерпретации, хотя работать с ними труднее, часто эти методы дают более важные данные о психическом состоянии ребенка.

Правило 7. Для получения объективных результатов имеет значение эмоциональное состояние ребенка во время обследования.

 

 

Клиентами Семейного Центра «Леля» являются дети следующих возрастных категорий:

- дошкольного возраста

- младшего школьного возраста

- подросткового возраста

 



2018-07-06 2214 Обсуждений (0)
Подбор методик и материалов для проведения психолого-педагогического обследования уровня развития ребенка с ОВЗ 4.50 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Подбор методик и материалов для проведения психолого-педагогического обследования уровня развития ребенка с ОВЗ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)