Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогическое изучение аутичных детей



2018-07-06 1101 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическое изучение аутичных детей 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение аутичных детей представляет особые сложности из-за трудностей установления с ними взаимодействия на адекватном уровне. Поэтому особое внимание нужно уделить организации обследования.

Формой организации обследования аутичных детей может быть:

• лонгитюдное,

• динамическое,

• диагностическое обследование.

С этой целью организуется диагностическая группа, в которой специалисты работают индивидуально с каждым ребенком.

 

Другой особенностью обследования аутичных детей является его организация в виде комплексного обследования, которое, особенно на начальном этапе, целесообразно проводить одному специалисту, как правило, психологу или педагогу. Такой подход позволяет ребенку привыкнуть к новой ситуации, дает возможность ему хотя бы немного адаптироваться, снять тревожность и опасения. По мере того как ребенок будет привыкать к новой обстановке, другие специалисты (логопед, психиатр) могут постепенно включаться в процедуру: тихонько входить в кабинет или, уже находясь в нем, постепенно предъявлять себя ребенку (второй вариант предпочтительнее).

 

В целом процедура психолого-педагогического изучения аутичных детей предполагает выделение трех этапов:

- Первый этап - сбор психологического анамнеза.

- Второй этап - определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы.

- Третий этап посвящен изучению особенностей познавательной сферы аутичных детей.

 

При проведении психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни с этой патологией нужно учитывать следующие диагностические критерии.

1. Нарушения коммуникации:

- проявление дискомфорта при любых контактах со средой;

- отсутствие комплекса оживления (на первом году жизни ребенка) во взаимодействии с матерью;

- особенности глазного контакта и мимики;

- симбиотические связи с матерью.

 

2. Нарушения речи:

- мутизм (полное или частичное отсутствие речи);

- эхолахии, речевые штампы, речевые стереотипии;

- отсутствие использования местоимений первого лица;

- развитие речи, опережающее динамику двигательной сферы (фраза до 3 лет);

- преобладание монологической речи и аутодиалогов.

 

3. Нарушения поведения:

- "полевое" поведение;

- немотивированная агрессия к окружающим;

- аутоагрессия;

- стереотипии (поведенческие и связанные с организацией пространства и быта).

 

Ход работы:

• изучение истории развития ребенка,

• анамнестические данные,

• знакомство с работами и продуктивным творчеством ребенка,

• беседа с его близкими.

• установить, как ребенок привыкал к режимным моментам в раннем детстве, был ли слишком возбудимым или, наоборот, не реагировал на изменения обстановки; когда начал узнавать маму и отвечать ей улыбкой; имел ли место "комплекс оживления" на первом году жизни и как он протекал.

• установить, как реагировал ребенок на близких и чужих в раннем возрасте, спокойно ли шел на руки к чужим или выражал при этом беспокойство, и что изменилось в настоящий момент; какой была реакция ребенка на мокрые пеленки и "чужой" горшок; отмечают ли близкие особую избирательность и стереотипность ребенка в еде, одежде, организации домашнего быта. • важно узнать, возникали ли у ребенка двигательные стереотипии, навязчивость и агрессивные проявления.

• Важное значение имеет также информация о становлении локомоторных функций. У некоторых детей может отмечаться некоторое смещение в сроках двигательного развития. Критерием позитивной динамики в развитии ребенка является возникновение в его психической деятельности признаков аффективных механизмов более высокого уровня организации эмоционально-волевой сферы. Одновременно при этом изменяются, а точнее, упрощаются способы компенсаторной аутостимуляции.

 

Так как деятельность Семейного Центра затрагивала детализацию и уточнение уже имеющихся медицинских и психологических диагнозов, подтвержденных в рамках комплексной психолого-медико-педагогической диагностики особенностей личности детей, являющихся клиентами Центра, основными диагностическим методом в рамках практики у меня являлись наблюдение, опрос и интервьюирование детей и родителей с целью получения дополнительной и текущей психолого-педагогической информации.

 

Дата: 27-28.04.2018

Разработка конспектов уроков (занятий) 5-10

В рамках практики мной было реализовано такое психолого-педагогическое коррекционное направление работы как анималотерапия с участием кота и домашнего лиса.

Занятия проходили в смешанной по возрасту и инклюзивной группе из 7-8 человек, включая детей в возрасте 7-10 лет с родителями, а также 1-2 подростков. С ОВЗ в группе было 2-3 ребенка (это зависело от возможности того или иного ребенка посетить занятия) с подтвержденным диагнозом аутизм

Длительность каждого занятия - 1 час (60 минут)

 

Е занятие

Этап занятия / упражнение Название и описание этапа / упражнения Длит-ть Цель этапа занятия
1. Участие родителей детей с ОВЗ (без детей) и подростков, т.е. участников в достаточной мере способных контролировать свое поведение. Общая длит-ть этапа 30 мин Дать возможность родителям детей с ОВЗ восстановить эмоциональный баланс, для дальнейшего улучшения эмоционального характера детско-родительских взаимоотношений
1.1. Знакомство с группой:я как ведущий представляюсь и прошу каждого участника предстоящего курса занятий тоже свою очередь представиться и рассказать о своих ожиданиях от предстоящих занятий. 10 мин Знакомство с группой, установление эмоционально-доверительных взаимоотношений
1.2. Участникам предлагается угостить животных-ассистентов лакомством 5 мин Налаживание контакта участников с животными-ассисентами
1.3. Упражнение «Мельница»: участникам предлагается закрыть глаза, сделать несколько глубоких и медленных вдохов-выдохов, после чего сконцентрироваться на неприятных ощущениях в теле.   После этого участникам предлагается активно подвигать этим участком тела (попрыгать, потрясти, поразминать этот участок тела), представляя что каждое движение как поворот крыла мельницы дробит сгусток напряжения, накопившийся в мышцах. 10 мин Гармонизация эмоционального состояния с помощью снятия мышечных зажимов
1.4. Упражнение «Я хочу и я делюсь»: участникам предлагается сесть на пол в круг, после чего каждый берет в руки шарик (любимая игрушка животных-ассистентов) 10 минут 1. Знакомство участников группы друг с другом с помощью возможности поделиться своими позитивными эмоциональными желаниями; 2. включение животных-ассистентов в процесс общения с участниками путем привлечения внимания катающимся по полу мячиком; 3. установление доверительного эмоционального контакта между участниками занятия; 4. создание благоприятного эмоционального климата в группе
2. Включение в группу детей до 10 лет – на второй части занятия дети подключаются к родителям Общая длит-ть этапа 30 мин Гармонизация детско-родительских взаимоотношений
2.1. Продолжение упражнения «Я хочу и я делюсь»:дети заходят в помещение где проходит занятие, присоединяются к родителям и продолжают вместе с ними начатое упражнение. 5 мин 1. Знакомство участников группы друг с другом с помощью возможности поделиться своими позитивными эмоциональными желаниями; 2. включение животных-ассистентов в процесс общения с участниками путем привлечения внимания катающимся по полу мячиком; 3. установление доверительного эмоционального контакта между участниками занятия; 4. создание благоприятного эмоционального климата в группе 5. в детско-родительских парах - гармонизация детско-родительских взаимоотношений и включение детей в процесс общения с животными
2.2. Продолжение упражнения «Я хочу и я делюсь»:участники продолжают упражнение, но лежа на полу на животе 10 мин Изменение позы участников способствует: 1. созданию снятию эмоционального напряжения и созданию обстановки непринужденности путем мышечного расслабления; 2. эмоциональной включенности в процесс общения с животными-ассистентами, так как участники становятся на «один уровень» двигательной активности с животными-ассистентами (животные ходят по полу); 3. более активному включению в процесс животных-ассистентов, так как для них, люди, находящиеся на «одном с ними уровне» воспринимаются эмоционально ненапряженно, что способствует раскрепощенности в поведении животного – его большей коммуникабельности.
2.3. Участникам предлагается покормить лакомством животных-ассистентов 3 мин Налаживание контакта участников с животными-ассисентами
2.4. Участникам предлагается создать условия и понаблюдать за одной из поведенческих особенностей домашних лис, оставшихся им в наследство от диких предков – «охотой за мышами в снегу»:в распоряжении участников большое полотно, под которое они вначале по одному, а затем и все вместе могут просунуть руку и поскрести ею, создавая таким образом эффект скребущейся мыши. Слыша шебуршание лис заинтересовывается и начинает подпрыгивать над полотном ткани, имитируя прыжки в снег. 5 мин Данное упражнение имеет несколько задач: 1. через общение с нестандартным животным у детей гармонизируется эмоциональное состояние; 2. возможность участникам, в том числе детям с ОВЗ в безопасной обстановке пронаблюдать и расширить свой кругозор знаниями повадок и особенностей поведения лис и кошек; 3. Через необходимость внимательного и уважительного отношения к животному (правила поведения на анималотерапевтических занятиях проговаривается заранее, также участники либо их законные представители подписывают согласие на участие в анималотерапии) дети учатся концентрировать внимание, и находить пути решения оставленных задач – в контексте анималотерапии это умение таким образом вести себя, чтобы не испугать животное-ассистента, которое в случае испуга просто не будет подходить к ребенку; 4. Через общение с животными происходит психологическая поведения, которое может быть перенесено на общение с другими людьми
2.5. Подведение итогов:участников просят поделиться своим эмоциональным состоянием и впечатлениями от участия в занятии 2 мин Подведение итогов и самоанализ участниками собственного эмоционального состояния по итогам занятия

 

Е занятие

Примечание: родители детей с ОВЗ участвуют с самого начала занятия со своими детьми

Этап занятия / упражнение Название и описание этапа / упражнения Длит-ть Цель этапа занятия
1. Приветствие группы:прошу каждого участника рассказать о своем эмоциональном состоянии и ожиданиях от предстоящего занятия. 5 мин Установление эмоционально-доверительных взаимоотношений с участниками группы
2. Упражнение «Мельница»: участникам предлагается закрыть глаза, сделать несколько глубоких и медленных вдохов-выдохов, после чего сконцентрироваться на неприятных ощущениях в теле.   После этого участникам предлагается активно подвигать этим участком тела (попрыгать, потрясти, поразминать этот участок тела), представляя что каждое движение как поворот крыла мельницы дробит сгусток напряжения, накопившийся в мышцах. 10 мин Гармонизация эмоционального состояния с помощью снятия мышечных зажимов
3. Упражнения «Я хочу и я делюсь этим» в позе сидя на полу 5 мин 1. Знакомство участников группы друг с другом с помощью возможности поделиться своими позитивными эмоциональными желаниями; 2. включение животных-ассистентов в процесс общения с участниками путем привлечения внимания катающимся по полу мячиком; 3. установление доверительного эмоционального контакта между участниками занятия; 4. создание благоприятного эмоционального климата в группе 5. в детско-родительских парах - гармонизация детско-родительских взаимоотношений и включение детей в процесс общения с животными
4. Продолжение упражнения «Я хочу и я делюсь»:участники продолжают упражнение, но лежа на полу на животе 10 мин Изменение позы участников способствует: 1. созданию снятию эмоционального напряжения и созданию обстановки непринужденности путем мышечного расслабления; 2. эмоциональной включенности в процесс общения с животными-ассистентами, так как участники становятся на «один уровень» двигательной активности с животными-ассистентами (животные ходят по полу); 3. более активному включению в процесс животных-ассистентов, так как для них, люди, находящиеся на «одном с ними уровне» воспринимаются эмоционально ненапряженно, что способствует раскрепощенности в поведении животного – его большей коммуникабельности.
5. Участникам предлагается угостить животных-ассистентов лакомством 10 мин Налаживание контакта участников с животными-ассистентами.   Данное упражнение имеет несколько задач: 1. через общение с нестандартным животным у детей гармонизируется эмоциональное состояние; 2. возможность участникам, в том числе детям с ОВЗ в безопасной обстановке пронаблюдать и расширить свой кругозор знаниями повадок и особенностей поведения лис и кошек; 3. Через необходимость внимательного и уважительного отношения к животному (правила поведения на анималотерапевтических занятиях проговаривается заранее, также участники либо их законные представители подписывают согласие на участие в анималотерапии) дети учатся концентрировать внимание, и находить пути решения оставленных задач – в контексте анималотерапии это умение таким образом вести себя, чтобы не испугать животное-ассистента, которое в случае испуга просто не будет подходить к ребенку; 4. Через общение с животными происходит психологическая поведения, которое может быть перенесено на общение с другими людьми
6. Упражнение «рисунок на спине»:участники делятся на пары (родители в паре с детьми); один участник поворачивается к другому спиной, а второй водит пальцем по спине «рисуя» что-то. Задача того, по чьей спине «рисуют» угадать рисунок. Затем участники меняются 10 мин 1. В детско-родительской паре это упражнение способствует налаживанию детско-родительских взаимоотношений через тактильный контакт и настроенность обоих участников на понимание действий друг друга. 2. Проработка умения концентрировать внимание; 3. Развитие мелкой моторики и координации движений; 4.Тактильный контакт способствует снятию эмоционального напряжения      
  Упражнение «мячики»:участникам предлагается рассредоточиться вдоль стен помещения, где проходит занятие, оставив таким образом посередине много свободного пространства и подталкивать разноцветные мячики, чтобы те катились в противоположную сторону, чтобы привлечь внимание животных-ассистентов и таким образом поиграть с ними. 5 мин Налаживание контакта участников с животными-ассистентами.   Данное упражнение имеет несколько задач: 1. через общение с нестандартным животным у детей гармонизируется эмоциональное состояние; 2. возможность участникам, в том числе детям с ОВЗ в безопасной обстановке пронаблюдать и расширить свой кругозор знаниями повадок и особенностей поведения лис и кошек; 3. Через необходимость внимательного и уважительного отношения к животному (правила поведения на анималотерапевтических занятиях проговаривается заранее, также участники либо их законные представители подписывают согласие на участие в анималотерапии) дети учатся концентрировать внимание, и находить пути решения оставленных задач – в контексте анималотерапии это умение таким образом вести себя, чтобы не испугать животное-ассистента, которое в случае испуга просто не будет подходить к ребенку; 4. Через общение с животными происходит психологическая поведения, которое может быть перенесено на общение с другими людьми
7. Подведение итогов:участников просят поделиться своим эмоциональным состоянием и впечатлениями от участия в занятии 5 мин Подведение итогов и самоанализ участниками собственного эмоционального состояния по итогам занятия

 

Е занятие

Этап занятия / упражнение Название и описание этапа / упражнения Длит-ть Цель этапа занятия
1. Приветствие группы:прошу каждого участника рассказать о своем эмоциональном состоянии и ожиданиях от предстоящего занятия. 5 мин Установление эмоционально-доверительных взаимоотношений с участниками группы
2. Упражнение «Мельница»: участникам предлагается закрыть глаза, сделать несколько глубоких и медленных вдохов-выдохов, после чего сконцентрироваться на неприятных ощущениях в теле.   После этого участникам предлагается активно подвигать этим участком тела (попрыгать, потрясти, поразминать этот участок тела), представляя что каждое движение как поворот крыла мельницы дробит сгусток напряжения, накопившийся в мышцах. 10 мин Гармонизация эмоционального состояния с помощью снятия мышечных зажимов
3. Упражнения «Я хочу и я делюсь этим» в позе сидя на полу 5 мин 1. Знакомство участников группы друг с другом с помощью возможности поделиться своими позитивными эмоциональными желаниями; 2. включение животных-ассистентов в процесс общения с участниками путем привлечения внимания катающимся по полу мячиком; 3. установление доверительного эмоционального контакта между участниками занятия; 4. создание благоприятного эмоционального климата в группе 5. в детско-родительских парах - гармонизация детско-родительских взаимоотношений и включение детей в процесс общения с животными
4. Упражнение «Кисточки»:участникам предлагается поделиться на пары (родители остаются в паре со своими детьми); каждой паре выдаются кисточки разной жесткости; один участник садится и закрывает глаза, раскрывая ладони, а второй водит кисточками разной жесткости по ладоням сидящего с закрытыми глазами. Участника, сидящего с закрытыми ладонями просят описывать свои ощущения – «приятно/неприятно» и почему 10 мин 1. В детско-родительской паре это упражнение способствует налаживанию детско-родительских взаимоотношений через тактильный контакт и настроенность обоих участников на понимание действий друг друга. 2. Проработка умения концентрировать внимание; 3. Развитие мелкой моторики и координации движений; 4.Тактильный контакт способствует снятию эмоционального напряжения
5. Участникам предлагается угостить животных-ассистентов лакомством 10 мин Налаживание контакта участников с животными-ассистентами.   Данное упражнение имеет несколько задач: 1. через общение с нестандартным животным у детей гармонизируется эмоциональное состояние; 2. возможность участникам, в том числе детям с ОВЗ в безопасной обстановке пронаблюдать и расширить свой кругозор знаниями повадок и особенностей поведения лис и кошек; 3. Через необходимость внимательного и уважительного отношения к животному (правила поведения на анималотерапевтических занятиях проговаривается заранее, также участники либо их законные представители подписывают согласие на участие в анималотерапии) дети учатся концентрировать внимание, и находить пути решения оставленных задач – в контексте анималотерапии это умение таким образом вести себя, чтобы не испугать животное-ассистента, которое в случае испуга просто не будет подходить к ребенку; 4. Через общение с животными происходит психологическая поведения, которое может быть перенесено на общение с другими людьми
6. Участникам предлагается игра с животными-ассистентами:игра с использованием лазерной указки 15 мин
7. Подведение итогов:участников просят поделиться своим эмоциональным состоянием и впечатлениями от участия в занятии 5 мин Подведение итогов и самоанализ участниками собственного эмоционального состояния по итогам занятия

 

Е занятие

Этап занятия / упражнение Название и описание этапа / упражнения Длит-ть Цель этапа занятия
1. Приветствие группы:прошу каждого участника рассказать о своем эмоциональном состоянии и ожиданиях от предстоящего занятия. 5 мин Установление эмоционально-доверительных взаимоотношений с участниками группы
2. Упражнение «Мельница»: участникам предлагается закрыть глаза, сделать несколько глубоких и медленных вдохов-выдохов, после чего сконцентрироваться на неприятных ощущениях в теле.   После этого участникам предлагается активно подвигать этим участком тела (попрыгать, потрясти, поразминать этот участок тела), представляя что каждое движение как поворот крыла мельницы дробит сгусток напряжения, накопившийся в мышцах. 10 мин Гармонизация эмоционального состояния с помощью снятия мышечных зажимов
3. Упражнения «Я хочу и я делюсь этим» в позе сидя на полу 5 мин 1. Знакомство участников группы друг с другом с помощью возможности поделиться своими позитивными эмоциональными желаниями; 2. включение животных-ассистентов в процесс общения с участниками путем привлечения внимания катающимся по полу мячиком; 3. установление доверительного эмоционального контакта между участниками занятия; 4. создание благоприятного эмоционального климата в группе 5. в детско-родительских парах - гармонизация детско-родительских взаимоотношений и включение детей в процесс общения с животными
4. Упражнение «авторисунок»:участникам предлагается разбиться на группы (родители остаются в паре со своими детьми). Затем один участник закрывает глаза, расслабляя кисть руки, а другой берет руку первого и «рисует» ею. Задачей того, чьей рукой рисуют является понять, что было нарисовано. Затем участники меняются. 10 мин 1. В детско-родительской паре это упражнение способствует налаживанию детско-родительских взаимоотношений через тактильный контакт и настроенность обоих участников на понимание действий друг друга. 2. Проработка умения концентрировать внимание; 3. Развитие мелкой моторики и координации движений; 4.Тактильный контакт способствует снятию эмоционального напряжения
5. Участникам предлагается угостить животных-ассистентов лакомством 10 мин Налаживание контакта участников с животными-ассистентами.   Данное упражнение имеет несколько задач: 1. через общение с нестандартным животным у детей гармонизируется эмоциональное состояние; 2. возможность участникам, в том числе детям с ОВЗ в безопасной обстановке пронаблюдать и расширить свой кругозор знаниями повадок и особенностей поведения лис и кошек; 3. Через необходимость внимательного и уважительного отношения к животному (правила поведения на анималотерапевтических занятиях проговаривается заранее, также участники либо их законные представители подписывают согласие на участие в анималотерапии) дети учатся концентрировать внимание, и находить пути решения оставленных задач – в контексте анималотерапии это умение таким образом вести себя, чтобы не испугать животное-ассистента, которое в случае испуга просто не будет подходить к ребенку; 4. Через общение с животными происходит психологическая поведения, которое может быть перенесено на общение с другими людьми
6. Участникам предлагается игра с животными-ассистентами:игра на выбор участников 15 мин
7. Подведение итогов:участников просят поделиться своим эмоциональным состоянием и впечатлениями от участия в занятии 5 мин Подведение итогов и самоанализ участниками собственного эмоционального состояния по итогам занятия

 

Е занятие

Этап занятия / упражнение Название и описание этапа / упражнения Длит-ть Цель этапа занятия
1. Приветствие группы:прошу каждого участника рассказать о своем эмоциональном состоянии и ожиданиях от предстоящего занятия. 5 мин Установление эмоционально-доверительных взаимоотношений с участниками группы
2. Упражнение «Мельница»: участникам предлагается закрыть глаза, сделать несколько глубоких и медленных вдохов-выдохов, после чего сконцентрироваться на неприятных ощущениях в теле.   После этого участникам предлагается активно подвигать этим участком тела (попрыгать, потрясти, поразминать этот участок тела), представляя что каждое движение как поворот крыла мельницы дробит сгусток напряжения, накопившийся в мышцах. 10 мин Гармонизация эмоционального состояния с помощью снятия мышечных зажимов
3. Упражнения «Я хочу и я делюсь этим» в позе сидя на полу 5 мин 1. Знакомство участников группы друг с другом с помощью возможности поделиться своими позитивными эмоциональными желаниями; 2. включение животных-ассистентов в процесс общения с участниками путем привлечения внимания катающимся по полу мячиком; 3. установление доверительного эмоционального контакта между участниками занятия; 4. создание благоприятного эмоционального климата в группе 5. в детско-родительских парах - гармонизация детско-родительских взаимоотношений и включение детей в процесс общения с животными
  Участникам предлагается угостить животных-ассистентов лакомством 15 мин Налаживание контакта участников с животными-ассистентами.   Данное упражнение имеет несколько задач: 1. через общение с нестандартным животным у детей гармонизируется эмоциональное состояние; 2. возможность участникам, в том числе детям с ОВЗ в безопасной обстановке пронаблюдать и расширить свой кругозор знаниями повадок и особенностей поведения лис и кошек; 3. Через необходимость внимательного и уважительного отношения к животному (правила поведения на анималотерапевтических занятиях проговаривается заранее, также участники либо их законные представители подписывают согласие на участие в анималотерапии) дети учатся концентрировать внимание, и находить пути решения оставленных задач – в контексте анималотерапии это умение таким образом вести себя, чтобы не испугать животное-ассистента, которое в случае испуга просто не будет подходить к ребенку; 4. Через общение с животными происходит психологическая поведения, которое может быть перенесено на общение с другими людьми
  Участникам предлагается игра с животными-ассистентами:игра на выбор участников 20 мин
  Подведение итогов:участников просят поделиться своим эмоциональным состоянием и впечатлениями от участия в занятии 5 мин Подведение итогов и самоанализ участниками собственного эмоционального состояния по итогам занятия

 

Дата: 29.04.2018



2018-07-06 1101 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическое изучение аутичных детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогическое изучение аутичных детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1101)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)