Суть инклюзивной культуры – ценностное отношение к людям с ОВЗ.
Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования является решение важной проблемы, связанной с воспитанием толерантного отношения к «особым» людям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам. Инклюзивная культура, это набор наиболее важных принципов, принимаемых членами общества и получающих выражение в заявляемых обществом ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий, состоит из идей, взглядов, основополагающих ценностей, которые разделяются членами общества. Ценности определяют и стили поведения, и стили общения внутри общества, уровень мотивированности, активности. Существуют специальные нормы этикета при взаимодействии с людьми с ограниченными возможностями. Эти норма предназначены, в первую очередь, для сохранения личного достоинства человека с ограниченными возможностями, а также для разрешения сложных и неловких ситуаций, которые могут возникнуть во взаимодействии с участием людей с ограниченными возможностями. Вот некоторые из них: - при разговоре следует обращаться непосредственно к человеку с ОВЗ, а не к сопровождающему; - при знакомстве вполне естественно пожать руку – даже те, ком трудно ею двигать, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую ил левую, что вполне допустимо; - со взрослыми следует обращаться как со взрослыми, ни в коем случае нельзя фамильярничать; - предлагайте помощь и только получив положительный ответ приступайте к ее оказанию (спросив перед этим как и что делать); сдержите все негативные проявления если Ваша помощь отвергнута.
Говоря о взаимодействии с людьми, имеющими различные ограничения здоровья (и возникающие при этом барьеры во взаимодействии), помимо общих правил, следует рассмотреть также и конкретные ситуации связанные с ними правила поведения.
Например, можно выделить нормы взаимодействия с людьми, испытывающими трудности при передвижении: - при общении следует занять удобное положение относительно человека: - не стоять за его спиной или сбоку, если возможно, сесть таким образом, чтобы находиться на одном уровне с собеседником; - необходимо пояснить, что инвалидная коляска это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует, недопустимо опираться о коляску или «повиснуть» на ней; - ненавязчиво следите за окружающей обстановкой, чтобы предвидеть трудности, которые может испытывать человек с ОВЗ при передвижении в конкретной ситуации: иногда нужно задержаться и пропустить вперед человека на костылях или коляске при вход в узкую дверь, придержать дверь или убрать с дороги мешающие передвижению предметы, не наращивать скорость ходьбы, недоступную для собеседника.
Люди с нарушениями зрения часто испытывают к себе дискриминационное отношение, потому что их собеседнику кажется, что человек не просто ограничен в одном из средств восприятия мира, но ив целом неспособен понять, о чем идет речь и принять необходимое решение. Это выражается в стремлении говорить с сопровождающим, задавать ему вопросы и ожидать именно от него ответов, касающихся непосредственно человека с ОВЗ. Иногда слепые и слабовидящие люди говорят, что они испытывают чувство изоляции. При общении с такими людьми необходимо соблюдать следующие правила: - когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые (пришли) находятся рядом с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснять, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя; - осуществляя сопровождение, направляйте человека аккуратно, не тащите его за собой, чаще всего, достаточно поддержать незрячего под локоть и в средне темпе двигаться к цели. При этом следует предупреждать его о препятствиях, стараясь четко определить их местоположение (например, «в трах шагах прямо по движению будет невысокий порог»); - предлагая незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник; - не пытайтесь заигрывать с собакой-поводырем, не отвлекайте ее – помните, что специально обученная собака находится на ответственно службе, требующей постоянной концентрации внимания; - при знакомстве незрячего с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
У людей с нарушениями слуха – другие барьеры, поэтому для эффективного общения важно соблюдать особые этикетные правила, которые служат для того, чтобы облегчить получение собеседником информации через доступные ему (визуальные или звуковые каналы восприятия). Общаясь с человеком, у которого плохой слух: - смотрите прямо на него; - не затемняйте свой лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами; - лучше, чтобы Ваш собеседник имел возможность следить за выражением Вашего лица; - говорите ясно и ровно; - не нужно излишне подчеркивать что-то или сильно повышать голос; - убедитесь что вас понимают, если сомневаетесь – вежливо спросите об этом; - используйте короткие и простые фразы, не отягощайте речь специальными терминами, незначительной информацией и сложными речевыми конструкциями; - используйте «переходные» фразы, которые дадут собеседнику понять, что вы меняете тему разговора; - если конкретное предложение не понято собеседником, перефразируйте его.
Нарушения слуха довольно часто сопровождаются затруднениями речи. Общение с человеком с такими проблемами требует такта и деликатности. Иногда люди испытывают непроизвольную неловкость при общении с людьми с затруднениями речи, стараются, как можно быстрей выйти из ситуации, и совершают несколько распространенных ошибок: - делают вид, что поняли фразу тогда, когда на самом деле это не так; - перебивают говорящего словами «я понял», договаривают за собеседника; - прерывают общение.
Правила взаимодействия с человеком у которого имеются речевые затруднения: - не игнорируйте таких людей и не избегайте общения с ними; - будьте готовы к тому, что общение займет достаточно много времени; - сосредоточьтесь на разговоре и поддерживайте визуальный контакт с собеседником; - позвольте собеседнику полностью договаривать фразы и начинайте говорить только тогда, когда Вы убедились что его мысль завершена; - не стесняйтесь переспросить; - не относитесь к собеседнику предвзято; - трудности в речи прямо не влекут за собой трудности в восприятии и обработке информации; - при наличии серьезных барьеров в речевой коммуникации тактично предложите альтернативный способ обмена информацией (например, переписку).
Общение с людьми с задержкой психического развития также требует соблюдения определенных норм и правил: - выбирайте доступные вашему собеседнику темы, не говорите о том, что будет не понятно Вашему собеседнику; - используйте простой и очный язык, короткие фразы и полные предложения; - избегайте метафор и образных выражений; - если есть необходимость и возможность, в процессе речи указывайте на предмет, о котором вы говорите для облегчения восприятия информации; - сложную информацию напишите, визуализация улучшает восприятие информации; - изложите суть вашего разговора на бумаге и предложите обсудить с родными. Наиболее распространенная ошибка при общении с такими людьми – смотреть на человека как на неспособного вас понять. Это не так. Человек с ЗПР способен воспринимать информацию, просто ее нужно преподносить определенным и наиболее понятным ему образом.
При общении с людьми, имеющими психические расстройства, необходимо помнить, что эти нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый взгляд на мир. Психические расстройства не всегда сопровождаются интеллектуальными нарушениями, более того, часто они проявляются не на постоянной основе, а ситуационно.
При организации мероприятий с участием людей с ОВЗ необходимо учитывать: - всегда необходимо лично убедиться в доступности мест, где они запланированы; - заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить; - если существуют архитектурные препятствия, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения или пришел с сопровождающим.
Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, к выработке культуры инклюзии, к привитию этически выдержанной и грамотной терминологии к становлению толерантного отношения к людям с особыми возможностями здоровья.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (776)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |