Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Синтагматика орфограмм



2018-07-06 838 Обсуждений (0)
Синтагматика орфограмм 0.00 из 5.00 0 оценок




ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ ОРФОГРАФИИ. ПРАВОПИСАНИЕ МОРФЕМ

Парадигматика орфограмм

Как уже говорилось, орфограммы 1-го раздела по своей сущности являются звуко-буквенными: исходный пункт деятельности пишущего – звуки/ фонетические нули, конечный пункт – буквы/ отсутствие букв.

По характеру решаемой проблемы выделяется 3 типа орфограмм:

1. Качественные – выбор среди 2 и более букв любого класса, Б12/…?

2. Количественные:

а) наличие/отсутствие буквы, Б/Б? (для БС и Б');

б) 1/2 одинаковые буквы, Б/ББ? (только для БС);

в) 1/2 различные буквы, Б12Б1? Б12Б3? (только для БС).

3. Количественные + качественные – наличие/отсутствие буквы + выбор среди 2 и более букв, Б12/…/Б? (для БС и Б').

По источнику проблем звуко-буквенные орфограммы делятся на два типа.

1. Звуковые орфограммы (табл. 2.1). Их источник – в фонетической системе: нейтрализация фонем для аллофона, находящегося в слабой позиции.

В большинстве случаев нейтрализующие позиции для орфограмм соответствуют результатам фонологического анализа. Исключение – нейтрализация по мягкости. Позиционная, стилистическая и лексическая вариативность ассимилятивного смягчения согласных звуков в современном русском языке [см. Касаткин 2011, с. 366, 396], с одной стороны, и значительная грамматическая нагрузка буквы ь – с другой – заставляют рассматривать все сочетания [С’С’] (как сильные, так и слабые позиции 1-го [С’]) в составе буквенных орфограмм (см. табл. 2.2; 5.10).

Табл. 2.1. Классификация звуковых орфограмм

Названия, проблемы, примеры Источники Опознавательные признаки
1. Обозначение безударных [Г], качественная: [травá – дравá] а/о? [л’исá1-2] и/е/я? [пóл’ъ1-2] я/е? áГ·Г·…ñ (схемы нейтрализации 1–5, качественная редукция)1 Безударные [а, и, ы, ъ]
2. Обозначение непроизносимых [С], количественная (+ качественная): [ýсøныj – искýсøныj] т/т? [ацϵн’øш’ик – працϵн’øш’ик] т/д/т/д? [бáск’иj – хакáск’иj] т/д/к/г/т/д/к/г? [р’ׁЭ ш’ш’ик – аб’jׁЭ ш’ш’ик] т/д/т/д? [áцøк’иj – ткáцøк’иj] с/с? áø·С·…ñ (диэреза) øС] (список сочетаний) Разложимые [с()], [з()], [ш’], [ж()] [цøСвзр.]
3. Обозначение звонких/глухих [С], качественная: [сýпч’ик – зýпч’ик] п/б? [рóк#1-2] к/г? [в’ׁЭт(#)врáч’ – м’ׁЭт(#)рабóт’н’ик] т/д? [вазвáт’ – вастáт’] з/с? áС·Сñ (регрессивная ассимиляция по звонкости/глухости) ш.(+ Сш.)] (не (+ ()])) [Сш.(+ #)], [Сш.(+ (#))]2 Разложимые [Сш.]
4. Обозначение шипящих [С], качественная (+ количественная): [пачшЫт’ – лýчшы] т/д/ц? [р’ׁЭш’ш’ик – сЫш’ш’ик – в’иснý ш’ш’итыj – п’и ш’ш’ׁáныj – ръ ш’ш’ип’Ит’ – ръш’ш’исáт’] щ/сщ/шч/жч/сч/зч? áС·С·…ñ (регрессивная ассимиляция по способу или/ и месту образования) áш’·ч’ñ (прогрессивная ассимиляция по способу образования) шип.(+ Сшип.)] Разложимые [Сшип.] ([С1])   Разложимый [ш’]([ш’2])
5. Обозначение [ц], качественная (+ количественная): [нацсáдныj – нàц(#)састáф] [упр’ׁáм’ицъ1-2], [брáцъ1-2] ц/т/д/тц/дц/тс/дс? áц·т·д(·т’·д’)ñ (регрессивная ассимиляция по способу образования) áц·с·с’ñ (прогрессивная ассимиляция по способу образования) ()(+ с())] Разложимый [ц] ([ц1])   Разложимый [ц] ([ц2] в возвратных глаголах)

 

1 Для повышения надёжности решения орфограммы следует учитывать возможность качественной редукции [у] ® [ъ], [ׁу] ® [и] [см. Касаткин 2011, с. 395]. Иначе говоря, и после твёрдых [С] (схема нейтрализации 2), и после мягких [С’] (схема нейтрализации 3) – кроме 1-го предударного слога – надо допускать совпадение всех 5 гласных фонем. Соответствующая гиперфонема áа/о/э/и/уñобозначается далее как áГ5ñ, áа/о/э/иñ – как áГ4ñ.

2 (#) – виртуальная пауза, возникающая внутри фонетического слова [см. Беляев 2006, с. 8].

2. Буквенные орфограммы. Их источник – в графической системе: возможность графических нарушений в режиме письма, не зависящих от позиции аллофона [см. Беляев 2006, 4.4]. Классификацию орфограмм см. в табл. 2.2 (в скобки заключены экзотизмы, не принадлежащие к основной лексике русского языка).

Табл. 2.2. Классификация буквенных орфограмм

Названия, проблемы, примеры Источники – нарушения: Опознавательные признаки
1. Написание БГ после БС1, качественная: о/ё? [шóф – шóл] о/е? [цъкатýхъ – сóнцъ] и/ы? [цЫрк – цыгáн – баjцЫ] э/е? [м’ׁЭж(#)ытáжныj] у/ю? [жур’И] (ЖЮль, Чюрлёнис, Цюрýпа...) (а/я? ШЯуляй, МкртчЯн, хуацЯо...) у/а? [мáш ут/-ът], [дЫшът/-ут] ГЗ-2 (ГС-7)?   ФБП (не та Б)?   (áС1ñ +) áГñ (и гиперфонемы)   Начало корня/префикса (áС1ñ +) áуñ, áаñ (список корней)   3 л. мн. ч.
2. Написание БГ после БС2, качественная: ы/и? [сỳп’ир(#)ыгрá – сыгрáт’] э/е? [разϵтък’иj – мϵр – тϵмп] ю/я? [кóл’ׁут/-ът], [мóл’ът/-ׁут] у/а? [кáнут/-ът] ГЗ-2 (ГС-5)?     ФБП (не та Б)? (áС2ˉñ +) áиñ (и гиперфонемы), начало корня/префикса (áС2ˉñ +) áэñ (и гиперфонемы) 3 л. мн. ч.
3. Написание БГ после БГ, качественная: э/е? [д’иЭ/ϵтъ – паЭ/ϵт –праЭ/ϵкт] ю/я? [рój ׁут/-ът], [стрójът/-ׁут] ГЗ-2 (ГС-6)?   ФБП (не та Б)? (áГñ +) áэñ (и гиперфонемы)   3 л. мн. ч.
4. Написание БГ после ь, качественная: ё/о? [бул’jׁóн, шын’jׁóн, лас’jׁóн…] э/е? [б’ׁЭл’(#)итáш] а/я? [грàп’(#)ׁáрм’иjъ] у/ю? [дàл’(#)ׁýгъл’] ФБП (не та Б)? ГЗ-2 (ГС-6)? (áС2ñ +) ájоñ (список морфем) (áС2’ñ +), начало 2-ой части сложного слова
5. Написание БС, качественная (+ количественная): ш/ч/щ? [см’ишнó – скýшнъ – памóшн’ик] х/г? [л’ихкó, см’ихч’Ит] в/г? [кавó] в/в? [ч’ׁýствъ – уч’ׁáствуj] ц/дц/дс/тс? щ/ч/сч? ш/сш? ч/тч? ФБП: не та Б? не та Б? лишняя Б? не та/ лишняя Б?     [ш(ъ)н()], [штó] Список морфем [Гств()] Списки морфем
6. Написание двойных БС, количественная: н/нн? [г’иjׁЭнъ – кóшъныj – скóшъныj] с/сс? м/мм? к/кк? л/лл? п/пп? и др. [ас’им’м’ׁЭтр’иjъ – а с’и м’м’ил’ׁáцъjъ] [акóрт, бáл, трýпъ...] ФБП (лишняя/ недостающая Б)?   [(Г +) н()] [С()] на границе морфем [(Г +) С()] внутри морфемы (списки морфем)
7. Написание й + БГ, количественная (+ качественная): ё/йо? [jׁóт] (я/йа? Гайáна) я/йя? [мá] и/йи? [мáи] е/йе? [мáиj] [стáир] ю/йю? [мájׁу] ФБП: не те Б? лишняя Б? (áГñ/# +) á(j)Гñ (списки морфем)
8. Написание грамматического ь, количественная: БС1 + ь/ь? (+ Ø) [тýш1-2-3] [плáч’1-2] БС + ь/ь? (+ БС) [плáч’т’и] [упр’ׁáм’ицъ1-2] [с’имнáцът’ – с’ׁЭм’д’ис’ит – с’имсóт] [д’ит’м’И, дъч’ир’м’И, пл’ич’м’И] С1 +) – ФБП (лишняя Б)? (БС2 +) – ГЗ-1 (ГС-4)?     áС1ñ (+ #) áСñ (+ -те/-ся) áСñ (+ -надцать/-десят/-сот) áСñ (+ -ми)
9. Написание неграмматического ь, количественная: БСь/ь? (+ БС) [мáл’ч’ик – кóн’ч’ик], [вас’м’И – бáс’н’и] [д’икáбр’ск’иj – jинвáрск’иj] [бáрън’# – бáс’ин#] БСь/ь? (+ БС) [ч’ׁЭтв’ирт’(#)ф’инáл] БСь/ь? (+ БГ) [тв’ׁЭр’(#)ун’ив’ирсáл] ГЗ-1 (ГС-4)?   Кроме № 8: [С2’ (+ С’)] [н(), р() (+ С)] (перед -ск-) [н() (+ #)] (род. мн. сущ. 1 скл.) áС2’ñ (+ 2-я часть сложного слова) Предлог [бл’ис’#]!
10. Написание разделительных знаков, качественная + количественная: ь/ъ/ъ? [б’jׁóм – аб’jׁóм – сп’ׁЭц(#)jׁóмкъс’т’] ГЗ-3 (ГС-9)? áСjГñ

Синтагматика орфограмм

В основе сочетаемости орфограмм (и их решений) лежат следующие факторы.

1. Комплексные поля нейтрализации, объединяющие несколько консонантных признаков, порождают наложение звуковых орфограмм:

Табл. 2.3. Наложение звуковых орфограмм

Поля Орфограмма 1 Орфограмма 2
áш·т·дñ, áш·с·зñ «Обозначение непроизносимых [С]» + «Обозначение звонких/глухих [С]»
áж·з·с·шñ «Обозначение шипящих [С]»
áц·т·дñ «Обозначение [ц]»

 

2. В результате разложения шумных [С] может возникать наложение разнотипных орфограмм «Обозначение [С]» + «Написание БС».

3. В безударных слогах после шипящих [С] и [ц] происходит наложение разнотипных орфограмм «Обозначение безударных [Г]» + «Написание БГ после БС1».

Если для наложенных орфограмм существует единое решение, одна проблема поглощается другой; если решения не совпадают – обе выступают самостоятельно.

4. При следовании орфограмм наиболее значимы те случаи, в которых орфограммы и/или их решения реально взаимодействуют друг с другом: «Обозначение непроизносимых [С]», «Обозначение звонких/глухих [С]», «Обозначение шипящих [С]», «Обозначение [ц]», «Написание ь» в различных сочетаниях.

Несколько примеров:

1) [з’д’ׁЭс’]: (1) áз’·с’·з·сñ, «Обозначение звонких/глухих [С]» + (2) «Написание неграмматического ь» (следование). Отношение абсолютно равноправное: орфограммы и решения взаимно независимы.

2) [нáшъ]: (1) áа·оñ, «Обозначение безударных [Г]» в окончании ж. р./ср. р. Для ж. р. – проверка [ч’j ׁá] áаñ ® а. Для ср. р. – сильная позиция [ч’j ׁó], áоñ в полиформичной морфеме Þ орфограмма (2) «Написание БГ после БС1» (наложение). Решение: áоñ ® е (безударное окончание). Отношение абсолютно неравноправное: постановка и решение проблемы (2) производится только после проверки (1).

3) [б’ис фкýс ныj]: (1) áс·зñ+ (2) áф·вñ, «Обозначение звонких/глухих [С]» (следование). (1) Сильная позиция [б’из ýмныj], áзñ в полиформичном префиксе Þ следующая буква? (2) Непроверяемая орфограмма в корне. Запоминаем: áф/вñ ® в (хотя: + к). Возвращаемся к (1): áзñ ® з (+ в). Отношение между орфограммами равноправное, между решениями неравноправное: сами проблемы взаимно независимы, но орфограмма (1) решается только после решения (2).

4) [ра ш’ш’ׁóс къ]: «Обозначение шипящих [С]» на стыке морфем. Разложение ш’ш’= ш’1 + ш’2] Þ 3 орфограммы. (1) [ш’1øш’2]: áø·т·дñ, «Обозначение непроизносимых [С]». Проверка [рáзум] áøñ ® т. (2) [ш’1]: áш’·ж’·ш·ж·с’·з’·с·зñ, «Обозначение шипящих [С]». Сильная позиция [рáз ум], áзñ в полиформичном префиксе Þ орфограмма (2а) «Обозначение звонких/глухих [С]» (наложение) Þ следующая буква? (3) [ш’2]: áш’·чñ, «Обозначение шипящих [С]» в корне. Проверка [ч’ис áт’] áчñ ® ч. Возвращаемся к (2): áзñ ® с (+ ч). Отношения абсолютно неравноправные: орфограмма (2) появляется только после разложения [ш’], а решается после решения орфограмм (1), (3) и (2а).

Итак, при контакте согласных звуков на морфемной границе решение префиксальной орфограммы может зависеть от корневой; обратная зависимость не встречается. То же самое обычно относится и к суффиксальным орфограммам. Поэтому, чтобы избежать зигзагов в ходе решения, следует ввести методическое правило: орфографический анализ в таких ситуациях начинать с корня! Но, как показывает следующий пример, это правило не всегда выполнимо:

5) [н’им’ׁЭцøк’иj]: (1) áø·с·зñ, «Обозначение непроизносимых [С]». Сильная позиция [цáр ск’иj], полиформичный суффикс относительного прилагательного Þ для решения необходимо узнать предшествующую букву. При этом в корне обнаружилась виртуальная позиция [ц (+с)], т. е. орфограмма (2) áц·т·дñ, «Обозначение [ц]». Проверка [н’ׁЭм’иц] áцñ ® ц. Возвращаемся к (1): áс/зñ ® (ц +) с. Отношения взаимно неравноправные: с одной стороны, корневая орфограмма (2) появляется только в процессе решения суффиксальной (1); с другой – решение орфограммы (1) может быть доведено до конца только после решения (2).



2018-07-06 838 Обсуждений (0)
Синтагматика орфограмм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Синтагматика орфограмм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (838)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)