Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темы дисциплины, виды учебной деятельности



2018-07-06 450 Обсуждений (0)
Темы дисциплины, виды учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Дневная форма обучения

№ п/п Наименование темы (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
Модуль 1. Лингвистические знания в профессиональной деятельности дефектолога
1.1 Язык как система. -
1.2. Речь как деятельность. Периодизация речевого развития человека. -
1.3. Задачи и область использования лингвистических знаний в профессиональной деятельности дефектолога. -
1.4 Произносительный и морфемный уровни языка. -
1.5 Лексический и морфологический уровень языка. -
1.6 Синтаксический уровень языка. -
Модуль 2. Лингвистический анализ произведений детской литературы
2.1 Специфика художественного творчества. -
2.2. Детская литература. Художественное произведение в восприятии и интерпретации детей. -
  Итого

 

Заочная форма обучения

Срок обучения 5 лет

№ п/п Наименование темы (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
Модуль 1. Лингвистические знания в профессиональной деятельности дефектолога -
1.1 Язык как система. - - -
1.2. Речь как деятельность. Периодизация речевого развития человека. - - -
1.3. Задачи и область использования лингвистических знаний в профессиональной деятельности дефектолога. - -
1.4 Произносительный и морфемный уровни языка. - -
1.5 Лексический и морфологический уровень языка. - -
1.6 Синтаксический уровень языка. - - -
Модуль 2. Лингвистический анализ произведений детской литературы - -
2.1 Специфика художественного творчества. - -
2.2. Детская литература. Художественное произведение в восприятии и интерпретации детей. - -
  Контроль        
  Итого -

 

Содержание дисциплины, структурированное по модулям

Модуль I. Лингвистические знания в профессиональной деятельности дефектолога(48 часов)
Требования к результатам освоения темы: ОК-1: З.1; З.3; У.1; У.2; В.1; В.2
Содержание раздела Тема 1.1.Язык как система Специфика языковых знаков. Структура, уровни и единицы языка. Формы существования языка. Закономерности исторического развития языков. Теории происхождения языков. Классификация языков. Русский язык в его социальных и функциональных разновидностях. Сущность языка. Русский язык как национальный язык русского народа. Современный русский литературный язык. Тема 1.2. Речь как деятельность. Периодизация речевого развития человека. Сущность речевой деятельности. Восприятие и порождение речи. Внутренняя и внешняя речь. Речь устная и письменная. Монолог и диалог. Речевая коммуникация. Речевой акт. Речевое поведение. Периодизация речевого развития человека. Факторы речевого развития человека. Детская речь как феномен. Лингвистика детской речи. Текст как продукт речевого действия. Критерии речевого развития ребёнка в норме. Тема 1.3. Задачи и область использования лингвистических знаний в профессиональной деятельности дефектолога Задачи и область использования лингвистических знаний в профессиональной деятельности дефектолога. Анализ научных исследований в области речевого развития детей и смежных дисциплин. Умение дефектолога представлять результаты в виде устных сообщений или в виде письменного документа. Тема 1.4. Произносительный и морфемный уровни языка. Фонетика и фонология. Классификация звуков русского языка. Слог, ударение, интонация. Фонема. Орфоэпия. Графика и орфография. Графико-фонемно-фонетический анализ. Морфемика и словообразование. Типы морфем. Типы словообразования. Морфемный состав слова. Способы словообразования. Словообразовательная парадигма. Деривационный и комплексный структурный анализ слова. Тема 1.5. Лексический и морфологический уровень языка. Лексика, лексикология, семантика, этимология, фразеология, лексикография. Слово как единица языка. Типы лексических значений слова. Полисемия, синонимия, омонимия, антонимия, паронимия как языковые и стилистические явления. Функции и типология фразеологических конструкций. Стилистическая дифференциация и экспрессивные возможности лексики. Основные типы словарей. Лексико-стилистический анализ. Морфология. Грамматические значения, грамматические формы, грамматические категории. Принципы морфологической классификации частей речи. Знаменательные и служебные части речи, их лексико-грамматические разряды. Система частей речи в современном русском языке. Лексико-грамматические разряды и категории частей речи. Морфологический анализ. Тема 1.6. Синтаксический уровень языка Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Классификация словосочетаний и предложений. Актуальное членение предложения. Синтаксический и пунктуационный анализ. Текст как единица синтаксиса.
План лекций План семинарских и лабораторно-практических занятий
Лекция 1 Тема 1.1. Язык как система. Кол-во часов: 2 План: 1. Специфика языковых знаков. Структура, уровни и единицы языка. 2. Формы существования языка. 3. Закономерности исторического развития языков. Теории происхождения языков. 4. Классификация языков. 5. Русский язык в его социальных и функциональных разновидностях. Сущность языка. Список литературы: [2; 3; 4;10] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Закономерности исторического развития языков» Практическое занятие 1 Тема 1.1. Язык как система. Кол-во часов: 2 План. 1. Структура, уровни и единицы языка. 2. Теории происхождения языков. 3. Сущность языка. 4. Русский язык как национальный язык русского народа. 5. Современный русский литературный язык. Список литературы: [2; 3; 4;10] Информационное сопровождение: 1. Использование интернет-ресурсов. 2. Подготовка и показ презентаций с аудиовизуальными материалами 3. Работа в поисковых сетях в Интернете.
Лекция 2 Тема 1.2. Речь как деятельность. Кол-во часов: 2 План.
  1. Сущность речевой деятельности.
  2. Восприятие и порождение речи.
  3. Внутренняя и внешняя речь.
  4. Речь устная и письменная.
  5. Монолог и диалог.
  6. Речевая коммуникация.
  7. Речевой акт.
  8. Речевое поведение.
Список литературы: [2; 3; 10;11] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Сущность речевой деятельности».
Практическое занятие 2 Тема 1.2. Периодизация речевого развития человека. Кол-во часов: 2 План. 1. Периодизация речевого развития человека. 2. Факторы речевого развития человека. 3. Детская речь как феномен. 4. Лингвистика детской речи. 5. Текст как продукт речевого действия. 6. Критерии речевого развития ребёнка в норме. Список литературы: [2; 3; 4;11] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Периодизация речевого развития человека».
Лекция 3 Тема 1.3. Задачи и область использования лингвистических знаний в профессиональной деятельности дефектолога Кол-во часов: 2 План. 1. Задачи использования лингвистических знаний в профессиональной деятельности дефектолога. 2. Область использования лингвистических знаний в профессиональной деятельности дефектолога. 3. Анализ научных исследований в области речевого развития детей и смежных дисциплин. 4. Умение дефектолога представлять результаты в виде устных сообщений или в виде письменного документа. Список литературы: [2; 3; 5;8] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Область использования лингвистических знаний в профессиональной деятельности дефектолога». Практическое занятие 3 Тема 1.3. Задачи и область использования лингвистических знаний в профессиональной деятельности дефектолога Кол-во часов: 2 План. 1. Область использования лингвистических знаний в профессиональной деятельности дефектолога. 2. Анализ научных исследований в области речевого развития детей и смежных дисциплин. 3. Умение дефектолога представлять результаты в виде устных сообщений или в виде письменного документа. Список литературы: [2; 3; 5;8] Информационное сопровождение: 4. Использование интернет-ресурсов. 5. Подготовка и показ презентаций с аудиовизуальными материалами Работа в поисковых сетях в Интернете.
Лекция 4 Тема 1.4. Произносительный и морфемный уровни языка. Кол-во часов: 2 План:
  1. Фонетика и фонология.
  2. Слог, ударение, интонация.
  3. Орфоэпия.
  4. Графико-фонемно-фонетический анализ.
  5. Типы морфем.
  6. Морфемный состав слова.
  7. Словообразовательная парадигма.
Список литературы: [2; 3; 4; 11] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Уровни языка - произносительный и морфемный».
Лабораторно-практическое занятие 1 Тема 1.4. Произносительный и морфемный уровни языка. Кол-во часов: 2 Форма проведения:семинар. Изучаемые вопросы:
  1. Классификация звуков русского языка.
  2. Фонема.
  3. Графика и орфография.
  4. Морфемика и словообразование.
  5. Типы словообразования.
  6. Способы словообразования.
  7. Деривационный и комплексный структурный анализ слова.
Список литературы: [2; 3; 4; 11] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Классификация звуков русского языка.
Лекция 5 Тема 1.5. Лексический и морфологический уровень языка. Кол-во часов: 2 План: 1. Лексика, лексикология, семантика, этимология, фразеология, лексикография. 2. Типы лексических значений слова. 3. Функции и типология фразеологических конструкций. 4. Основные типы словарей. 5. Морфология. 6. Принципы морфологической классификации частей речи. 7. Система частей речи в современном русском языке. 8. Морфологический анализ. Список литературы: [2; 3; 4; 11] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Основные типы словарей».   Лабораторно-практическое занятие 2 Тема 1.5. Лексический и морфологический уровень языка. Кол-во часов: 2 Форма проведения:семинар. Изучаемые вопросы: 1. Слово как единица языка. 2. Полисемия, синонимия, омонимия, антонимия, паронимия как языковые и стилистические явления. 3. Стилистическая дифференциация и экспрессивные возможности лексики. 4. Лексико-стилистический анализ. 5. Грамматические значения, грамматические формы, грамматические категории. 6. Знаменательные и служебные части речи, их лексико-грамматические разряды. 7.Лексико-грамматические разряды и категории частей речи. Список литературы: [2; 3; 4; 11] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Полисемия, синонимия, омонимия, антонимия, паронимия как языковые и стилистические явления».
Лекция 6 Тема 1.6. Синтаксический уровень языка. Кол-во часов: 2 План: 1. Синтаксис. 2. Классификация словосочетаний и предложений. 3.Синтаксический и пунктуационный анализ. Список литературы: [2; 3; 4; 11] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Классификация словосочетаний и предложений».   Лабораторно-практическое занятие 3 Тема 1.6. Синтаксический уровень языка. Кол-во часов: 2 Форма проведения:семинар. Изучаемые вопросы:
  1. Основные единицы синтаксиса.
  2. Актуальное членение предложения.
  3. Текст как единица синтаксиса.
Список литературы: [2; 3; 4; 11] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Основные единицы синтаксиса».
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема 1.1.Язык как система 1. Проанализировать структуру, уровни и единицы языка. 5 баллов Тема 1.2. Речь как деятельность. 1. Составить таблицу «Периодизация речевого развития человека». 3 балла Тема 1.3. Задачи и область использования лингвистических знаний в профессиональной деятельности дефектолога
  1. Составить схему «Задачи использования лингвистических знаний в профессиональной деятельности дефектолога».
3 балла Тема 1.4. Произносительный и морфемный уровни языка.
  1. Составить таблицу «Типы словообразования».
5 баллов Тема 1.5. Лексический и морфологический уровень языка.
  1. Проанализировать принципы морфологической классификации частей речи.
5 баллов Тема 1.6. Синтаксический уровень языка.
  1. Составить схему «Классификация словосочетаний и предложений».
2. Контрольная работа по разделу. 10 баллов
1.Составление аналитической таблицы «Принципы морфологической классификации частей речи». 2. Составление схемы Основные единицы синтаксиса». 2.Обзор материалов сайтов по проблеме – 5
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ОК-1: З.1 знать базовые направления филологических знаний; ОК-1: З.2 знать теоретические сведения о системе современного русского литературного языка. - Таблица «Структура, уровни и единицы языка». - Участие в деловой игре. - Контрольная работа по разделу.
ОК-1: У.1 уметь анализировать научные исследования в области речевого развития детей и смежных дисциплин и представлять результаты в виде устных сообщений или в виде письменного документа; ОК-1: У.2 уметь проводить отбор и изучение языкового и речевого материала на основе его лингвистического анализа. - Схема «Классификация звуков русского языка» - Таблица «Периодизация речевого развития человека». - Контрольная работа по разделу.
ОК-1: В.1 владеть навыками анализа языковых фактов в конкретной речевой ситуации; ОК-1 В-2 владеть способами интерпретации речевых высказываний, языковых текстов и создания текстов различных жанров в соответствии с задачами профессиональной деятельности педагога-дефектолога. - Аналитическая таблица «Принципы морфологической классификации частей речи». - Схема «Классификация словосочетаний и предложений». - Участие в деловой игре. - Контрольная работа по разделу.
       

 

Модуль 2. Лингвистический анализ произведений детской литературы (24 часа)
Требования к результатам освоения раздела: ОПК-1: З.3; З.4; У.3; У.4; В.3.
Содержание раздела Тема 2.1. Специфика художественного творчества. Понятие о художественном образе. Форма и содержание в литературе. Художественная литература как вид искусства. Художественное произведение как эстетическое целое. Концептуальный уровень литературного произведения. Уровень внутренней формы литературного произведения. Уровень внешней формы литературного произведения. Система русского стихосложения. Стиховая форма поэтического произведения. Родо-жанровая классификация фольклора и литературы. Историко-литературные системы. Тема 2.2. Детская литература. Художественное произведение в восприятии и интерпретации детей. Жанры детского фольклора и литературы. Роль фольклора и литературы в воспитании и развитии ребёнка.
План лекций План семинарских занятий
Лекция 7 Тема 2.1. Специфика художественного творчества. Кол-во часов: 2 План: 1. Понятие о художественном образе. 2. Художественная литература как вид искусства. 3. Концептуальный уровень литературного произведения. 4. Уровень внутренней и внешней формы литературного произведения. 5. Историко-литературные системы. Список литературы: [2; 3; 4; 9; 12] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Художественная литература как вид искусства».   Лабораторно-практическое занятие 4 Тема 2.1. Произносительный и морфемный уровни языка. Кол-во часов: 2 Форма проведения:лабораторное занятие. Изучаемые вопросы: 1. Форма и содержание в литературе. 2. Художественное произведение как эстетическое целое. 3. Система русского стихосложения. 4. Стиховая форма поэтического произведения. 5.Родо-жанровая классификация фольклора и литературы.
  1. Список литературы:
[2; 3; 4; 9; 12] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Родо-жанровая классификация фольклора и литературы».
Лекция 8 Тема 2.2. Детская литература. Художественное произведение в восприятии и интерпретации детей. Кол-во часов: 4 План: 1. Жанры детского фольклора и литературы. 2. Роль фольклора и литературы в воспитании и развитии ребёнка. Список литературы: [2; 3; 4; 9; 12] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Жанры детского фольклора и литературы». Практическое занятие 4 Тема 2.2. Детская литература. Художественное произведение в восприятии и интерпретации детей. Кол-во часов: 4 Форма проведения:семинар. Изучаемые вопросы:
  1. Жанры детского фольклора и литературы.
  2. Роль фольклора и литературы в воспитании и развитии ребёнка.
Список литературы: [2; 3; 4; 9; 12] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Роль фольклора и литературы в воспитании и развитии ребёнка».
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариа ая часть
Тема 2.1. Специфика художественного творчества. 1. Сравнительная таблица «Внутренняя и внешняя формы литературного произведения». 3 балла Тема 2.2. Детская литература. Художественное произведение в восприятии и интерпретации детей. 1. Составить схему «Жанры детского фольклора и литературы». 3 балла 2. Контрольная работа по разделу 10 баллов 1. Составить конспект занятия по сказке К.И. Чуковского– 3. 2. Подбор 3 народных сказок с наглядным материалом и табличками - 5 3. Обзор материалов сайтов по проблеме – 5
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ОПК-1: З.3 Знать основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка в области устной и письменной речи; ОПК-1: З.4 Знать возрастную динамику становления речеязыкового механизма - Участие в деловой игре «Фольклор: прошлое и современность». - Проверка терминологического словаря «Категориальный аппарат филологии». - Проверка таблицы «Внутренняя и внешняя формы литературного произведения». - Индивидуальное собеседование. - Контрольная работа по разделу.
ОПК-1: У.3 Уметь анализировать учебно-методическую документацию, прогнозировать речевое развитие ребенка; ОПК-1: У.4 уметь определять лингвистические особенности речи детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). - Проверка эссе по теме «Мои любимые детские поэты». - Участие в деловой игре. - Групповое собеседование по темам самостоятельной работы. - Контрольная работа по разделу.
ОПК-1: В.3 владеть навыками применения лингвистических знаний в процессе диагностической и коррекционной работы с лицами с ОВЗ.   - Мультимедийная презентация «Использование жанров детского фольклора и литературы в дефектологии». - Видеофрагменты по теме «Инсценировки сказок в коррекционных ДОУ». - Коллоквиум по теме 2.2. - Контрольная работа.
       

 

Максимальное количество баллов по дисциплине 47 (задания инвариантной части) + 45 (выступления на практических занятиях) = 92 балла.



2018-07-06 450 Обсуждений (0)
Темы дисциплины, виды учебной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темы дисциплины, виды учебной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)