Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русский романтизм начала 19 века и его разновидности.



2018-06-29 1035 Обсуждений (0)
Русский романтизм начала 19 века и его разновидности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Романтизм(Р.) – общеевропейское литературное направление, и его возникновение обычно связывают с событиями франц.исории послед.трети 18в. Соц-ист.катаклизмы конца 18 в., связанная с ними Отеч.война 1812г обнажили противоречия жизни, кот-е не поддавались разумному объяснению. Итоги 18 столетия, которое прошло под знаком петровс.преобраз-ий, европеизации рус.жизни, заставляли переосмысливать взаимоотн-я Запада и русского Востока. Чел-к начала нов.столетия в недоумении останавливался перед загадками истории, с разочар-ем замечая несоотв-е м-у целями и резул-ми, стремлениями ч-ка и реальностью. Мир предстал в противоречиях. То, что уже проявлялось в предром-ме – разочар-е в разуме, осознание ненадежн-ти чел-х чувств, изменчивых и текучих, упование на духов.цен-ти – оюострилось в ром-ме. Его расцвета России – 10-20-е гг, но и в 30-х гг он имл свои выдающ-ся достиж-я. Именно в Р. – острое осознаие противор-ти жизни; эта идея приобретала все более универс.хар-р. Сознание рус.ром-ввсе настойчивее обращ-ся к нац-нар-м истокам в поисках новых соц-х, этич-х и эстетич-х опор. Требование от лит-ры народности, нац.самобытности стан-ся общим местом в Р. Жизнь лит-ры приобретает своеобразный хар-р. Это связано с нов.формами сущ-ия лит-ры. Подъем общ-ой жизни вызывает быстрый рост журналистики. Возник-ет много новых журналов. Появляются лит.кружки, которые способствовали эстетич.самоопределению. Также возникают лит.общ-ва.Ведется идейная борьба. В Москве: Дружеское лит.общ-во 1801. В Сп-б:1).Вольное общ-во любителей словесности, наук и худож-в 1801, с перерывами до 1825. 2.) Беседа любителей рус.слова 1811-1816 3)Арзамас 1815-1817 4)Зеленая лампа- лит.филиал декабристского общ-ва 1818-1819. XIX век начался с осознания личности и народа как 2разных и противоположных начал; личные устремления человека и его прир.основа противоречат м/у собой. В 18в уже возникали противопоставления долга и страсти, чувства и разума, но они не захватывали человека целиком; в нач19в человек целиком противостоит миру. Трагич. напряжение м/у ними, попытки сближения ради обретения “потерянного рая” гармонич. цельности человека и мира стали основным сод-м дух.жизни России первых десятилетий 19века. У лит-ры появились новые задачи. Проблема личности и народности, слияние личности и народа мыслилось, в основном, как культурная, а не соц. задача. Перед лит. встала необходимость выработки поэтич. форм, “которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой”. Эта задача сводилась к проблеме нового лит. языка, вокруг которого разгорелись споры. В процессе споров хаотическое сущ.рус.лит-ры обретало более/менее опред.черты; писатели, определяясь идеологически и эстетически в этих спорах, создавали лит. кружки, общества, журналы, в которых шёл процесс кристаллизации эстетических идей, стилей, поэтических форм. В рез-те этих сложных разнонаправленных исканий родилась новая лит-ра, давшая нам Пушкина и Гоголя.

Об ЭСТЕТИКЕ Р. Выделяли в кач-ве первоочередного то субъектив.пафос, то апологию мечты, то волюнтаризм, то двоемирие, то максимализм требований, то видение романтики жизни.Нельзя ск-ть, что все эти приз.Р.исключают др.др, они неплохо уживаются и скорее дополняют представления о романтич-ой эстетич-ой системе, нежели ее разрушают. Р. по своему ведущему методологическому пр-пу противостоял Реализму, который в содерж-ии и формах тв-ва ориент-ся на объектив.действит-ть ч-з самого себя, творца худ-й ценности. С собств-м опытом дух жизни ром-ки соотносили содержание и формы тв-ва. Отсюда проблемы самовыражения и мучений из-за невыразимого, но хранящегося в тайниках души, приобретали для них первостененное значение. Литераторы Р. не идеализировали действ-ть, им было свойств-но неприятие общ-х пороков, и , хотя в их теор.трудах можно было встретить идею тлетворного влияния общ-ва на ч-ка, более значит-ой им представл-сь идея ответс-ти личности за соц.бытие, противостояния нравственно сильной личности порочной толпе, кот-я получала обобщ-ую хар-ку: толпа малодушна, холодна. Но обличит-ый образ толпы выдерж-ся в эмоц-ой тональности не комической, а серьезной. Целям обличения служили трагические коллизии в Р. Трагич-ое мироощущ-е специфично по сравнению с лит-ой классицизма. Обнажается трагизм гибели красоты, любви, духовности под воздействием пошлости и бездуховности. В ром-ой лит-ре признан один вид комич-го – романтическая ирония, в основе кот-й лежит горькая усмешка мечтателя, кот-ый строит воздуш.замки над прозой жизни. Роман-ки признавали еще меланхолическую, грустную полуулыбку чел-ка разочаров-го, но примирившегося с несовершенствами жизни и чел-ой натуры.

Неприятие реал.действ-ти и разочарование в ней было выражено с пом-ю символизации явлений. Обличит-ый, траги-ий, критич-ий смысл несли в себе символы: ночь(обозн.тяжелую мучит-ю жизнь ч-ка, бесперспектив-ть бытия, зло, вражду), символ вечной изменчивости – волна морская, водяной поток; символ бесчувств-ти – камень;символ холод.сердца, неспособного к любви – русалка. Образ куклы и образ маскарада приобр-ют широкий символич-1 смысл, обозначая фальш, лицемерие, двуличие, бездуховность. С этими символами связан типично романтич.прием срывания масок.(в реализме). Романтикам присуще страстное стремление к идеалу, ведь цель иск-ва согласно их теориям закл-ся в постижении абсол-х начал бытия и в проникновении к ним. Сиволы идеального мира в Р.: море, ветер – свобода; звезда – идеал.мир; солнце, луч зари – счастье; весна, утро – нравств.пробужд-е; огонь, розы – любовь. Романтич.система принимала и старинные фольклорные или лит.традиции символики цвета и символики цветов и растений: белый цвет – невинность, нравств-ая чистота(береза, лилия); красный, розовый – цвет любви(розы); черный – печали. Р.знает различные стилевые течения: «готический» стиль, «античный», «древнерусский», «фольклорный», «пантеистически-лирический», «медитативно-филос» идр. В тв-ве Жук, Рыл, Одоевс-го, Пушк, Лерм, Барат, Тютч можно найти образцы этих стилевых течений. Р – выдающееся и своеобразное лит.напр-е, под обаянием кот-го оказ-сь чуть ли не все поэты 1-й пол. прошлого века. Рус.классич.лит-ра в целом и проза и поэзия прошлого столетия проникнуты романтич-м одухотворением.

3. Жуковский – «поэт души и сердца». Литературное наследство Жуковского принято делить на три основные сферы: лирика, баллады, переводы. Одно из первых произведений Жуковского, которое сделало его имя широко известным, был существлённый им перевод в 1802 году элегии Грея «Сельское кладбище».«Сельское кладбище представляет собой размышление о жизни, о судьбах человеческих перед лицом вечного. Предмет стихотворения не сама жизнь, не её события и явления, а мысли о жизни. Хотя Жуковским было написано много посланий, романсов, песен, тем не менее основным жанром его лирики была элегия. Можно выделить несколько наиболее важных для Жуковского аспектов его романтического видения мира: философское осмысление жизни человека на фоне природы; значение искусства ( поэзии, музыки ) в жизни человека; облагораживающая роль любви для духовной жизни человека. Новаторство Жуковского именно в том, что он обратился к лирике, к миру чувств, к некой донкой динамике души чел-кой, отказался от лирической абстрактности, в отличие от того же Карамзина, кот в лирике изображал идеал сострадания. Элегический герой Жуковского не выступает на поприще. гражданском и даже как будто отстраняется от общей жизни эпохи. Романтический герой Жуковского живёт "отражённым светом Бытия" , воспоминаниями о пережитом и предчувствием того, что прошедшее, очистившись и обогатившись в раздумьях поэта, повторится вновь в некоем инобытие. Человек для Жуковского не средство для достижения цели, а сам цель исторического прогресса. Так как между самопознанием личности и её реальными возможностями лежала глубокая пропасть, то личность в поэзии Жуковского принципиально одинокая. Доминирующим мотивом его лирики становится трагедийность жизни. В другой, написанной несколько позже, уже оригинальной элегии Жуковский далек от описательного психологизма. Не случайно критики, рассуждая о его поэтике, не раз говорят о том, что в его стилистической системе зачастую большое значение приобретает символический вечерний пейзаж, спокойная, дремлющая природа, рассуждения на тему смерти,столь характерные для поэтики сентиментализма. С темой трагического существования тесно связаны мотивы тоски и томления, вечной неудовлетворённости и вечного стремления к недостижимому. Об этом говорят даже названия его стихотворений: "Желание"(1810 ), "Мечты"(1810), "Мечта"(1818), "Тоска"(1827), "Стремление"(1827). Мотивы томления и тоски у Жуковского типично романтические, трагедийные, но отнюдь не пессимистические. Для романтика в тоске заключено своё очарование, своё положительное содержание. Тоска сродни мечте, она средство духовного постижения тайного, это счастье несчастных - " Утешение в слезах": "Как вам,

счастливцам, то понять, что понял я тоской?" Жуковский увлекает не конкретным изображением этого мира, часто туманного и зыбкого, а вдохновенным призывом к нему. Пейзаж у Жуковского всегда связан с миром высоким, необыденным. Поэт любит в природе стихийное и таинственное - море , ночь, грозу. Близок Жуковскому и пейзаж тихого вечера или ночи, наводящей на высокие мысли о вечном: “Сойди, о небесная, К нам “ . Один из любимых пейзажей поэта связан с туманом . Его туман сродни всему неопределённому, загадочному в природе.Природа располагается на грани двух миров: земного, человеческого,постигаемого разумом, и ирреального, таинственного, вечного мира мечты, надежд и идеалов . Для деталей, образующих конкретный пейзаж , он отбирает определения, с помощью которых как бы размывается их материальность, пейзаж наполняется таинственными отзвуками, тенями. С другой стороны, у Жуковского пейзаж сопряжён с конкретным психологическим состоянием. Поэт так сливает пейзаж и свое переживание, что между ними возникает интимная связь, не отвлечённо- логическая, а конкретно - психологическая: пейзаж у него превращается в "пейзаж души", и свойства души как бы переносятся на природу. Пейзажная картина Жуковского всегда характеризуется внутренней музыкальностью и сильной внутренней динамикой. Жизнь природы раскрывается через движение и музыку стихий, а в тексте стихотворения - через движение и музыку слов. Особенностью интимной поэзии Жуковского является то, что она автобиографична , расцветает под влиянием чувства к М. А. Протасовой Романтической любви Жуковского свойственны чистое томление и безграничная тоска по возлюбленной, воспоминания о прошлом. Не случайно многие стихотворения о любви написаны Жуковским в жанре песни: " Когда я был любим...", " Мой друг, хранитель - ангел мой..." , " О, милый друг ! теперь с тобою радость !..", "Прошли, прошли вы, дни очарованья !..". Вся любовная лирика поэта делится на две части: написанная при жизни М. Протасовой (основное в ней - объяснение в любви ) и после смерти ( определяющая мысль её - надежда на свидание "там" ) для поэзии Жуковского характерна романтическая идеализация облика и образа возлюбленной. Все эти особенности любовной лирики Жуковского обусловливают внутреннюю уверенность поэта в том, что подлинное человеческое чувство глубже и сложнее его словесного выражения. В целом лирика Жуковского находится у истоков русской поэзии XIX века. Жуковский является родоначальником основных тем русской классической лирики. Кроме того, поэтическое творчество Жуковского - лаборатория русского стиха начала XIX века.

4. Жуковский – балладник. Жуковский и западноевропейская литература. Романтики традиционно интересовались нар культурой и её нац. своеобразием. Среди баллад различались франц нар баллада с особой строфикой и системой рифмовки, англ-е, шотл-е и нем-е нар-е ист-ие песни. Своими обработками народной романтики создали лит балладу с обязательным фантастич или мифологич сюжетом, подчеркнув господство высших сил или Рока. Жанр баллады появился в рус.лит-ре задолго до Ж, но только он придал ему поэтич. прелесть и сделал его популяр.Он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой ром-ма, и в рез-те этот жанр преврат-ся в характернейший знак ром0ма. Гл.эстетич-я тональность баллад Ж – романтика ужасов. Сохраняется меланхолич-я прелесть стихов, но она сущ-ет теперь на почве сюжетов фантастических, трагич-х, странных. Ж развертывает перед чит-ем одну за другой ситуации нравств.падения ч-ка и показ-ет ужасные рез-ты аморализма. Теперь поэт-романтик борется за морал.чистоту личности не путем изображения положительно-прекрасного(элегического)ч-ка, а представляет читателю преступную личность или совершившую к-л нравств.проступок. Ж.создавал свои баллады, когда в России развивался реалистический тип худож.мышления. Жук-м владело настроение разочарования в жизни, кот-я с ранних лет дала ему почувств-ть горечь соц.нерав-ва, сделала несбывшимися молод.мечты о счастье с любимой девушкой. С соц.коллизиями он сталк-ся постоянно: это события зап-европ истории, последств-я франц.рев-ии, декабрист.движ-е. Соц.коллизии, кот-ми ознаменовался нов век, побудили Ж встать на путь этического решения острых проблем. Ж. с самого начала своего балладного тв-ва боролся за нравств чистоту личности. Осн.тема его баллад – преступление и наказание. Ж обличал различ.проявления эгоцентризма. Постоян.герой его баллад – сильная личность, сбросившая с себя нравств.огранич-я и выполняющая личную волю, направл-ую на достижение сугубо эгоистич цели. Согласно Ж.преступление вызвано индивидуалистич.страстями – честолюбием, жадностью, ревностью, эгоистич.самоутверждением. Под влиян.страстей ч-к забывает свой нравств.долг. Но ГЛАВНОЕ в балладахне сам акт преступления,а его последствия – наказание ч-ка.Преступника наказывают в бал.не люди, а высшая сила, природа. Она берет на себя ф-ю мести за преступл-е. Балладный мир Ж.утверждал: в жизни соверш-ся поединок добра со злом, и побеждает добро – нравств.начало. Развернута идея справедливого возмездия. Лл.идея баллад Ж.на тему преступления и наказания – идея торжества нравств.закона. (Далее пару слов про балладу «Мщение» из к.р. Там про рыцаря-паладина.) Среди баллад Ж. особое место занимает цикл о любви: «Людмила», «Светлана», «ленора», «Алина и Альсим», «Эльвина и Эдвин», «Эолова арфа», «Рыцарь Тогенбург». Ж.формировал ту теорию любви, от кот-й отталкивались др.поэты: романтики развивали ее, углубляли, обогащали или показывали образцы ром-х антитез; реалисты пародировали, возражали. Но Ж.принадлежала заслуга создания опр-го эстетич.эталона. Сентим.идеал верной и счастливой любви или любви, прошедшей ч-з испыт-я жизни и нрав-но вознагражденной, значит-но допол-ся в бал-х Ж.новыми нрав-псих коллизиями. Любовь в его бал-х окрашив-ся в трагич.тона. Задача поэта – наставит ч-ка, оказавш-ся в трагич.ситуации утраты страстно люимого. Ж.требует обуздания эгоистич-х желаний и страстей. В бал « Людмила» , расск-ся о девушке, отчаявшейся в возвращении любимого, уверившись в смерти его, она укоряет самого Бога в том, что он не выполнил своего обещания, что ей дан приговор судьбы, лишивший её счастья. Раздаётся ропот на Бога, На Провидение. А ропот этот – непростит грех, явное богоборчество. Даже мать укоряет Людмилу, та же сопоставляет свои беды с адом и раем – слишком высокими понятиями, отчаяние сместило у Людмилы все ценности мироустройства. Как результат – её настигает Рок, в лице всадника, увозящего её на кладбище. Божий Суд всегда торжествует. Страш бал Ж. жизнелюбива.Поэт отдает предпочтение не запредел-му «там», а действит-ой жизни, несмотря на то, что она посылает ч-ку суровые испыт-я. Возьмём другую балладу этого цикла – « Светлана». Здесь за основу взят аналогичный сюжет Бюргера, фабула повторяет «Людмилу», но события принимают иной ход. Итак, Светлана – девушка на выданье, прощается с девичеством, и все её помыслы направлены на жениха. Он одновременно пугает и томит её невинный ум. Дале, Мы видим дорогу, символизирующую жизненный путь Светланы, от счастливого соединения с женихом, до её гибели. Движение осуществляется от Божьего Храма до избушки, бег конец, вьюга, метель, сумерки. ворон – всё это призвано показать настроение и Светланы, и Провидения. Степь, покрытая снегом, и вовсе символизирует саван. И не зря – ведь жених Светланы – покойник. Светлана во власти ночи. Душа Светланы становиться полем борьбы Добра и Зла, внутренние мотивы становятся преобладающими. Светлана поступает не так как Людмила, она не ропщет на Провидение, напротив, со смирением, опасаясь, но всё-таки не теряя веры, молит о счастье. Стоило Людмиле усомниться в Боге, как бесовские силы овладевают её судьбой, Светлане же они не страшны. В награду за неотступную веру Бог спасает её. Её ждёт встреча с живым, настоящим женихом, а не с его обманным призраком. Наступает утро, природа празднует победу. Бал рассказ-ла не только об эпизоде из жизни юной девушки, но предст-ла внутр мир героини. Бал полна жизни, движ-я, и внутр и внеш-го, суеты. Мир бал.динамичен, и душев мир героини подвижен, полон колебаний. Ее чувства пред-но напряжены, ощущ-я обострены, сердце на все отзыв-ся, внимание обращено на неведомое. Бал написана в стремит ритме, динамич-й 4-хстоп.хорей, вызыв-й ассоциац-ю с быстрой ездой чередуется с 3-х стоп., мужская энергич.рифма чер-ся с протяжной женской. Ритмич.рисунок бал.передает торопл.движ-е, динамику молодости, ритмы игр, беготни, скачки. Стиль бал.»Светлана» отлич цвет.гамоой. Любм.нарисована на фоне черной летней ночи. Бал»Св» выдержана скорее в белом цвете, кот-й побеждает страш темноту ночи. Ист-к белого цвета – снег, образ кот-го возник в 1-й строфе. Светлане снится снег. От строфы к строфе переходит образ снега, наполняя бал белизной. Она подкрепл-ся и образами «белого платка», кот-й исп-ся при гадании, стола, покрытого белой скатертью, «белоснежного голубка» и даже «белого полотна», кот-м накрыт мертвец. Также белый цвет ассоц-ся с именем героини: Св-на, светлая, а по-нар-му свет «белый».Белый цвет – символ чистоты и непорочности. Второй цвет в балладе – не черный, а темный.: «темно в зеркале», «темна даль» дороги, «одинокая , впотьмах». Черный цвет страшной балладной ночи, ночи преступлений и наказ-ий, в этой бал.смягчен, высветлен. Только бал.»Св» наполнена «огоньками» - это особ-ть живопис.рисунка. В нем – то светит огонек свечи, то появл-ся свет в распахнувшихся дверях церкви, то в темноте в поле светит огонек из окон избушки. Хотя свеча и церк.символ, но в бал Ж. эта символика имеет второстеп.знач-е(цель поэта не обрисовать обряд, не ассоц-ть душу Св-ны с тающей свечой), для поэта важен чисто худож-ый, живопис-й эффект, и он оказ-ся романтич-м : очень страшно в темной комнате, освеш-ой лишь свечой, жутко входить в одинок-ю, пустую хижину с отчего-то светящимся окном. Специфич.прием сочетан-я темноты со слаб.светом, с какой-то ярко светящейся точкой поэт исп-ет особенно романт-но в сцене гадания, созжается некий романтич фон гадания. Очарование бал – в образе юной, влюбленной Св-ны. Ее страхи рассеялись, она ни в чем неповинна, но поэт, верный своим этич принц-м, предупредил ее против порока самолюбия. Смирись, чел-к, и покорствуй Провидению- вот позиция автора. Баллада Ж. предст собой замкнутую жанровую стрктуру с подвижной фабулой и тягот к философскому осмыслению сюжетов. Человек в балладе чувствовал над собой власть высших сил, однако, выбор, по какому пути идти всегда оставался за ним. Ко времени пребывания Жуковского в пансионе относится и первый перевод его

романа Коцебу "Мальчик у ручья" (Москва, 1801). В 1802 г., в "Вестнике Европы",было помещено им "Сельское кладбище" - перевод или скоре переделка из Грея.Стихотворение обратило на себя всеобщее внимание. Около того же времени Жуковского, в подражание "Бедной Лизе", пишет повесть "Марьина Роща". В 1806г. он отозвался на патриотическое настроение общества "Песнью барда надгробом славян-победителей". В 1808 г. явилась его "Людмила", переделка "Леноры" Бюргера. Успех "Людмилы" воодушевил Жуковского. Переводы и переделкинепрерывно следуют теперь одни за другими. Лучшие его переводы - из Шиллера.

5. Поэзия Кюхельбекера. Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Основные черты его творчества – идеализм и благочестие с мистическим оттенком. Среди основных тем поэзии Кюхельбекера существенное место занимала религия. Разработка библейских мотивов была очень важна для их романтических устремлений. Примечательно, что страницы Ветхого Завета вдохновляли их чаще, чем образы Евангелия, особенно до 14 декабря. Ведь эти книги почитаются не только христианами, но и представителями других религий. Как и другие поэты складывающегося романтизма, они видели в Библии источник высоких тем и образов, близких их идеалам, и в то же время – памятник архаичной эпохи, чью культуру отличают простота и естественность. Плодом этого изучения явился ряд библейских стилизаций Кюхельбекера («Пятая заповедь», «Упование на Бога» и др.). Следует отметить два момента. В Библии Кюхельбекера привлекали образы пророков, провозвестников слова Божия. Он видел в них идеальную ипостась поэта, который «вещает правду и суд промысла, торжествует о величии родимого края, мечет перуны в супостатов, блажит праведника, клянет изверга». Особенно дорог ему был образ псалмопевца Давида. Вторая особенность в интерпретации Библии Кюхельбекером — стремление воспроизвести исторический и национальный колорит древнего памятника. Этому служил намеренно архаизированный язык, который и отражал дух изображаемой эпохи. Архаизмы употреблялись не для придания языку традиционной высокости, а для стилизации. Он писал во всех жанрах: лирические стихи, поэмы, драмы, художественную прозу и литературную критику. Произведения на религиозные темы занимают в творчестве этого периода большое место. Это и поэмы на библейские сюжеты («Давид», «Семь спящих отроков»), и лирические стихотворения, написанные в форме непосредственных обращений к Богу или связанных с церковными праздниками. Религиозное чувство в той или иной степени пронизывает все творчество Кюхельбекера тюремного периода, хотя чувство это отнюдь не становится ортодоксально церковным. Поэзия Кюхельбекера проникнута состоянием покинутости и отчаяния, но благодаря обострению религиозного чувства оно преображается в ощущение единения со всей вселенной. Бог — податель вдохновения — спасает узника от нравственной гибели. Душа человеческая как бы растворяется во вселенной, роднится с ней. Этот примиряющий и возвышающий мотив очень характерен для Кюхельбекера и возникает не только в религиозном оформлении. Мотив бессмертия и единения со всеми, жившими и оставившими этот мир, – характерный христианский мотив. В творчестве заключенных и сосланных декабристов он получил новую силу. Для Кюхельбекера характерен подход к народному мировосприятию как мировосприятию прежде всею христианскому, православному, для которого очень значимы идеи смирения и покаяния. Это ярко проявилось в его опытах по созданию больших проблемных произведений, насыщенных философским содержанием. Можно сказать, что все творчество Кюхельбекера 1830–1840-х гг. проникнуто в той или иной мере религиозным мироощущением. Большинство его поэм написано на историческом материале. Часть их воплощает историю религии: библейские мифы, легенды о первых христианах, евангельские предания («Давид», «Зоровавель», «Семь спящих отроков», «Агасвер»). Эти произведения отражают как религиозные устремления Кюхельбекера, так и его общефилософские интересы, трактовку им исторического процесса. Особенно относится это к поэме «Агасвер» («Вечный жид»).

6. Революционно-романтическая поэзия Рылеева. Кондр.Федор.Рылеев родился 18 сент 1795г. в Петербургской губернии. Отец Р. – мелкопоместный дворянин, ч-к вспыльчивый, был деспотичен в отн-ии к семье и крестьянам. О детстве у Р.сохранились безрадостные воспоминания. В возрасте 6-ти лет Р.был отдан в Петерб-ий кадетский корпус. Именно там зарождается у Р.лит-ые интересы. Выпустившись из корпуса прапорщиком, Р. получил возм-ть осущ-ть свою мечту. Он участв-т в загранич.походах рус.армии. В начале 1814 был выпущен в действовавшую против Наполеона армию, прошел вместе со своей частью Германию, Швейцарию и Францию, несколько месяцев провел в оккупированном союзниками Париже. В конце 1818 вышел в отставку как по идеологич-м, так и по матер-м соображениям. В 1820 Р. переехал в Петербург, где служил сначала заседателем Уголовного суда, а затем правителем канцелярии Российско-америк-й торговой компании. Первые лит выступления Р. относятся к 1820, когда в журн. «Невский зритель» появились его эпиграммы, элегии и сатира на Аракчеева «К временщику», доставившая ее автору шумную известность. В 1821—1823 Р. создал цикл «Дум» — баллад на темы русского исторического прошлого, в 1823—1824 написал поэму «Войнаровский», в 1825 — деятельно работал над несколькими поэмами из жизни украинского казачества XVI—XVII вв. («Наливайко», «Хмельницкий», «Палей»). В 1823—1825 вышли в свет три тома альманаха «Полярная звезда», в кот-м Р. (и сотрудничавшему с ним А. Бестужеву) удалось собрать лучшие силы тогдашней поэзии (Жуковский, Пушкин, Баратынский, Дельвиг и др.). «Полярная звезда» имела огром успех у читателей. 1822 в ряды Северного общ-ва. В тайном общ-ве Р. быстро занял главенствующее положение. Будучи вначале сторонником конституц монархии, Р. позднее сделался убежденным республиканцем, сторонником наделения крестьян землей. После разгрома 14 декабря восстания на Сенатс площади Р. был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. 11 июля 1826 он был приговорен к смерт казни четвертованием, замененной повешением. Утром 13 июля этот приговор был приведен в исполнение. В поэзии Р., как и в его жизни, с исключ-ой силой выразились противоречия, обуревавшие движ-е декабристов. С одной стороны, ей были свойственны безусловно революц-е тенденции, отражающие общий подъем революц-го возбуждения в стране. С другой стороны, для Р. типичны были некоторые иллюзии, реформистские, конституционные. Борьба м-у революц-ми и либер-ми тенденциями идеологии Р. проходит через всю его творч деят-ть. Отдав нек дань легкой поэтике сентим-ой традиции (таковы напр. элегии 1820—1822, отмеченные влиянием Тибулла и Парни), Р. никогда однако не замыкался в узком кругу камерных и интим-х опытов. В его поэзии неизменно жило то «гражданское» содерж-е, тот неизменный интерес к политически-актуальной тематике, которые в конце концов привели его к решительному отказу от традиционнейших тем дворян лирики. В своих посланиях, одах и сатирах Р. явно опирался на Ломоносова и особенно Державина, т. е. на виднейших представителей «гражданского» классицизма, формы и жанры которых считал неизмеримо более адэкватными для своей идеологии, чем камерные и интимные жанры легкой поэзии. «Гражданин» - это клятва борца и обращение к молодому поколению. Стих-е и по стилю и по содерж-ю явл-ся высшей ступенью развития гражд-й лирики Р. В этом стихи Р. обращ-ся к современникам от своего лица, но не как одиночка-индивидуалист, а как представитель декабр-го движения. Его голос звучит уверенно, Р.излагает программу поведения настоящего гражд-на и патриота своего отеч-ва, кот-й должен готовиться к предстоящей борьбе. Это уже не просто вольнолюбивое стих-е, это уже стих-е политич-е, имеющее агитационную силу.

Интерес к истор.и нац.темам свойственен для предром-ма и ром-ма, в декабр-ой поэзии всегда был связан с патриотич идеями гражданственности. У Р.возникает замысел целого цикла стихотв-х рассказов о разных рус.деятелях истории, о боях, подвишах или злодеяниях. Эти рассказы Р.назвал Думами, используя термин, закрепл. в фольклоре. «Думы» (1821-1823) События охватывают период времени с 10-18 века. У «Дум» было неск-ко источников: 1. Р.сам назвал в кач-ве своего предшеств-ка польского поэта Немцевича. От него Р.заимств.только общую тенденцию и форму дум.Однако в отл-ии от “Истх спевов” Немцевича, к которым были приложены ноты, Р создал про-я не для пения, а для чтения. 2. Рус и украинск.фольклор 3.Книги по истории, истор.рас-зы 4. В выборе своих сюжетов и отчасти в разработке их Р. большей частью шел за Карамзиным, автором «Истории Гос-ва российского». Каждая дума имеет название. В названии – имя героя. Истории. творит личность, поэтому на нее следует обратить особое внимание. И задачу Р.можно сформулировать так: показать историю России с 10-18 вв в примерах личностей. Таким обр, история выступает как ср-во воспитания граждан Р изобразил яркие хар-ры нац героев, причем и полож образцы — н-р, Димитрий Донской, Борис Годунов и др., и отрицат — н-р, Святополк Окаянный. “Думы”, несмотря на разнообразие изображённых в них лиц, объединены в художественное целое образом единого героя. Р.не стрем-ся создать образ эпохи, точно передать речь, мысли героя, он создавал обобщенный образ ПАТРИОТА – борца за свободу родины. Издавая в 1825 году сборник “Думы”, Р в предисловии указал, что они предназначались для простого народа, а целью автора было “пролить в народ хоть каплю света”. Таким способом Р пытался пробудить нац чувство в холодных душах нового «племени славян». «Думы» по своей поэтике одновр-но принадлежат и к классицизму и к ром-му;От Классицизма а)дидактизм б)просветит.напр-е, от Романтизма а)особый интерес к истории б)остросюжетное построение в) пр-пы построения хар-в. В тексте Дум имеется историч.справка.И с текстом она соотнесена по пр-пу Часть-Целое, т.е.в тексте представл-ны не все события, связ-ые с героем, не точная достоверность, а в ист.справке мы можем получит достовер.инф-я о герое, событии и др. Анахронизмы – это несовпадение ист.событий с изображаемыми событиями. Яркий пример анахронизма: в «Думе» «Дмитрий Донской: « За вольность, правду и закон» - просветительская идея, а значит, 18 век, а Дм.Донск.личность 14 века. У Р.нет стремления к подлинности, очень ярки черты cубъективизма(романтическое).Т.о. наблюдаем своеобразии «историзма» Р.

7. «Горе от ума» Чацкого. Комедия в критике.Проблематика комедии «ГотУ» основ-ся на противоп-ии «века нынешнего и века минувшего». Лагерю крепостнической реакции, защитникам феод.старины, врагам свободомыслия и просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Он «в противуречии с обществом» - указывает сам Г. Г.первый в рл сумел создать реалистич-ий образ положит-го героя своего времени. Речи Ч. воспринимались как агитационные, как изложение общ-ой программы. В этом смысле еще совр.критика справедливо назвала ГотУ политич-й комедией. Свободолюбие Ч. формировалось в тех же условиях, что и у декабристов. Его биография типична для передовой дворянс.молодежи 10-20гг. Сначала он едет путеш-ть, надолго оставляя Софью, а позднее не задум-сь едет на резкое столкн-е с Фамусовым, хотя понимает, что это грозит ему потерей Софьи. В этом высоком понимании общ-го долга – одна из сильных сторон личности Ч. Ч.попадает в столицу в ту пору, когда когда там зарожд-ся движ-е либералистов, полное вольнолюбивых надежд и свободомыслия. В этой обст-ке и сложились взгляды, стремления и ум Ч. Он интерес-ся лит-рой.Даже в Москву до Фамусова дошли слухи, что Ч. «словно пишет, переводит». Увлеч-е лит-рой было типичным для свободомыслящей дворянск.молодежи. Вместе с тем Ч.увлекает общ-ая деят-ть. У него возникает «с министрами связь». Но ненадолго. В комедии ясно сказано, что с министрами связь закончилась у Ч. разрывом. Таких примеров «неуспеха» по службе у передовых людей из дворянск молодежи было мн-во. Ч.хотел служить, но делу, а не лицам: «Служить бы рад, прсл-ся тошно». После этого Ч.отпр-ся в деревню. Здесь он, по словам Фамусова, «наблажил». Очевидно, это «блажь», приведшая к «оплошному управлению» имением, означала гуманное отн-ие к креп. кркст-ву и прогрессивные хоз.реформы. Возможно, что Ч. подобнл ЕО, гнет барщины «оброком легким заменил». Затем Ч.уехал за границу. На путеш-я стали тогда смотреть косо, как на проявл-е либер-го духа и оппозицион-й независим-ти. Знак-во рус.людей с жизнью, философ-й Зап Евр имело несомненное знач-е для из идейного развития. Но еще до путеш-я за границу Ч.идейно сложился. Высокие стремл-я Ч. проявились задолго до отъезда из Москвы. Его любовь к высокому, вольнолюбие порождены русской действит-ю. Они – выражение его патриотич-х чувств, благород.вражды к барским нравам, к крепостнич-й морали. Подобно самому Грибоедову, он видит «не наслажденье жизни цель», а служение родине. Т.О., Г.впервы в рус лит-ре раскрыл нац-ист истоки рус-го освободит-го движения 20-х гг. В комедии мы встреч-ся уже со зрелым Ч, у него сложившиеся идеи, опред-ые нравств.требования. Ч-гуманист, защитник свободы и независ-ти личности. Рабство, крепостнич-во выз-т в нем резкий, решит-й протест. Антикрепостнич-я идеология Ч противоп-ся в высокой оценке хар-ра, нравств.кач-в закрепощенного народа. В ГотУ сформулирована идея нац.самост-ти рус.народа и решит-но отвергнута мысль о подчинении культур.развития России иноземному влиянию. Резкий протест Ч. вызывает дворянское низкопоклонство перед все иностранным. Патриотич.идеи Ч.воплощали патриотизм передовой молодежи, ее борьбу за нац.самобытность рус.культуры. Вместе с тем в патриотизме Ч. нет ничего ограниченного, враждебного передвой культуре других наций. Он коренным образом отлич-ся от лжепатриот-ма Фамусова. Понятие подлинной чести патриота, истинного сына отечества неразр-но связывалось у Ч. с желанием вольности, с ненавистью к самовластью, к крепостника-вельможам. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных Ч.противопоставляет высокое понимание чести и долга, общ.роли и обяз-й ч-ка. В личности Ч., во всем его психол.облике, в страстной вере в силу убеждения, в пламенном красноречии многое от гражданственного романтизма 20-х гг. Глубоко ошибочно истолкование Ч.как образа «лишнего ч-ка», беспочвенного мечтателя, одинокого протестанта. Сам Ч.чувствовал себя чел-м «нынешнего» века и не осознавал себя одиноким. В своем монологе «А судьи кто?» он выступает от лица своего поколения, нового поколения. За Ч.стояло целое поколение передовой рус.молодежи. Романтич.вольнолюбие Ч, его вера в людей, в силу разума, в близость свободы сталкиваются с реальной крепостнич-й действит-ю, со страшным миром Фамусовых и Молчалиных. С горячим сочувствием раскрывает автор личную и общ-ю драму своего героя. Чютерпит горе от своего ума, глубокого в своем критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру Фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей и методов борьбы за преобразование действит-ти. Он был подлинным представителем века Просвещения и причины уродливости жизни видел в неразумности общ-ва. Он верил в то, что крепост.строй можно изменить и исправить воздействием благородных, гуманных идей. В общ-ой драме Ч отразилась слабость дворянского освободительного движения. Горе от ума испыт-т не только Ч. Чацкие наносят страшный удар своими облмчениями Фамусовым и Молчалиным. Спокойное и беспечное существ-е фамус-го общ-ва кончилось. Его паразитический эгоизм обличили, его философию жизни осудили, против него восстали

 

 

8. Своеобразие драматического конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума».ГОНЧАРОВ: ГотУ-комедия реалистическая. Главенств-м в комедии остается любовн интрига, как и в классиц.ком. НО любов интрига у Г.ок-ся перестроенной. Все персонажи у Г.выстроены на некой иерарх лестнице и меняются местами. И вместо того, чтобы показать борьбу соперников в любов.треуг-ке, все перс-жи оказ-ся в положении постоянной перемены.Они все равны перед судьбой. Обычно в комедии класс-ма на пути любящих – препятствие, приэтом героиня добив-ся своего и в итоге – счастливый исход и героиня остается с положит-м героем. Но у Г. все запутаннее: героиня обманывает отца(как и в класс-ме) и в итоге оказ-ся обманутой сама(!) Нет счастливого финала, нет борьбы(!) Конфликт в класс-ме брался из частной жизн(а значит – пр-п симметрии: рав-во действ.лиц, повторы) В ГотУ – «народ действующих лиц». Число внесценич-х перс-й – 45. У Г.-новый тип конфликта – все против одного.=>трагичность конф-та. Новаторство Г. в том, что его конфл-к двойственен. Еще Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Две комедии как будто вложены одна <



2018-06-29 1035 Обсуждений (0)
Русский романтизм начала 19 века и его разновидности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русский романтизм начала 19 века и его разновидности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1035)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)