Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монада (Эмблема “Великого Предела”)



2018-07-06 342 Обсуждений (0)
Монада (Эмблема “Великого Предела”) 0.00 из 5.00 0 оценок




ЧАСТЬ 2.

ФИТОТЕРАПИЯ ТЯЖЕЛЫХ, РЕДКИХ И РАСПРОСТРАНЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.

I. ВВЕДЕНИЕ

 

Итак, дорогой читатель, мы приступаем ко второй, центральной теме нашего курса - «Фитотерапия тяжелых, редких и распространенных заболеваний».

В одних случаях, как например, в онкологии, максимальный успех достигается в союзе с другими средствами клинической медицины (операция, химио – и лучевая терапия). Ну, а в большинстве случаев, фитотерапия справляется с заболеванием самостоятельно. Объясняется это тем, что природа не самоубийца. И создавая какой-нибудь яд, вирус и т.п. она же создает и противоядие. Иначе природа могла бы погибнуть от собственного изобретения. Но, к сожалению, в природе появился и новый творец всевозможных «продуктов цивилизации» - человек. В секретных лабораториях хранятся штаммы новых «рукотворных» вирусов. Широкое распространение получила генная инженерия, ГМО, всевозможные усилители вкуса, красители и т.д.

Еще 30-40 лет назад рак был прерогативой старшего поколения, где-то от 60 лет и выше. Сейчас им болеют уже младенцы, что уж говорить о старших поколениях. Причем у молодых процесс заболевания, как правило, протекает очень быстро, носит «ураганный» характер. Конечно, с такими заболеваниями фитотерапии справиться очень трудно. Но и здесь она старается не сдавать позиций, и часто побеждает самые тяжелые заболевания.

Наш курс, в этой части, будет построен по следующему сценарию.

Сначала, мы совершим небольшой экскурс в древнюю китайскую медицину. Немного поговорим об органах, их расположении, взаимосвязи и тех энергетических процессах, которые происходят в них в течении суток. Коснемся вопроса колебательных процессов, протекающих как внутри человека (биоритмы и т.д.), так и вне его (фазы луны и т.д.). Поговорим о влиянии этих процессов на самочувствие пациента.

Затем сделаем краткий поверхностный экскурс в вопросы диагностики.

И наконец, приступим к рассмотрению отдельных классов заболеваний и конкретных заболеваний. Дадим краткий анатомический обзор, примерный список анализов для определения заболеваний, и наконец, приступим к описанию фитотерапии патогенеза как всего класса заболеваний, так и отдельных конкретных заболеваний. Курс по каждому классу заболеваний будет сопровождаться конкретными экзаменационными вопросами. В отдельных случаях надо будет написать реферат. Отдельные лекции прочтут «вживую» наши преподаватели.

 

 

Глава 1. Краткий экскурс в древнюю Китайскую медицину.

Древние китайские врачеватели не могли заниматься анатомическими исследованиям. Тем не менее, их знания анатомии были довольно глубокими. Медицина строилась на понятиях иньских и яньских органов, их взаимодействии с внешней средой. Даже краткое изложение основ китайской медицины заняло бы слишком много места. Поэтому, кратко описав ее основные принципы и терминологию, остановимся только на одном аспекте, который может иметь для нас практическое значение. Остальных же отошлем к многочисленной литературе по этому вопросу, например к книге (1) или реферату нашей слушательницы (2), из которой взят приведенный ниже материал.

Предисловие

Китайская медицина - понятие известное практически каждому человеку. В то же время в отличие от современной европейской, этот вид медицины до сих пор остается загадочным и неизученным в полной мере. Это, в свою очередь, привлекает к нему особое внимание, так как последователи этого направления пропагандируют особые методы лечения, которые в корне отличаются от современных.
Китайская медицина возникла в далекой древности. Принято считать, что ее основателями являются Шень Нун и Фу Си. Шень Нун испытывал лечебные свойства растений, в то время как Фуси изготавливал иглы. Так появились фитотерапия и иглоукалывание, которые, до настоящего времени, являются основны-

ми методами Китайской медицины.

 

Медицина Китая в течение более чем двух тысячелетий накопила богатейший опыт по эффективной диагностике и лечению многих заболеваний. Её идеология поражает разительным контрастом с западной медицинской наукой. Древние китайцы видели в человеке микрокосмос окружающей Вселенной, в котором, как они считали, действуют те же силы, что и в макрокосмосе., считали себя частью единого нераздельного целого - Дао, единственной относительной непрерывности, существующей внутри и снаружи. Древнекитайская медицина созвучна с квантовой физикой, предполагающей, что мы существуем в относительной Вселенной и нет “объективного” мира, отделимого от живых субъектов. В отличие от западной тенденции к резкому разграничению определений, китайская философия не проводит чётких границ между покоем и движением, временем и пространством, сознанием и материей, болезнью и здоровьем и преодолевает иллюзию обособленности, выстраивает взаимообусловленную модель неразрывных связей в замкнутой цепи. Мир рассматривается как симбиоз, в котором каждая живая система взаимодействует со всеми остальными и они поддерживают друг друга. В китайском медицинском языке для определения свойств того или иного органа, используются метафоры, заимствованные из природы, например: Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода или Ветер, Тепло/Жар, Влажность, Сухость, Холод. Конечно, данные метафоры предназначены для того, что бы описать свойства того или иного органа, как аналогичные свойствам данной метафоры. Такое космологическое описание человеческого существования лишь подтверждает мысль, что процессы, происходящие во внешнем мире, действуют и внутри человека.

 

В классическом медицинском труде Древнего Китая “Хуан-Ди Ней Цзин” (II в. до н.э.) говорится: “Сохранение порядка, а не исправление беспорядка является высшим принципом мудрости. Лечить заболевание после того, как оно уже возникло, всё равно, что копать колодец, когда захотелось пить....”. (см. статью К.А.Трескунов, М.А.Горошетченко «Адаптация и здоровье».)

Традиционных китайских врачей учат Даосу - искусству жить, лечить и поддерживать здоровье, основным их инструментом являются иглы, а лекарством - лечебные травы. Традиционная медицина стала обязательной составной частью в подготовке врачей в современных медицинских учебных заведениях Китая. В китайских больницах отведены отдельные этажи под традиционную и западную медицину, и врачи определяют, что больше больному подходит, а в некоторых случаях применяют совокупность обеих систем.

Главными лечебными методами древней китайской медицины являются акупунктура, т.е. воздействие на биологически активные точки и фитотерапия.

 

Теория Инь-Ян

 

В основе практической медицины Древнего Востока лежит философское учение о том, что в картине мира реален только поток превращений, бесчисленных метаморфоз в которых непрестанно и вечно обновляется весь мир. Ни один момент времени ни похож на другой. Ничто в мире не существует обособленно, в отрыве друг от друга и, более того, связи между вещами определяют положение самих вещей. Таким образом, даже самая малая вещь имеет во вселенной своё переплетение с другими вещами.

Мудрецы древнего Китая говорили: ”Вся тьма вещей как раскинутая сеть, и в ней не найти ни начала, ни конца”. Реальный мир китайские мудрецы определили как Хаос, под которым понимается бесконечное богатство разнообразия, и для описания взаимодействия всех вещей во вселенной сложилось логически последовательное учение о двух мировых силах: силы Ян, символизирующей мужское, светлое, деятельное начало, тепло, и силы Инь, символизирующей женское начало, тьму, покой, холод.

Основные противоположные свойства Ян и Инь символизировались древними философами как огонь (Ян) и вода (Инь), т.е. Ян по своим свойствам подобен огню и характеризуется признаками: светлое, горячее, направленное вверх и наружу. Инь по своему свойству подобен воде и характеризуется признаками: тусклое, холодное, направленное вниз и внутрь. Отсюда следует, что в природе всё, обладающее покоем, холодное, медленное, имеющее пониженную функцию относится к Инь, всё что имеет противоположные характеристики: подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, имеющее повышенную функцию - относится к Ян.

Это философское учение легло в основу практической медицины Древнего Востока.

Основные утверждения теории Ян и Инь позволяют описать мир во всём его многообразии, а также сложные физиологические и патологические явления в организме.

Гармония Ян и Инь изображается в виде круга, который разделяется волнистой линией на светлую и тёмную половины. Внешняя окружность символизирует смешение всего в круговороте мирового Хаоса. Волнистая линия обозначает взаимное вытеснение и взаимное порождение Ян и Инь. Светлая точка на тёмном поле и тёмная точка на светлом поле означают соответственно присутствие Ян внутри Инь и присутствие Инь внутри Ян. Кроме того, эта эмблема (монада) ориентирована в пространстве и во времени: Ян зарождается на северо-востоке в зимнюю пору и достигает расцвета летом, а Инь рождается на юго-западе, т.е. в конце лета, и достигает кульминации зимой, т.е. на севере

Монада (Эмблема “Великого Предела”)

ВзаимопревращениеЯн и Инь означает, что при определённых условиях каждое из двух начал внутри предмета может превратиться в противоположность. Так, например, после продолжительной высокой температуры может произойти резкое ее понижение, что вызывает ощущение холода в конечностях, нитевидный пульс, бледность кожного покрова, т.е. развиваются симптомы, указывающие, что фактор Ян, вызвавший болезнь, переходит в фактор Инь. И к этому новому состоянию должно быть применено уже другое лечение.

Таким образом, все виды отношений Ян и Инь: взаимоотрицание,взаимосвязанность,взаимообусловленность,взаимопревращаемостьсоздают многообразие постоянно меняющегося мира, его единство и гармонию и их взаимовлияние является и причиной, и следствием.


Применение теории Ян и Инь в медицине

 

Согласно теории Ян и Инь в человеческом организме различают:

Þ анатомические (морфологические) структуры - Инь, а их функции - Ян.;

Þ деятельность организма - Ян, а пищевые вещества - Инь;

Þ Инь сохраняется внутри и является материальной основой для Ян.

Древневосточные врачи, обладая, казалось бы, примитивными знаниями, сумели на основании различных изменений на поверхности тела выявить функциональные связи всего организма в целом, и это не утратило своего значения до настоящего времени. Так, например, нельзя оспаривать функциональные связи между почками и мочевым пузырём, между печенью и желчным пузырём, между желудком и толстой кишкой.

Использование теории Ян и Инь в китайской традиционной медицине является обязательным при диагностике патологии и при выборе методов лечения. Применительно к современной западной медицине, восстановление нарушенного равновесия (гармонии) между Ян и Инь является задачей восстановления гомеостаза путём стимуляции защитных сил организма и может быть использована в современной медицине как модель целостного подхода к человеческому организму, как диалектический подход к пониманию состояния здоровья и болезни.

Табл. 1 Соотношение Ян и Инь

 

  Ян Инь
Вселенная солнце Луна
Времена года лето Зима
Сутки день(6-18) ночь (18-6)
День утро Полдень
Ночь вторая половина ночи первая половина ночи
Метеофакторы жара ветер холод влажность
Организм в целом функциональная активность анатомические структуры
Анатомические структуры кожа подкожная клетчатка   Внутренние органы мышцы Кости
Наружная поверхность тела наружная поверхность конечностей спина верхняя часть туловища (выше талии)   внутренняя поверхность конечностей грудь, живот нижняя часть туловища (ниже талии)
Внутренние органы Фу органы Чжан органы
Отдельные органы Ян составляющая органа Инь составляющая органа
Функциональная активность организма повышена Понижена
Температура тела повышена Понижена
Обмен веществ повышен Понижен
Артериальное давление повышено Понижено
Состояние вегетативной нервной системы симпатикотония Ваготония
Цвет кожного покрова Гиперемированные Бледные
Цвет мочи жёлтая Светлая
Характер стула спастический запор Диарея
Количество слюны сниженное Гиперсаливация
Отношение к температуре окружающей среды непереносимость жары предпочтение холода непереносимость холода предпочтение тепла
Продукты питания мясо, орехи Арбуз
Вкус продуктов и трав при фитотерапии. острый сладкий кислый горький
Другие качества продуктов и трав теплые сухие холодные жидкие

 

Как рассматривалось выше, в основе нормальной деятельности организма находится уравновешенное состояние между Ян и Инь, их гармония. Нарушение этой гармонии ведёт к патологии, которая проявляется в усилении или в ослаблении того или иного начала Ян или Инь.

Все процессы, происходящие в организме человека, и стадии жизни (зачатие, рождение, рост, упадок и смерть) можно описать с помощью Инь-Ян . Например:

Юность –Ян, поздние дни –Инь; При вдохе грудная клетка расширяется – фаза Ян, выдох – фаза Инь. Активность человека –Ян, расслабленность, отдых –Инь.

Инь – это материальная основа, ткань для преобразующей силы Ян, которая реорганизует и регенерирует. Пища (Инь) преобразуется в процессе обмена вещества (Ян) в иное вещество и энергию (тепло и метаболическая активность. Внутренние органы тела, защищённые от внешних воздействий, являются Инь по отношению к коже и мускулам, находящимся снаружи, –Ян.

Нижняя часть тела соприкасается с землёй, как бы уходит в неё корнями, - это Инь, верхняя часть тела – Ян. Переднюю часть тела можно защитить руками, сложенными на груди и прижатыми к животу ногами (Инь), тогда как задняя часть тела остаётся относительно открытой (Ян).

Внешняя поверхность человеческого тела (кожа, волосы, поверхностные нервы и кровеносные сосуд) – Ян, внутреннее строение (внутренние органы, кости, головной и спинной мозг) – являются основой жизнедеятельности –Инь.

Внутренние органы дифференцируются на полые - Ян (Желудок, Желчный пузырь, Тонкий кишечник, Толстый кишечник и Мочевой пузырь), которые выполняют функции пищеварения и выделения и плотные (монолитные) - Инь (Сердце, Печень, Селезёнка, Лёгкое и Почка), которые выполняют функции ассимиляции и хранения.

Плотные органы можно сравнить со скалой, которая поглощая свет, хранит его энергию в виде тепла, а полые органы можно сравнить с колесом водяной мельницы, которое способно преобразовывать движение воды в рабочую энергию. Сравнение достаточно ярко показывает, что нагретая скала не может работать, а водяное колесо само не может накапливать энергию.

Но всегда следует помнить, что Инь и Ян относительные, а не абсолютные обозначения: Сердце – плотный орган, а значит Инь, тем не менее, преодолевает сжатие при выталкивании крови через сосуды и поэтому Ян. Таким образом, существует и такое понятие, как Ян в Инь. Другими словами, можно сказать, что каждый орган имеет две составляющие Инь и Ян. Например: Ян и Инь Сердца (Ян в Инь и Инь в Инь); Ян и Инь Желудка (Ян в Инь и Инь в Ян) и т.д. Это очень важно для понимания синдромов поражения органов, а следовательно для правильной диагностики и лечения. Сразу же следует отметить, что соотношение Ян и Инь в различных органах не одинаковы.

Даже краткое изложение основ китайской медицины заняло бы слишком много места. Поэтому, остановимся только на одном аспекте, который может иметь для нас практическое значение. Остальных же отошлем к многочисленной литературе по этому вопросу, например к книге (1)и реферату нашей слушательницы (2), из которых взят приведенный ниже материал.

Согласно древнекитайскому учению, в организме человека имеется 10 (условно 11 или 12) «главных» органов. Главные органы подразделялись на «иньские» и «яньские». Первые (плотные) назывались «цзан» («сокровищницы»), вторые (полые) «фу» («мастерские»).

В соответствии с теорией 5 стихий выделялось пять органов – цзан - печень, сердце, селезенка, легкие, почки и 5 органов фу – желчный пузырь, тонкая кишка, желудок, толстая кишка, мочевой пузырь. Эти органы функционально объединяются попарно, и каждая пара символизируется отдельной стихией

 

Табл. 2

Попарная связь органов в китайской медицине.

 

Стихии Дерево Огонь Почва Металл Вода
Органы Цзин Печень Сердце Селезенка Легкие Почки
Органы фу Желчный пузырь Тонкая кишка Желудок Толстая кишка Мочевой пузырь

 

Исследуя эту теорию с точки зрения современной медицины, В.Г,Вогралик Э.С.Вяземский в книге «Очерки китайской медицины» пишут, что пара «сердце-тонкая кишка» связана со всей сердечно-сосудистой системой организма; «селезенка-желудок» - с пищеварительной системой; «легкие-толстая кишка» - с дыхательной системой; «почки-мочевой пузырь» - с мочевыводительной и гормональными системами; «печень-желчный пузырь» - с центральной, вегетативной и периферическими нервными системами (3)

Древнекитайские медики выделяли еще одну функциональную пару, в дополнении к указанным пяти. Это система также подразделялась на «иньскую» - «три обогревателя» и «яньскую» - «управитель сердца». Таких понятий европейская наука не знает. По всей вероятности, это более высокий по иерархии и структуре орган, являющийся как бы функциональным объединением нескольких органов.

Три обогревателя (три очага, «тройной обогреватель») по сути представляет собой некую трехчастную систему в организме, выполняющую функции координирования и регулирования деятельности «главных органов». Кроме того, каждый из обогревателей обобщает функции соответствующей группы этих органов, располагающихся в одной из частей тела. Верхняя часть находится выше диафрагмы и включает в себя сердце и легкие. Средняя часть находится между диафрагмой и пупком и включает селезенку, желудок, печень, желчный пузырь. Нижняя часть находится ниже пупка и включает почки, мочевой пузырь, толстую и тонкую кишки.

В «Нань цзине» о «трех обогревателях» говорится следующее:

«Три обогревателя представляют собой дорогу для воды и пищи, они являются заверешением и началом жизненных сил – ци»

«Три обогревателя – это внешний чертог – фу, который рассматривают как источник жизненных сил ци. Здесь пребывают и получают управление все жизненные силы – ци. Три обогревателя имеют название, но не обладают формой.

«Управитель сердца», с одной стороны, также имеет название, но не «обладает формой», а с другой стороны – это «сосуд, охраняющий сердце», то, что в современной медицинской литературе называется «перикардом». Основной функцией перикарда является предохранение сердца от чрезмерных растяжений при сокращениях. С его помощью осуществляется рефлекторная регуляция работы сердца и, как следствие, всей системы кровообращения.

Можно предположить, что древние китайские медики, не имея возможности, препарировать как тело, так и отдельные органы, не могли предусмотреть всех тонкостей устройства тех или иных органов. Отсюда и неопределенность выделения перикарда.

Примерно тоже самое могло произойти и с «тройным обогревателем». Карп Абрамович Трескунов считает таким органом двенадцатиперстную кишку. Он называет ее «Органом регуляции организма», а заболевания, связанные с заболеванием двенадцатиперстной кишки – болезнь «БОРО», т.е. «Болезнь органов регуляции организма»

По мнению древнекитайских медиков именно «главные» органы, составляющие 6 функциональных систем, определяют целостность организма, что выразилось в учении о замкнутом круге циркулирования по органам внутренней энергии – пневма-ци.

Для каждого органа время суток максимальной активности измеряется двойными часами. 1-цикл время с 23 до 1 часа ночи (желчный пузырь), 2-й с 1.00 до 3.00 и т.д. Во время, диаметрально противоположное по схеме данному, орган будет обладать минимальной активностью.

 

 

 

Рис.2 Схема движения пневма-ци, по органам человека

 

Таким, образом, можно сказать, что если в определенное время суток пациент испытывает недомогание, оно может быть связано органом максимально (или минимально) активным в это время.

 

 



2018-07-06 342 Обсуждений (0)
Монада (Эмблема “Великого Предела”) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Монада (Эмблема “Великого Предела”)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)