Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Краткий методический комментарий.



2018-06-29 196 Обсуждений (0)
Краткий методический комментарий. 0.00 из 5.00 0 оценок




При обработке первичных данных, нами использовался факторный анализ, с помощью которого были выделены основные группы признаков, дифференцирующих электорат по фактору социально-политической активности.

Соответствующие данные представлены ниже (см. табл. 1).

Факторный анализ методом Главных компонент с дополнительным вращением по методу Варимакс позволил выявить скрытые связи между разными признаками (например, между полом, достатком и электоральной активностью), в комплексе с другими обстоятельствами, влияющие на уровень и интенсивность политизации и, через это, – на электоральное поведение. При этом, именно они являются доминирующими. Дело в том, что “впрямую”, непосредственно, эти связи не выражаются, однако вместе с другими обстоятельствами способны играть ведущую роль.

Ценность полученных результатов, которые будут приведены ниже (см. табл. 1), в том, что они вскрывают латентные связи между объективными социально-демографическими признаками, – такими, как пол, возраст и доход, – и оценкой людьми ситуативных элементов своей жизни. Если смотреть только результаты корреляционного анализа и таблиц кросстабуляций, то по различным причинам (например, из-за малого количества опрошенных, попавших в те или иные социо-профессиональные, социо-территориальные или социо-демографические группы при выборке, репрезентирующей население в целом) ряд связей могут выглядеть слабыми и статистически незначимыми. То есть, в действительности связь между признаками может быть, а может и не существовать. Но полученные результаты факторного анализа, тем не менее, показывают нам, что два социо-демографических и один социо-стратификационный признак, – а именно, пол, возраст и доход, – в совокупности с другими обстоятельствами достаточно определенно влияют на отношение избирателей к политическим партиям и их электоральные симпатии. Вопрос о том, каково это влияние – требует более тщательной проработки.

Поясним сказанное на следующем примере. Если, допустим, в рекламном обращении, приуроченном к выборной кампании будет напрямую утверждаться, что данная партия «X» существует именно для женщин, то, наверное, женщины вряд ли на это отреагируют повышением электоральной активности. Но мы можем затронуть какие-то значимые для женщин жизненные обстоятельства (допустим, подчеркнуть, что партия «X» активно способствует расширению сети недорогих детских садов и после ее попадания в парламент в семьях отпадет необходимость выбора: «работа или ребенок»). В этом случае, поскольку чаще из-за детей жертвуют карьерой именно женщины, возможно, такая реклама сработает именно на привлечение внимания женской части электората к данной партии.

Итак, перейдем к непосредственному рассмотрению итогов факторного анализа (табл. 1).

Что можно сказать по поводу принципов дифференциации электората?

Прежде всего, из данных корреляционной матрицы видно, что в случае политической ангажированности, отечественные избиратели проявляют практически одинаковый интерес ко всем трем партиям (и к ЕР, и к КПРФ, и к СР). На это указывает высокий уровень взаимных корреляций между признаками #15, #16 и #17.

Таблица 1

Сводная таблица результатов факторного анализа

Матрица парных корреляций между признаками (где #1 - #24 – номера признаков)   # 1 # 2 # 3 # 5 # 15 # 16 #1 1.000 #2 0.662 1.000 #3 0.129 0.132 1.000 #5 0.177 0.194 0.077 1.000 #15 0.077 0.064 0.076 0.048 1.000 #16 0.024 0.001 0.035 0.021 0.448 1.000 #17 0.044 0.057 0.038 0.030 0.526 0.564 #20 0.062 0.099 0.019 0.002 0.031 0.026 #21 0.125 0.117 0.071 0.104 0.071 -0.029 #24 -0.126 -0.140 -0.042 -0.202 -0.132 -0.034   # 17 # 20 # 21 # 24 #17 1.000 #20 0.017 1.000 #21 0.051 0.087 1.000 #24 -0.054 -0.165 -0.342 1.000    
Построенные факторы (фактор – столбец; признак - строка)
  #1 - Экон. сит. в обл #2 - Экон. сит.в р-не #3 - Динамика региона #5 - Адаптированность #15 - Симпатии к КПРФ #16 - Симпатии к «ЕР» #17 - Симпатии к «СР» #20 - Пол #21 - Возраст #24 - Мат. положение фактор 1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор 5 0.527 0.562 0.431 0.138 0.106 0.529 0.579 0.411 0.166 0.097 0.249 0.159 0.134 -0.333 -0.879 0.327 0.314 -0.080 -0.496 0.283 0.651 -0.459 -0.020 -0.023 -0.007 0.572 -0.585 0.084 0.040 0.031 0.644 -0.557 0.050 0.012 0.045 0.193 0.156 -0.339 0.750 -0.246 0.331 0.299 -0.586 -0.143 -0.041 -0.414 -0.287 0.628 0.068 -0.092
   
  #1 - Экон. сит. в обл #2 - Экон. сит.в р-не #3 - Динамика региона #5 - Адаптированность #15 - Симпатии к КПРФ #16 - Симпатии к «ЕР» #17 - Симпатии к «СР» #20 - Пол #21 - Возраст #24 - Мат. положение фактор 6 0.152 0.098 -0.083 -0.643 0.052 -0.072 0.043 -0.416 0.470 -0.010 фактор 7 0.024 0.023 0.052 -0.215 0.117 -0.038 -0.114 -0.157 -0.457 -0.563 фактор 8 0.023 0.010 0.039 -0.047 -0.556 0.448 0.068 -0.047 0.013 -0.133 фактор 9 0.117 -0.105 -0.020 0.008 0.193 0.328 -0.489 0.001 0.067 0.058 фактор 10 0.390 -0.398 0.006 0.011 -0.040 -0.078 0.105 0.024 -0.024 -0.015
таблица 1, продолжение
Дисперсия фактора (строка 1) и ее вклад в суммарную дисперсию (в процентах, строка 2)   фактор 1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор 5 строка 1 2.211 1.835 1.242 0.993 0.947 строка 2 22.109 18.345 12.424 9.928 9.466   фактор 6 фактор 7 фактор 8 фактор 9 фактор 10 строка 1 0.857 0.629 0.539 0.417 0.331 строка 2 8.574 6.285 5.387 4.169 3.313  
Варимакс вращение. Количество итераций 4
  #1 - Экон. сит. в обл #2 - Экон. сит.в р-не #3 - Динамика региона #5 - Адаптированность #15 - Симпатии к КПРФ #16 - Симпатии к «ЕР» #17 - Симпатии к «СР» #20 - Пол #21 - Возраст #24 - Мат. положение фактор 1 0.009 -0.008 0.012 0.007 0.202 0.942 0.283 0.011 -0.021 -0.011 фактор 2 0.930 0.351 0.050 0.069 0.030 0.008 0.012 0.021 0.047 -0.044 фактор 3 -0.053 -0.046 -0.031 -0.041 -0.030 0.024 -0.026 -0.036 -0.981 0.170 фактор 4 0.023 0.049 0.007 -0.006 0.011 0.013 0.004 0.995 0.037 -0.082 фактор 5 -0.059 -0.061 -0.996 -0.034 -0.036 -0.014 -0.013 -0.007 -0.032 0.013
 
  #1 - Экон. сит. в обл #2 - Экон. сит.в р-не #3 - Динамика региона #5 - Адаптированность #15 - Симпатии к КПРФ #16 - Симпатии к «ЕР» #17 - Симпатии к «СР» #20 - Пол #21 - Возраст #24 - Мат. положение фактор 6 -0.078 -0.090 -0.033 -0.989 -0.018 -0.008 -0.010 0.006 -0.041 0.097 фактор 7 0.048 0.056 0.013 0.093 0.063 0.011 0.016 0.077 0.166 -0.973 фактор 8 -0.031 -0.022 -0.032 -0.016 -0.945 -0.204 -0.258 -0.010 -0.027 0.058 фактор 9 -0.011 -0.024 -0.011 -0.009 -0.240 -0.265 -0.923 -0.004 -0.021 0.014 фактор 10 -0.343 -0.925 -0.051 -0.077 -0.022 0.008 -0.025 -0.040 -0.041 0.050

 

Условные обозначения таблицы 1 (полные наименования признаков): #1 - Оценка экономической ситуации в области #2 - Оценка экономической ситуации в районе #3 - Социально-экономическая динамика региона за последние годы #5 - Степень адаптированности человека к современной жизни #15 - Симпатии к КПРФ #16 - Симпатии к «Единой России» #17 - Симпатии к «Справедливой России» #20 - Пол респондента #21 - Возраст респондента #24 - Качественная самооценка респондентом своего уровня материального положения.

 

На основе вычисленной корреляционной матрицы рассчитывались обобщенные факторы признаков, характеризующих устойчивость и лежащих в основе схем образования электоральных групп.

Первый фактор. Этих людей кратко можно охарактеризовать как «бедные, политизированные, уважающие власть (в смысле, начальников), социальные пессимисты».

Его основу составляют люди: социально активные, политизированные, при этом их политизированность отрицательно коррелирует с материальным положением (то есть, про людей, составляющих этот фактор можно сказать, что чем они беднее, – тем активнее и политизированнее). В этом факторе высок вес тех, кто политизирован и считает, что экономическая ситуация как в области, так и в районе их непосредственного проживания – кризисная; те, кто экономически неуспешен и, при этом, не нашел своего места в современной жизни. К тому же, в этой группе относительно велика доля людей старших и пожилых возрастов. Консолидирующим признаком в этом факторе выступают симпатии или доверие «Единой России».

Эти – ходят на выборы и, при этом, голосуют за какие-то политические силы или их конкретных представителей (в основном, за КПРФ, ЕР и СР). При этом, они склонны ориентироваться в своем электоральном поведении, соизмерять свои электоральные симпатии с эталоном, которым им служит что-то позитивное, связанное с «Единой Россией».

В общей численности электората обследованной территории их 22%.

 

Второй фактор – «бедные, политизированные, не уважающие власть (в лице начальников), социальные пессимисты».

В этот фактор вошли с наибольшими весами признаки, таких респондентов, о которых можно сказать, что они абсолютно подобны предыдущим (описанным выше), но только их сильная политизация отрицательна. Основную тенденцию характерного для них идеологического настроя можно обозначить одной фразой: «Я плевал на ваши выборы». Единственное отличие этой группы от предыдущей, пожалуй, в том, что в нее входит большее число людей относительно молодого возраста. В плане электоральной активности, эти люди могут с равной вероятностью как прийти на избирательные участки, так и не прийти. Однако, в отношении них существует довольно высокая возможность того, что, придя на выборы, они будут голосовать протестно (или против всех, или за тех кандидатов или партию, которые будут на данный момент ассоциироваться с какой-либо неофициальной оппозицией). При этом, они склонны ориентироваться в своем электоральном поведении на экономическую ситуацию, сложившуюся в их в области, соизмерять свои электоральные симпатии с эталоном, которым им служит что-то, связанное с такой ситуацией.

В общей численности электората их 18%.

 

Третий фактор – «богатые, успешные и циничные».

В него вошли состоятельные, относительно более молодые люди, деполитизированные до полной индифферентности к политике. По большей части, – это мужчины. Они оценивают положение дел в своем городе и области как крайне неудовлетворительное, или даже плохое. Можно утверждать, что по своей генерализованной социальной настроенности они – пессимисты, но пессимисты, нашедшие свое место в жизни и вполне вписавшиеся в сложившуюся в стране и обществе социально-экономическую ситуацию. Они не склонны строить иллюзий ни по поводу экономических, ни в плане социально-политических перспектив своего существования и дальнейшего развития российского общества.

Можно сказать, что это – пессимисты, но вписавшиеся в сложившуюся ситуацию; пессимисты, нашедшие свое место в жизни, и место это – не из самых плохих.

Они не настроены на посещение избирательных участков в дни выборов. Похоже, что, прежде всего, их волнуют проблемы личного и семейного характера; а прочность своего материального и социального положения они, в основном, связывают не с положением дел в обществе, а с социальным положением своих близких – членов семьи. При этом, главным обстоятельством, обусловливающим особенности их социального поведения является возраст.

В общей численности изучавшегося электората их порядка 12%.

 

Четвертый фактор – «пристроенные домохозяйки – жены и дочки».

Положение дел в стране и в области оценивают как неплохое; полагают, что свое место в теперешней жизни нашли; абсолютно не политизированы. По большей части, – это женщины, причем, молодого возраста. При этом, главным обстоятельством, обусловливающим особенности их социального поведения является принадлежность к женскому полу.

Таких – около 10%.

 

Пятый фактор – «трудяги, нашедшие свое место в новой жизни, но при этом утратившие перспективу». Они считают, что за последние 5 лет ситуация в их области очень сильно ухудшилась, и продолжает ухудшаться. То, что называется, «свое место в этой жизни» – они, в общем-то, нашли. Но, по их мнению, их жизненная ситуация продолжает ухудшаться и они этим напуганы. Они – не политизированы; среди них мужчины, численно преобладают над женщинами. Возраст представителей этой группы варьирует в самых широких пределах. К тому же, их политическое поведение, если вообще и проявляется хоть как-то, то слабо связано с материальным достатком (правда, можно предположить, что, по мере снижения уровня материального достатка, таких людей становится больше). В целом, – это люди работающие, нашедшие себя в жизни, но с каждым годом что-то утрачивающие в своих социо-статусных позициях и в видении перспектив своего дальнейшего существования. При этом, они склонны ориентироваться в своем электоральном поведении, соизмерять свои электоральные симпатии с эталоном, которым им служит что-то, связанное с социальными, конкретно-экономическими и политическими изменениями, происходящими вокруг них.

В общей численности электората их порядка 9,5%.

Для наглядности, мы представили обозначенные социальные группы (оказавшиеся основой каждого из факторов, скрыто влияющих на принципы дифференциации электората) в пространстве трех координат: первая из которых, – политическая («Активность - Пассивность», измеренная по 5-балльной шкале), вторая, – материальная («Устроенность - Бедность», измеренная по 5-балльной шкале), третья, – электоральная («вес» группы в процентах). Так представленное взаиморасположение названных групп выглядит следующим образом (рис. 1).

 
 

 

 

Таким образом, имеющиеся результаты[4] проведенного анализа позволяют утверждать следующее.

Если избиратель поддерживает КПРФ, то существует высокая вероятность того, что он поддержит своим голосом на выборах и ЕР, и СР. Это значит, что если на человека влияет какая-то одна из партий, то он подвержен и агитационному влиянию ряда других партий схожей ориентации (при этом, совершенно не важно, что это за партия, о чем говорят ее лидеры и какого рода это влияние). Иными словами, на специфику и направленность электорального поведения «простого» человека, в нашей стране и в современных условиях, оказывает преимущественное влияние сам факт высокой его политизации. Его конкретная политическая ориентация (образно говоря, «за красных», или «за белых»), – имеет, как говорится, третьестепенное значение. Разумеется, имеется в виду массовый избиратель, а не «ядро», активные приверженцы каких либо партий, имеющих идеологию (таких, как коммунисты или «правые»), т.к. партии, позиционирующие себя как всевозможные «представители народа», являясь идеологически невнятными образованиями, не имеют и не могут иметь определенной, очерченной идеологии.

Попутно отметим, что для успеха на выборах в сложившейся ситуации, от руководителей и иных «титульных» фигур политических организаций, прежде всего, потребуется умение склонить на свою сторону именно политизированных граждан – жителей соответствующих городов и поселков (которые сегодня, в принципе, одинаково готовы голосовать за любую из нескольких ведущих политических партий).

Конкретный уровень политизированности населения зависит, в первую очередь, от местных условий. Поскольку базовые условия (такие, например, как «всенародная влюбленность» в Путина, любовь к «малой» или «большой» родине, патриотизм и т.п.) остаются неизменными в течение, по крайней мере, трех последних лет и везде примерно одинаковы.

Перераспределение голосов политизированного населения (того самого, активного электората, о котором говорилось выше) между партиями в каждом конкретном случае происходит под влиянием местных условий.

Местные же условия выражаются, во-первых, в том, как региональное (и иное местное) руководство исполняет свои обязанности, насколько оно доступно для обывателей, в какой мере им понятны его действия; во-вторых, – в специфике экономического положения региона (или соответствующего населенного пункта, состояния конкретного дома[5]); в-третьих, – в «яркости» и деловых качествах конкретных людей «на местах», представляющих те или иные партии и баллотирующихся от их имени в органы представительной власти.

 



2018-06-29 196 Обсуждений (0)
Краткий методический комментарий. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Краткий методический комментарий.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)