Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние негативного психологического реагирования беременных на родоразрешение и ребенка.



2018-07-06 308 Обсуждений (0)
Влияние негативного психологического реагирования беременных на родоразрешение и ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок




Отечественные клиницисты как С.Н. Астахов (1956г.), М.А.Петров-Маслаков (1977г.), В.И.Бодяжина и др. допускали, что такие психические факторы, как отрицательные эмоции, психическое напряжение, психическое утомление, тревога, депрессии и др. могут являться этиологическим фактором возникновения акушерских осложнений.В большинстве случаев психосоматические нарушения в акушерстве не вызывают какого-либо структурного повреждения органа. Функциональный и фазовый характер репродуктивной системы и эмоциональной атмосферы, окружающей ее создают ситуационный физиологический стресс. Биологические, эмоциональные и функциональные модификации этого физиологического стресса могут легко трансформировать нормальную ситуацию в ситуацию патологического стресса, создавая условия психосоматического риска. Конфликты между супругами, родителями и детьми, отсутствие мужа, неудовлетворенные материально-бытовые условия являются психосоциальными стрессорами современного общества, увеличивающими риск возникновения акушерских осложнений.Каган и Леви отмечают, что имеется три типа реакций, вызываемых психосоциальными факторами: поведенческие, эмоциональные и физиологические. Такие эмоциональные реакции, как возбуждение, депрессия или страх, вызываемые психосоциальными стрессорами, ведут к самоубийству, фригидности и, возможно, трудным родам.К.В.Судаковым было показано, что наиболее реактивным к действию экстремальных и повреждающих факторов является эмоциональный аппарат, который первым включается в стрессовую реакцию. Это связано с тем, что эмоции включены в архитектонику любого целенаправленного поведенческого акта. При стрессе может изменяться деятельность не только гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой, но и гипоталамо-гипофизарно-тироидной и других систем.Наименее изученным являются центральные механизмы регуляции сократительной функции матки и сам эффектор – матка. В наше время ряд физиологов и клиницистов подчеркивают ту мысль, что среди гладкомышечных органов матка занимает исключительное положение вследствие особой функции, отличий в строении и реагировании на различные факторы среды. Под влиянием эстрогенов повышается рецепторная чувствительность матки, афферентная нервная система матки оказывается подготовленной к восприятию сигналов, характеризующих не только функциональный уровень органа в данный момент, но и его изменения в связи с жизнедеятельностью плода.Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на беременность и роды. Выделяются внутриутробная гипоксия, нарушения плацентарного кровоснабжения, аномалии родовых сил и течения родов (А.О.Сырина, Г. ДикРид и др.).Поскольку эндокринная система начинает формироваться очень рано, ребенок на гормональном уровне переживает, все состояния матери.В 1925 г. американский биолог и психолог У.Кэннон доказал, что при всех острых и хронических переживаниях в кровь матери выбрасываются (или поддерживается на постоянном уровне) «гормоны беспокойства» — катехоламины, достигающие без каких-либо препятствий плода через общую с матерью кровеносную систему. Поскольку у плода практически отсутствует система нейтрализации «гормонов беспокойства» и не развита возвратная венозная сеть, то они накапливаются в критических дозах не только в самом плоде, но и в амниотической жидкости, которую плод постоянно заглатывает и выделяет из себя. Соответственно увеличению количества околоплодной жидкости во второй половине беременности увеличивается и количество находящихся в ней катехоламинов или их биологических последователей.При продолжении стресса околоплодная жидкость к концу беременности насыщается соответствующими гормонами. Одновременно ребенок испытывает все больший недостаток кислорода, из-за сужения под влиянием «гормонов беспокойства» сосудов, кровь которых доставляет кислород тканям плода, в том числе и нервным клеткам мозга. Длительный недостаток кислорода (гипоксия) не безразличен для нервной системы плода, вызывая характерного после рождения повышенную чувствительность к духоте, запахам, шумам, яркому свету и солнцу, легкость возникновения головокружений и обморочных состояний.Сами же катехоламины приводят к излишней подвижности, неустойчивости нервных процессов, тревожности, расстройствам настроения, эмоциональной возбудимости, нарушениям ритма сна и бодрствования. Из-за стрессового состояния матери при отрицательном отношении к беременности у ребенка уже внутриутробно повреждена реактивность — защитные силы организма. Закономерным следствием стресса от нежелательной беременности могут быть: угроза раннего выкидыша, осложненные и преждевременные роды, масса тела меньше нормы, беспокойство и возбудимость ребенка, нарушения аппетита, обмена веществ, поражение кожи ребенка. Нежеланные дети легко расстраиваются, повышено обидчивы и капризны, беспокойно спят, много плачут и долго не могут успокоиться, тем более без пустышки, соски, к которым они имеют пристрастие, так же как к сосанию пальца и онанизму.Г.Б. Мальгина, Е.Г. Ветчанина, Т.А. Пронина выявили, что характерными патологиями беременных с хроническим психоэмоциональным стрессом являются токсикоз первой половины беременности (46,26%), раннее развитие гестозов (45,45%). На фоне перечисленных осложнений формируется хроническая плацентарная недостаточность в III триместре (56,65%). В результате новорожденные в 76% случаев рождаются в состоянии гипоксии различной степени и в 28,21% случаев им требуется длительная реабилитационная терапия. Беременность у женщин с маркерами психоэмоционального стресса в 80,43% случаев заканчивается срочными родами, в 16,63%— преждевременными родами, в 10,86% — выкидышами, что свидетельствует о нарушении формирования родовой доминанты. Это доказывает, что психологический стресс несет с собой целый комплекс перинатальных проблем, требующих серьезного внимания к психологической сфере беременных женщин.Изучены некоторые аспекты материнского гомеостаза при стрессе и функциональное состояние фетоплацентарной системы. Авторами выявлены следующие особенности патогенеза: нарушение иммунного гомеостаза; нарушение липидного гомеостаза; депрессия антиоксидантной защиты; нарушение гормонального гомеостаза.Проведение комплексной психокоррекции перинатальных осложнений, связанных с материнским психоэмоциональным стрессом, позволяет снизить частоту не вынашивания беременности с 16,65% до 4,55%, в три раза уменьшить частоту развития тяжелых форм хронической фетоплацентарной недостаточности и соответственно перинатальной патологии новорожденного.Таким образом, стресс во время беременности влечет за собой целый комплекс проблем, требующих профессиональной психологической работы во избежание акушерских и других осложнений.Однако отмечается, что к 28й неделе организм беременной адаптируется к стрессовой нагрузке и патогенное влияние стресссиндрома (дистресс, по Г.Селье) уменьшается по мере приближения срока родов.В настоящее время господствующей точкой зрения на механизм закрепления патологической системы регуляции функций у плода является концепция нейроэндокринного импринтинга. Нервно-психическая интеграция, однажды сложившаяся на основе афферентного синтеза внешних и внутренних раздражений, превращается в «постоянный, консервативный, внутренний процесс мозга» — цикл, приобретающий, по П.К.Анохину, свои собственные закономерности. И даже прекращение действия стрессора не позволяет остановить развивающийся процесс дезадаптации.Тем не менее пока еще не найдены диагностические критерии перехода стресссиндрома из звена адаптации в звено патогенеза различных заболеваний. Именно поэтому важно изучение механизмов адаптации и создание условий в системе «мать-дитя-отец» для предотвращения стресс факторов, развитие в этой системе навыков адекватного реагирования на любые изменения, осознанного отношения к родовому акту и умения управлять своими эмоциональными состояниями.Все это должно положительно сказаться и на развитии плода, так как беременная, хорошо осведомленная о родах, наученная родовому поведению, знающая о внутриутробной жизни ребенка, создает благоприятные условия для его рождения. В результате реализации программы по антенатальному воспитанию происходит редукция негативного эмоционального фона, страхов, тревог и других признаков стресса. В работе А.И.Захарова (1994) систематизированы патологические влияния антенатального стресса матери на процесс беременности и родов.Беременные с отягощенным акушерско-гинекологическим анамнезом (угроза прерывания беременности, поздний токсикоз беременности) нуждаются в особо тщательном проведении психопрофилактических и психотерапевтических мероприятиях, направленных на оптимизацию беременности. Психологическая служба для беременных в Донецкой области. В г.Донецке в каждой женской консультации, действует психопрофилактическая программа «Школа материнства». Где в основном лекции начитывают врачи. Работа психолога минимальна, зависит от собственной творческой инициативы. В некоторых районах в поликлиниках общего профиля наличие психолога не предусматривается. В городе действует Центр социальной защиты семьи и детства «Доверие», в которой есть специальная программа по предродовой подготовке беременных женщин. До некоторого времени в центр направляли женщин с социально неблагополучной обстановкой (женщин из семьи с низким материальным достатком, матерей - одиночек, несовершеннолетних беременных), с отягощенным акушерским анамнезом. В настоящее время в центр идут все желающие, без направления. В центре «Доверие» наблюдается переполнение групп по предродовой подготовке. Запись идет за несколько месяцев. Существует психологический центр «РКПНБ», который занимается психопрофилактической работой с семейными парами, ожидающими появления малыша, но занятия платные. Не все имеют возможность оплачивать подобные занятия.



2018-07-06 308 Обсуждений (0)
Влияние негативного психологического реагирования беременных на родоразрешение и ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние негативного психологического реагирования беременных на родоразрешение и ребенка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)