Тревожность как психический феномен
Для каждого человека характерен определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная особенность активной деятельности человека [5]. Психологический словарь дает следующее определение термина «тревожность» [18; с. 423]. 1. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состояниям тревоги, а также в низком пороге его возникновения. 2. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность – это комплекс эмоциональных состояний таких, как страх, беспокойство, стыд, вина и другие, которые оказывают неблагоприятное влияние на самореализацию личности, мешая человеку добиться успехов в жизни [5; с. 12]. Но в чем же состоит специфика терминов тревога и страх, и как они связаны с тревожностью? Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины 18 века и обозначало «знак к битве». Позже появилось понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [18; с. 424]. В литературе часто смешиваются понятия тревога и тревожность, но они абсолютно неидентичные. Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Поведенческие признаки тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, и др. Иногда тревога очень полезна, она помогает мобилизировать потенциальные возможности. В связи с этим различают мобилизирующую (дает дополнительный импульс) и расслабляющую (парализует человека) тревогу. Единичные проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». При этом следует разграничивать термины «тревожность» и «страх» [21; с. 86]. Э. Изард трактует понятие «страх», как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию [7; с. 17]. Он отмечает, что тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которой является страх. Известный физиолог Павлов И.П. считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения [3]. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности, но также этот компонент присутствует и в тревожности. Ф.Б. Березин отметил, что тревожность – это эмоциональное состояние, закономерно сменяющееся по мере возрастания, и выделил 6 уровней состояния тревожности. Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто она проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями [22; с. 48]. Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, а тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Страх можно рассмотреть как выражение тревоги в конкретной форме [22; с. 49]. В немецком языке слово, означающее страх (Angst) происходит от латинского слова angustus, что означает – «тесно». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера [3; с. 13]. Страх и тревога как относительно эпизодические реакции имеют свои аналоги в форме более устойчивых психических состояний: страх – в виде боязни, и тревога – в виде тревожности. Если страх и от части тревога скорее ситуационно, чем личностно, обусловленные психические феномены, то боязнь и тревожность, наоборот, скорее личностно мотивированны и более устойчивы [1]. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и другие [9]. Существуют различные формы тревожности и его результаты: агрессивность, расстройство аппетита, нарушение сна, речи, коммуникативных способностей, нервность, а также вызванные им функциональные расстройства деятельности внутренних органов [22]. Лютова Е.К. описала в своей книге, что Е.Ю. Брель проводила исследования, направленные на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Она выяснила, что такие факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальное положение и жилищные условия, оказывают существенное влияние на формирование тревожности [9; с. 43]. Психологическими причинами тревожности могут являться: во-первых, безусловные предпосылки (природные) – свойства нервной и эндокринной систем, слабость нервных процессов, свойства темперамента и др.; во-вторых, обусловленные предпосылки – многократное повторение определенных ситуаций. В настоящее время выделяются в основном два типа источников устойчивой тревожности: длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояния тревоги; внутренние – психологические и психофизиологические причины [1]. Итак, причинами появления тревожности можно считать: ü индивидуальные особенности человека: внутренний конфликт между двумя противоречащими друг другу стремлениями, неадекватное развитие самооценки, чрезмерная ответственность к учебе; ü особенности адаптации в социуме: неблагополучием ребёнка в социуме, конфликты [5; с. 98]. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в: ü усилении сердцебиения; ü учащении дыхания; ü увеличении минутного объема циркуляции крови; ü возрастании общей возбудимости; ü снижении порога чувствительности. На психологическом уровне тревога ощущается как: ü напряжение; ü озабоченность; ü нервозность; ü чувство неопределенности; ü чувство грозящей опасности, неудачи; ü невозможность принять решения и др. [21; с. 12]. Ученые, изучавшие природу тревожности, придерживаются нескольких точек зрения, которые описала в своей книге Е.К. Лютова. Зарубежные теории: Д. Сели писал, что инстинктивный страх замещается страхом «по опыту» (социальным), то есть у ребенка не хватает индивидуального опыта для взаимодействия с окружающей средой и поэтому у него появляются социальные страхи. Психоаналитический подход, 3. Фрейд полагал, что страх – это аффект, который происходит с человеком вследствие неудовлетворения каких-то потребностей, и от него не избавится, просто удовлетворив её. Соответственно любой страх является страхом внешней ситуации опасности, которая содержит травматический фактор. А. Фрейд считает, что в 6–7 лет тревожность начинает проявляться большей частью в чувстве вины. Г.С. Салливен считает, что тревога рождается из межличностных отношений. Страх нарушения запретов и последующих санкций становится регулируемым за счет управления поведением, страх становится элементом взаимоотношений ребенка с миром, то есть у ребенка появляется способность к самоконтролю [21]. В психоаналитическом подходе одним из характерных признаков является тенденция авторов выяснить «психологическую пользу» детского страха, его естественность для психики. В отечественной психологии авторы не создавали собственные целостные концепции детского страха, а в рамках своих задач вносили ряд существенных замечаний, связанных со спецификой детского страха и тревожности. В.В. Суворова считает, что тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, имеющих значение индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект [21]. А.М. Прихожан считает, что тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняется на протяжении достаточно длительного периода времени. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального [21]. В.И. Гарбузов отмечал, что за всеми страхами ребенка стоит неосознаваемый или осознаваемый страх смерти [21]. А.И. Захаров говорит о страхе быть не тем, не соответствовать предъявляемым ребенку требованиям, фантастические страхи темных сил, магических существ, драконов, пришельцев, роботов и прочих фигур, которые могут появляться в их сновидениях – это все социальная природа тревожности [21]. Таким образом, существуют разные подходы к пониманию природы тревожности. В психоаналитическом подходе (З. Фрейд, А. Фрейд) тревожность определяется состоянием внутренней удовлетворенности человека в наиболее важных для жизнедеятельности потребностях. Согласно социальному подходу (Д. Сели, Г.С. Салливен, А.И. Захаров), тревожность определяется социальным положением ребенка и его взаимоотношениями с внешним миром. Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Тревожность обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии, и невозможностью идентифицировать источник опасности [1]. Подводя итог рассмотрению тревожности как психологического феномена, мы можем сформулировать ряд выводов. 1. До сих пор в использовании понятий тревожность, тревога и страх в психологии существует некоторая путаница. 2. Анализ литературы показывает, что термин «тревожность» прежде всего, используется для обозначения индивидуальной психологической особенности, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. 3. Тревога – это переживание эмоционального дискомфорта связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. 4. Таким образом, тревога – это эмоциональное состояние, а тревожность – психологическая особенность человека. 5. Вместе с тем термин «тревожность» в более широком смысле используется и для обозначения переживания (ситуативная тревожность), и для обозначения устойчивой личностной черты (личностная тревожность). 6. Для разграничения понятий «тревожность» и «страх» можно выделить целый ряд критериев, которые описаны в психологической литературе. Наиболее понятным и практически используемым сегодня критерием является степень конкретности угрозы, на которую реагирует человек: страх возникает в ответ на реальную, предметно-определенную опасность, а тревожность – безобъектное переживание неопределенной, смутной угрозы, часто попросту воображаемой. Страх возникает при нарастании тревоги и в случае ее опредмечивания (согласно концепции явлений тревожного ряда Ф.Б. Березина). 7. Современные психологические исследования тревожности базируются на трех основных источниках: классические теории эмоций (Ч. Дарвин, У. Джеймс и др.), поведенческая психология (Дж. Уотсон, К.Л. Халл, Р. Спенс, Дж. Тейлор и др.), психоанализ (З. Фрейд, А. Фрейд, Г.С. Салливен, К. Хорни, Э. Фромм и др.). Причем проблема тревожности как проблема собственно психологическая была впервые поставлена и рассматривалась в трудах З. Фрейда. 8. Согласно современным научным представлениям, психологическими причинами тревожности являются три группы факторов: длительное и многократное воздействие стрессовых жизненных событий, опосредованное внутриличностными условиями; неблагополучие в межличностных отношениях; внутрличностные конфликты, имеющие особую значимость для человека. Природными предпосылками тревожности являются свойства нервной и эндокринной систем человека. 9. Тревожность проявляется как на физиологическом (усиление сердцебиения, учащение дыхания, повышение артериального давления и т.д.), так и на психологическом уровне (как напряжение, озабоченность, беспокойство, и т.д.) функционирования человека. 10. Проявления тревожности имею свою специфику у разных возрастных групп. В следующем параграфе нашей работы мы дадим краткую характеристику возрастной динамики тревожности (младшие школьники – подростки). При этом основное внимание уделим специфике проявления и развития данного феномена в подростковом возрасте, так как именно этот возраст интересует нас в рамках нашего исследования.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |