Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России



2019-07-03 385 Обсуждений (0)
Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эволюция становления малого предпринимательства в России

 

Исторический процесс развития малого предпринимательства связан с неоднозначностью отношения государства к данному проявлению экономической жизни общества. Постоянные колебания от усиленной поддержки малого бизнеса к его угнетению обуславливают нестабильность развития данных субъектов экономики (малых предприятий).

Первым негативным по отношению к малому предпринимательству этапом в XX веке стал период НЭПа. Данный период характеризовался привлечением частного капитала в промышленность и торговлю на второстепенных по важности для народного хозяйства позициях, при сохранении первенства государственных структур: практически полное лишение частных предпринимателей политических прав, ограничение и отчасти регламентация их владельческих прав.

Издание ряда декретов («Об обмене», «О кустарной и мелкой промышленности») позволило гражданам России свободно заниматься торговлей и посредническими операциями, участвовать в государственных подрядах и поставках, вкладывать капиталы в промышленное производство.

Поводом к началу кампании по открытой ликвидации частного капитала стали трудности в проведении хлебозаготовок в 1927—1928 хозяйственного года. Аресты частных предпринимателей и их семей, конфискация имущества и прочие репрессии были официально санкционированы законом «О мерах борьбы с сокрытием доходов». Подобные действия привели фактически к полному свертыванию легальной частнопредпринимательской деятельности, ее уничтожению или переходу частного капитала на нелегальное положение. Таким образом, была окончательно свернута новая экономическая политика, а вместе с ней и остатки предпринимательства в России.

Конституция СССР 1977 года подтвердила право граждан на осуществление трудовой деятельности. В конце 80-х гг. закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг.

Переход к рыночным отношениям сопровождался резким ростом числа малых предприятий. Так, 1992 год характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Либерализация цен и введение налогового бремени сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

В 1995 году получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений. На кардинальное замедление прироста числа малых предприятий в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие малые предприятия в ходе перерегистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу — просто ликвидировались. Поскольку величина числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших малых предприятий была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России.

 

Проблемы малого предпринимательства в современной России

И пути их преодоления

 

Малые предприятия России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.

Основная проблема малых предприятий — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Важное противоречие сегодняшней политики — попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы — интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" — от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

Еще одна важная проблема — кадры. Ведь предприниматель должен не только обладать определенным складом характера, но и получить должное образование.

Третий недостаток реформы — практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала. Получение кредита затруднительно для малого предпринимательства высоким процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий.

Четвертый фундаментальный недостаток — отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса — Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.

Практика также показывает, что провозглашаемые проекты, направленные на развитие малого предпринимательства, как правило, оказываются неэффективными и зачастую это связано с отсутствием единой стратегии в направлении реализации данных проектов.

Направления поддержки малого предпринимательства.

Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства. В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

На Министерство экономического развития и торговли РФ возложена разработка политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», а также Указом Президента РФ «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства».

На ряд министерств и ведомств возлагается обязанность по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ:

 — нормативно-правовое;

 — финансово-кредитное;

 — информационно-техническое;

 — организационное;

 — кадровое и консультационное обеспечение;

 — внешнеэкономическая деятельность.

Для успешного эффективного функционирования малых предприятий необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:

- формирование инфраструктуры поддержки — одновременно на всех уровнях государственной власти;

- внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки;

- передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных разработок;

- передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий;

- обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.

Другим направлением совершенствования государственной политики в отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить излишнюю нагрузку проверяющих инстанций.




2019-07-03 385 Обсуждений (0)
Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (385)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)