Анализ выпуска и реализации продукции
Анализ выпуска и продажи продукции позволяет дать обобщенную количественную характеристику динамики товарной и реализованной продукции в целом по предприятию. Анализ проведем в действующих и сопоставимых ценах для оценки причин изменения выпуска и реализации продукции. Данные для анализа представим в таблицах 2.1, 2.2, 2.3.
Таблица 2.1 - Годовой объем производства продукции за 2007-2008гг. ООО «Асиновский городской молочный завод»
Таблица 2.2 - Объем реализации за 2007-2008гг. ООО «Асиновский городской молочный завод»
Таблица 2.3 - Сводные данные по выпуску и реализации
Таблица 2.4 - Выпуск и реализация продукции, тыс. руб.
Проведенный анализ позволяет сказать о том, что объем как товарной, так и реализованной продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом снизился. Снижение товарной продукции в действующих ценах на 3 % сопровождается снижением реализованной продукции на 9 %. Превышение снижения реализованной продукции над снижением товарной продукции свидетельствует о неэффективном сбыте и снижении ее конкурентоспособности. Снижение товарной продукции в отчетном периоде обусловлен снижением объемов производства, товарная продукции сократилась на 52 млн. руб. или 15 %. Соответственно снизился объем реализованной продукции и в результате ее стоимость уменьшилась на 78 млн. руб. или на 20%. За счет роста цен увеличение реализованной продукции составило 42 (78 191 – 36 009) млн. руб. То есть прирост реализованной продукции за счет роста цен не компенсировал ее снижение за счет снижения объема производства и в натуральном выражении реализации. Таким образом, имеет место снижение масштабов производства и реализации продукции и снижение эффективности производства. Анализ уровня освоения производственной мощности и напряженности плана Анализ выполнения плана по выпуску продукции проводится с целью выявления резервов роста объемов продукции, повышения производительности труда, а, следовательно, снижения себестоимости продукции. В процессе анализа объем фактически выпущенной продукции сравнивается с плановым значением и с производственной мощностью предприятия, которая является нормативным показателем его работы. В процессе анализа определяется уровень освоения производственной мощности предприятия как отношение фактического или планового объема выпуска продукции к величине производственной мощности в натуральном или стоимостном выражении. Если фактическое значение показателя превышает плановое, значит, план выпуска продукции не был напряженным. Результаты выполнения плана выпуска продукции и освоения производственной мощности представим в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Сведения об освоении производственной мощности
Из данных таблице 2.5 видно, что план выпуска продукции по предприятию в отчетном году был не выполнен на 18 %. Уменьшение объема выпуска по сравнению с базовым периодом составило 698 т. Уровень освоения производственной мощности составил 75 %, что на 12 % ниже уровня базового периода. Также стоит отметить, что план освоения производственной мощности не выполнен на 17 %. Это может означать, что план выпуска продукции был завышен. Общий резерв роста объемов выпуска продукции составляет 1502 т (6000 - 4497). Анализ ассортимента и структуры продукции Ассортимент - это специфицированный в установленном порядке и соответствующий документам перечень продукции, которую предприятие обязано поставить определенным потребителям с учетом сроков, объемов, качества и т.д. Для обеспечения наиболее полного удовлетворения спроса необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту. При анализе ассортимента необходимо провести его в разрезе договоров поставки, соответствие ассортимента - профилю данного предприятия. Для оценки процентного выполнения плана по ассортименту продукции используют правило «наименьшего числа», то есть в выполнение плана по ассортименту засчитывается только объем производства в пределах не более плана. Не выполнение плана по ассортименту приводит к структурным сдвигам в составе продукции, изменению стоимости товарной и реализованной продукции. Данные для анализа представим в таблице 2.6. Таблица 2.6 - Выпуск продукции предприятия по ассортименту, тыс. руб.
Из данных таблице 2.6 следует, что план по производству товарной продукции не выполнен на 15 % или 57 661 тыс. руб., план по ассортименту также не выполнен на 15 %. Причиной невыполнения плана по ассортименту является снижение фактического выпуска всех видов продукции по сравнению с планом. Сдвиги в структуре продукции влияют на выполнение плана по основным технико-экономическим показателям работы предприятия, а именно производительности труда, себестоимости продукции, рентабельности и др. По результатам расчетов оценивают изменения в структуре, которые намечались, изменения в структуре, в сравнении с планом, динамику структурных сдвигов. Данные для анализа сведем в таблицу 2.7.
Таблица 2.7 - Структура выпуска продукции
Как видно из таблице 2.7, плановая структура выпуска продукции не соблюдена. Фактическая доля выпуска превышает плановую по творогу, по остальной продукции фактическая доля меньше плановой. В результате план по структуре выполнен лишь на 96,7 % (328 488,94 : 339 838,82 × 100). Недовыполнение плана в результате структурных сдвигов составило 11 350 (339 838,82 - 328 488,94) тыс. руб. Где фактический объем при плановой структуре определяется: qi × đ, т.е. объем фактический общий умножается на долю каждого вида по плану. В зачет берется фактическая величина не более плана. Для оценки влияния структурных сдвигов на изменение прибыли необходимо сопоставить рентабельность отдельных видов продукции. Чем выше удельный вес низко рентабельной продукции, тем негативнее изменения структуры продукции предприятия. Расчет рентабельности по видам продукции представлен в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Рентабельность по видам продукции
Как видно из таблицы 2.,8 наиболее рентабельным являются кисломолочные продукты, т.е. на 1 рубль затрат при производстве данной продукции предприятие получает 41,4 коп прибыли. Таким образом, снижение доли этой продукции является отрицательным, так как приводит к снижению прибыли по сравнению с планом. Также стоит заметить, что наименее рентабельная продукция (масло, 9,6%) в структуре производства занимает 61 % от всего выпуска продукции, что является очень значительным показателем. Для увеличения выручки предприятию можно порекомендовать пересмотреть ассортиментную политику. Оценка ритмичности производства продукции и выполнения работ Важным направлением анализа выполнения производственной программы предприятия является изучение ритмичности работы по выпуску продукции на протяжении года. Предприятия осуществляют свою производственную деятельность в соответствии с установленным планом. Важнейшей задачей является ритмичная работа и реализация продукции в объемах, предусмотренных месячными, квартальными и годовыми заданиями. Для анализа ритмичности выпуска продукции необходимо рассчитать коэффициент ритмичности по формуле: КР = ДФП / ДПЛ,
где ДФП - фактический выпуск продукции в пределах плана, тыс. руб., ДПЛ - выпуск продукции по плану, тыс. руб. Данные для анализа ритмичности производства приведены в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Выпуск продукции по месяцам
Оптимальное значение коэффициента ритмичности - 1. Если коэффициент ритмичности находится на этом уровне, то можно считать, что предприятие работает ритмично. В таблице 2.9 представлены сведения о выполнении плана выпуска продукции за каждый календарный месяц отчетного года. Только в январе план по выпуску продукции был не выполнен, поэтому в этом месяце коэффициент ритмичности равен 1. Анализируя полученные расчеты, можно сделать вывод о том, что в отчетном году предприятие работало неритмично, т.к. значение коэффициента ритмичности составило лишь 0,82, т.е. только 82 % от планового объема продукции выпущено в пределах установленного графика.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |