Анализ прибыли и рентабельности
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и не бюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Следовательно, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому его финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции. Анализ показателей прибыли В анализе используются следующие показатели прибыли: прибыль до налогообложения, прибыль от продаж, результат от операционной и внереализационной деятельности, чистая прибыль. В процессе анализа изучают состав прибыли до налогообложения, ее структуру, динамику. Данные для анализа приведем в таблице 6.1.
Таблица 6.1 - Анализ динамики показателей прибыли, тыс. руб.
Как видно из данных таблицы 6.1, предприятие является прибыльным на протяжении всего анализируемого периода. Однако величина прибыли снижается. Так, более чем в 2 раза, снизилась прибыль до налогообложения. Основной причиной является увеличение на 4% себестоимости, а также роста коммерческих расходов. Также стоит обратить внимание на сокращение выручки от продажи на 9%, данный факт свидетельствует о трудностях со сбытом продукции. Основу прибыли до налогообложения составляет прибыль от продаж. Исходя из методики формирования финансового результата, можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на изменение значения прибыли от продаж: выручка от продажи, себестоимость, коммерческие расходы. Влияние данных факторов оценивается следующим образом: 1. Фактор «выручка от реализации»
Пв = ((В1 – В0) × Р0) / 100 =
где В1, В0 - выручка в отчетном и базисном периодах, Р0 - рентабельность продаж в базисном периоде. 2. Фактор «себестоимость»
Пс = - В1(УС1 – УС0) \ 100,
где УС1, УС0 - доля себестоимости в выручке, %. 3. Фактор «управленческие расходы»
Пк = -В1(УР1 – УР0) \ 100,
где УК1, УК0 - доля управленческих расходов в выручке, %. 4. Фактор «коммерческие расходы» Пк = -В1(УК1 – УК0) \ 100,
где УК1, УК0 - доля коммерческих расходов в выручке, %.
Таблица 6.2 - Факторный анализ прибыли от продаж
Анализ динамики показателей рентабельности Окончательная оценка эффективности работы предприятия в условиях переменных цен и инфляции производится с помощью показателей рен-табельности. Рентабельность рассчитывается, как отношение полученной балансовой или чистой прибыли к затраченным средствам или объёму реализованной продукции.
Таблица 6.3 - Динамика показателей рентабельности
Таким образом, эффективность работы предприятия в анализируемом периоде снижается. Если в базовом периоде показатели рентабельности достаточно высокие, то в отчетном периоде их значения невелики. Причинами снижения показателей явилось уменьшение балансовой прибыли. На рубль капитала предприятие получает 13,35 коп. прибыли, а в 1 рубле выручки прибыль составляет лишь 3,5 коп. прибыли. Рентабельность собственного капитала снизилась в 4 раза. Такая динамика снижает кредитоспособность и инвестиционную привлекательность предприятия. Методика факторного анализа рентабельности средств производства Расчет влияния факторов осуществим методом цепных подстановок и представим в таблице 6.4.
Таблица 6.4 - Факторный анализ рентабельности
Из данных таблицы 6.4 следует, что рентабельность снизилась на 17,88 % и составила в отчетном периоде 13 %. Основной причиной стало уменьшение прибыльности продаж с 13 до 5 %. Это привело к снижению рентабельности на 18,46 %.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |