Экспериментальное исследование методом анкетирования
В качестве методов исследования мы выбрали методы наблюдения и анкетирования, потому что данные методы здесь оптимальны. Выборка сформировалась исходя из данной гипотезы. В течение трех недель мы наблюдали за учащимися (девочками) 8-х классов лицея № 48 города Калуги. Мы беседовали с классными руководителями и преподавателями, чтобы сформировалась картина взаимоотношений в классах, чтобы иметь общее представление об особенностях личности каждой девушки, об их интересах, взглядах и предпочтениях. Мы присутствовали на уроках, просматривали учебные журналы, собирая таким образом общую информацию об учащихся. Нами была разработана анкета, состоящая из 15 вопросов. Для данной возрастной категории (13-15 лет) мы считаем эти вопросы актуальными, потому что основной вид деятельности подростков (помимо учебно-трудовой деятельности) – это интимно-личностное общение. Основная цель данного вида общения – понимание и самораскрытие. В этом возрасте заметно возрастает потребность в общении, и растет его избирательность. Общение занимает особое место в жизни подростков: они ищут компании, сравнивают и отождествляют себя с другими, находят образцы для усвоения, строят свои отношения. Подросток хочет осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности в жизни. Характерно постоянное сравнение себя и своих чувств с принятыми в среде сверстников. Анкета составлялась на основе методики исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) и методики многофакторного исследования личности Кеттела. Целью исследования методики КОС-1 является выявление уровня коммуникативных и организаторских способностей. Эти способности проявляются в умении четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, в стремлении расширять контакты, участвовать в групповых мероприятиях, в стремлении проявлять инициативу, смекалку, находчивость. Методика рассчитана на подростков в возрасте 12-16 лет. Она включает в себя 40 вопросов, на которые испытуемые дают ответы "ДА-НЕТ". Затем с помощью дешифратора определяется оценочный коэффициент коммуникативных и организаторских способностей. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Пользуясь оценочной шкалой, экспериментатор определяет у школьников уровень коммуникативных и организаторских способностей. Экспериментально установлено 5 уровней (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) [7, с.281-283]. Масштабы, средства и время на создание методики Кеттела были затрачены огромные. Изо всех словарей выбрали слова, описывающие состояния человека. По ним выявили основные качества личности и сформулировали вопросы, описывающие психические состояния. Кеттел выявил 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень развитости – сильную и слабую (конформность – доминантность, алаксия (доверчивость) – протенсия (подозрительность) и т.д.). Опросник Кеттела 16PF содержит 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. По окончании тестирования подсчитываются баллы по каждому из 16-ти личностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого, строится график, на котором отмечаются крайние значения каждого фактора. При интерпретации уделяют особое внимание самым высоким и самым низким показателям. Данные тестирования анализируются и интерпретируются. Тест исследует интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые способности, а также тревожность, интроверсию (экстраверсию), чувствительность. Существует сокращенный вариант теста Кеттела. Он содержит 79 утверждений. Также при составлении анкеты мы опирались на данные теста Т. Лири. Его цель – проследить степень выраженности коммуникативных и организаторских качеств личности в межличностных отношениях. Тест-опросник Т. Лири представляет собой 128 характерологических утверждений. С его помощью определяется степень выраженности свойств личности, которые могут быть сгруппированы в 8 психологических тенденций, определяющих различные личностные черты (доминантность, уверенность в себе, настойчивость, независимость – холодность, зависимость – подчиняемость, несамостоятельность, общительность, отзывчивость) [3, с.59-83]. Разработанная нами анкета направлена на исследование среди девочек- подростков в возрасте 13-15 лет коммуникативных, лидерских качеств и степени уверенности в себе. Анкета позволяет выявить, насколько коммуникабельны испытуемые, выявить предпочитаемые среды общения испытуемых, значение и роль общения в их жизни, трудности общения с малознакомыми людьми, значение для них общения с товарищами, умение включиться в новую для них компанию. В анкетировании участвовали 23 ученицы восьмых классов. Исследование показало, что: – общительными себя считают 100% испытуемых; – приятнее и проще проводить время с людьми, а не с книгами или за каким-либо занятием 100% испытуемых; – 100% испытуемых предпочитают проводить свободное время в компании друзей; – большинство испытуемых стремятся к новым знакомствам, к общению с различными людьми; – только небольшой процент (17%) составляют те, кому трудно включиться в новую компанию, кому хочется побыть в одиночестве (26%); – около четверти испытуемых (22%) неуверенно чувствуют себя в окружении большой группы товарищей; – необходимо подчеркнуть достаточно большую долю тех, кто неуверенно чувствует себя среди малознакомых людей (48%); – около половины испытуемых (43,5%) отметили, что им трудно внести оживление в малознакомую компанию. Исследование подтвердило нашу гипотезу. Экспериментальные данные, полученные в результате анкетирования, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Ответы испытуемых
Обобщенные экспериментальные данные выглядят так, как показано в таблице 2.
Таблица 2. Результаты анкетирования
Наглядно данные, представленные в таблицах 1 и 2, показаны в виде диаграммы на рис. 1. Рис. 1. Графическое представление экспериментальных данных таблиц 1 и 2.
Выводы по главе II
Во II главе было проведено эмпирическое исследование, которое подтвердило первоначальную гипотезу – девочки-подростки свободное время предпочитают проводить в компании друзей. Полагаясь на данные этого исследования, мы можем сделать следующие выводы: – все ученицы, участвовавшие в эксперименте, считают себя общительными; – все девочки-подростки предпочитают дружную компанию учебе или какому-либо занятию; – все школьницы, принимавшие участие в анкетировании, стремятся завести новые знакомства; – лишь некоторые ученицы (17%) испытывают коммуникационные трудности при попадании в новую компанию; – около четверти испытуемых (22%) неуверенно чувствуют себя в окружении большой группы товарищей; – необходимо подчеркнуть достаточно большую долю тех, кто неуверенно чувствует себя среди малознакомых людей (48%);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменения, происходящие в нашей стране, – это реальность, обусловленная общественными потребностями. Так как в подростковом возрасте общение выдвигается на первое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и со сверстниками. Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка. Для того, чтобы избежать, такого рода переживаний, необходимо, именно, в подростковом возрасте развивать коммуникативные и организаторские навыки. Так как, от общения все в большей мере зависит успешность профессиональной деятельности, активности в общественной жизни, наконец, личное счастье каждого. В подростковом возрасте возникают проблемы с родителям, главным образом связанные с недопониманием (некоторые родители не успевают за изменениями, стремительно происходящими с их детьми). С одной стороны ребенок привязан к своим родителям и ждет от них понимания, с другой стороны он претендует на большую самостоятельность в решении каких-то дел и проблем. Исходя из этого нужно; участвовать в жизни подростка, помогать в решении его проблем, быть для него другом и товарищем. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, и с возрастом усиливается. Поведение подростков по самой сути своей является коллективно-групповым, и общение со сверстниками принимает в это возрасте характер первоочередной необходимости. Половое созревание – центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Сроки начала и завершения пубертата (периода полового созревания), равно как и формы его протекания, чрезвычайно изменчивы и индивидуальны. Эти индивидуальные различия очень велики, поэтому они диктуют необходимость дифференцированного, индивидуального подхода к подросткам и юношам. Подростки не удовлетворены преобладанием в их общении стихийно-групповой и интимно-личной форм. В 11-15 лет наблюдается отчетливая тенденция предпочитать социально-ориентированную фору общения, создающую для подростков действительные условия их признания как социально значимых лиц. Нами было проведено исследование на выявление предпочитаемых сред общения девочек-подростков. Выборку составили 23 ученицы восьмых классов лицея города Калуги в возрасте 13-15 лет. В исследовании использовались методы наблюдения и анкетирования. Гипотеза исследования подтвердилась, но для более достоверного результата необходима большая выборка для проведения исследования. Необходимо отметить, что ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире. Следовательно, не нужно ограждать ребёнка от общения со сверстниками. Ведь только в ситуации общения появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости. А всё это чрезвычайно важно для их будущей жизни.
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с. 2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 264 с. 3. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с. 4. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: "прайм-Еврознак", 2003. – 320 с. 5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: "Просвещение", 1987. – 207 с. 6. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство, изд. 2-е. – М.: "Знание", 1980. – 160 с. 7. Рабочая книга практического психолога / Под ред. Ежовой Н.Н. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315 с. 8. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М.: "Просвещение", 1980. – 192 с. 9. Кон И.С. Психология юношеской дружбы. – М.: "Знание", 1973. – 96 с. 10. Краковский А.П. О подростках. – М.: "Педагогика", 1970. – 272 с. 11. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 365 с. 12. Лисовский В.Т. О чем спорят старшеклассники. – М.: "Педагогика", 1990. – 192 с. 13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр "Академия". – 456 с. 14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. – 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. –688 с. 15. Психология подростка. Учебник / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: "прайм-Еврознак", 2003. – 480 с. 16. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб, 2001. 17. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994. – 320 с. 18. Социология: Учеб. пособие для студ. Вузов / Под ред. А.Н. Елсукова, Е.М. Бабосова, А.Н. Данилова. – 2-е изд., испр. – Мн.: Тетрасистемс, 2000. – 544 с. 19. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
1. Возраст 2. Считаете ли Вы себя общительным человеком? - Да - Нет 3. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми? - Да - Нет 4. Верно ли, что у Вас много друзей? - Да - Нет 5. Правда ли, что Вы предпочитаете проводить свободное время в компании друзей? - Да - Нет 6. Есть ли у Вас стремление к установлению знакомств с различными людьми? - Да - Нет 7. Трудно ли Вам включиться в новую для Вас компанию? - Да - Нет 8. Нравится ли Вам находиться среди людей? - Да - Нет 9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? - Да - Нет 10. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному? - Да - Нет 11. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? - Да - Нет 12. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей? - Да - Нет 13. Правда ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию? - Да - Нет 14. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? - Да - Нет 15. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей? - Да - Нет
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |