Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I . Теоретический анализ основных психологических подходов к проблеме исследования



2019-07-03 252 Обсуждений (0)
Глава I . Теоретический анализ основных психологических подходов к проблеме исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретический анализ основных психологических подходов к проблеме изучения эмоционального здоровья

1.1 Психология эмоций

1.2 Понятие эмоционального здоровья

1.3 Психологические особенности студенческого возраста

Глава II. Эмпирическое исследование

2.1Организация и методы исследования

2.2Исследование свойств личности (Опросник Мини – мульт сокращённый вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI)

2.3 Исследование мотивации и самооценки (МСО В. А. Зобков)

2.4 Результаты исследования

2.5. Выводы

2.6. Рекомендации

Заключение

Библиографический список

Приложение

 


Введение

 

Актуальность работы:

В современной России, где студенчество составляет пятую часть всего населения, особо остро встаёт вопрос о гармоничном развитии молодёжи. Современная медицинская статистика о состоянии здоровья свидетельствуют, что более чем у половины студентов нашей страны наблюдаются ряд проблем, связанные со здоровьем: искривление позвоночника, ухудшение зрения, гипертония, нарушение сердечнососудистой системы, дисфункция желудочно-кишечного тракта, сбой в работе иммунной системы, эмоциональная неустойчивость и т.п.

При этом следует отметить, что все компоненты здоровья (биологические, физические, психические) находятся в тесной взаимосвязи и влияют друг на друга, образуя единую гармоничную систему.

В данной работе мы будем исследовать психологические особенности эмоционального здоровья студентов медицинского колледжа третьего курса, учащихся на специальности сестринское дело.

В настоящее время одной из важнейших сфер является медицинская. Очень важно эмоциональное здоровье медицинских работников, потому что они контактируют с людьми, и состояние медработника может отразиться на пациенте. Медработник должен быть приветлив с тем, кто ему доверил своё здоровье. Здесь важным является место, в котором воспитывают будущих работников, потому в медицинском колледже необходимо следить за эмоциональным здоровьем студентов, так как это будущее медицинской сферы[4].

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения. Общение пронизывает профессиональную деятельность медицинских работников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Не следует думать, что в таком взаимодействии заинтересован лишь пациент. Медицинский работник в не меньшей степени стремиться оказать помощь больному, ведь эта деятельность является его профессией, а значит, у него есть собственные мотивы и интересы для взаимодействия с пациентом. Кроме того, медперсоналу принадлежит важная регулирующая роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия между пациентами.

Процесс общения с больным начинается с выбора определённой дистанции взаимодействия, которая должна быть такова, чтобы пациент мог чувствовать себя комфортно и безопасно. На этот выбор оказывают влияние такие факторы, как:

-принадлежность к определённой культуре;

-социальный статус;

-психологические установки;

-возраст участников общения;

-наличие или отсутствие психического напряжения;[№4].

Цель : исследовать психологические особенности эмоционального здоровья студентов ВБМК третий курс.

Задачи исследования :

1) осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования.

2) провести экспериментальное исследование психологических особенностей эмоционального здоровья учащихся студентов ВБМК.

3) на основе полученных в экспериментальном исследовании результатов разработать психологические рекомендации для студентов ВБМК.

Объект исследования : учебно-профессиональная деятельность студентов ВБМК третий курс.

Предмет исследования: особенности эмоционально-волевой сферы.

Гипотеза : эмоциональное здоровье имеет свою психологическую специфику: адекватность, сформированная самооценка, адаптивность, решительность.

Методология: в данной работе используются труды известных психологов: Изард К. Е. Эмоции человека, Ильин Е. П. Эмоции и чувства, Додонов Б. И. Эмоция как ценность, Леонтьев А. Н., Судаков К. В. Эмоции.

Методы исследования :

1.Теоретический анализ;

2. Наблюдение;

3. Тестовый метод; а) опросник Мини –мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММРI) б) мотивационно - самооценочный опросник (МСО) ( В.А.Зобков)

Экспериментальная база исследования : студенты третьего курса, ВБМК, осень- ноябрь 2008 год,19-20 лет, 26 человек.

Практическая значимость работы : результаты исследования могут быть использованы в оказании психологической помощи студентам, обучающимся на медицинских специальностях.

Структура исследования : Содержание, введение, глава I, глава II, 41 страниц, заключение, библиографический список, приложение.

 


Глава I . Теоретический анализ основных психологических подходов к проблеме исследования

Психология эмоций

ЭМОЦИЯ - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые, прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности. [3], [9].

В теории деятельности определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву, являются одним из главных регуляторов деятельности. Если с позиции мотива деятельность успешна, возникают положительные эмоции; если неуспешна - отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями или результатами действий, кои связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы. Эмоции - очень важный показатель и потому - ключ к разгадке неосознаваемых мотивов. Нужно только подмечать, по какому поводу они возникают и, какого они свойства. В ходе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая, базовая форма эмоции - так называемый тон эмоциональный ощущений - генетически обусловленные непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные впечатления (например, вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие к их сохранению или устранению. В условиях экстремальных, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты [29],[8].Другой формой эмоций являются аффекты, являющие собой весьма сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Они могут возникать и без действия актуальной ситуации их образования; в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает требуемые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность коих от него скрыта. Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта - в этом случае они вызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоции воздействиям, что позволяет заблаговременно к ним приготовиться[1].Уровень энергетической мобилизации (активации) организма, нужный для реализуемых эмоциями функций, обеспечивается системой нервной вегетативной в ее взаимодействии со структурами мозга головного, представляющим центральный нервный субстрат эмоции. При эмоциях происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, сердечнососудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и пр.

Эмоции человека относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Их важная особенность в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, имеющие достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе. Высший продукт развития эмоций человека - устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям [24].Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специфическими эмоциями могут вызывать изменения общего эмоционального фона - настроения.

Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием; эмоции выражают оценочное отношение:

1) к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятельности - например, страх, гнев;

2) к конкретным достижениям в ней - радость, огорчение;

3) к сложившимся или возможным ситуациям и пр.

Характер и динамика эмоций ситуативных определяются как объективными событиями, так и чувствами, из коих они развиваются; так, из любви может развиться гордость любимым человеком, огорчение из-за его неудач, ревность и пр.

В античной философии эмоции рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель и др.). Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового времени, особенно у Дж. Локка, Г. Лейбница,Г. Гегеля [7], [12].

Формирование эмоций человека — важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение. Высший продукт развития эмоций человека — чувства,которые возникают в онтогенезе как результат обобщения ситуативно проявляемых эмоций. Сформировавшиеся чувства становятся главными детерминантами эмоциональной жизни человека, от которых зависит возникновение и содержание ситуативных эмоций и аффектов [2].

Также важным свойство человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств являетсяЭмоциональность[8]. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента - впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ориентациями ценностными и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.

 



2019-07-03 252 Обсуждений (0)
Глава I . Теоретический анализ основных психологических подходов к проблеме исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I . Теоретический анализ основных психологических подходов к проблеме исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)