Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема защиты национальных интересов при взаимодействии с иностранными инвесторами



2019-07-03 217 Обсуждений (0)
Проблема защиты национальных интересов при взаимодействии с иностранными инвесторами 0.00 из 5.00 0 оценок




Придавая большое значение сотрудничеству с нерезидентами в области инвестиций, любое государство, в том числе, естественно, Россия, осуществляет комплекс мер, обеспечивающих упорядоченность притока иностранных инвестиций в экономику, ориентацию на те сектора, где их использование даст наилучшие результаты. В то же время каждая страна ставит преграды на пути проникновения иностранного капитала в те сферы народнохозяйственного комплекса, где его присутствие затрагивает стратегическую безопасность страны и потому нежелательно. При этом приходится учитывать мотивы, которыми руководствуется иностранный инвестор, приходя со своим капиталом в экономику другой страны.     

Основным и главным из этих мотивов является обеспечение большей прибыльности и рентабельности вкладываемого капитала по сравнению с аналогичными показателями его вложения в своей стране. В этом случае меры по защите национальных интересов должны быть направлены на то, чтобы, во-первых, под контролем нерезидентов не оказались стратегически важные производства в различных отраслях, являющиеся условием государственной безопасности страны. Устранение этой нежелательной ситуации во многих случаях обеспечивается установлением ограничений на долю активов различных производств, которые могут быть в руках иностранцев, а в ряде случаев и прямым запретом на участие иностранного капитала в этих производствах. Во-вторых, при его участии в совместной деятельности даже вполне открытых производств может произойти проникновение нерезидентов в различные производственные секреты, которые до поры до времени таковыми и должны оставаться: В этих случаях уже сами хозяйственные структуры обязаны заботиться о сохранении своих коммерческих тайн, хотя, в принципе, возможно и создание некоторого общероссийского реестра этих охраняемых секретов. Во всяком случае, Закон № 160-ФЗ не содержит какой-либо нормы, позволяющей иностранному инвестору вывозить с территории России ноу-хау, различную документацию относительно нововведений, без соответствующего на то разрешения, он, как известно, имеет право вывезти аналогичные ценности только в том случае, если они в свое время были ввезены им на территорию Российской Федерации.

Одним из существенных мотивов вложения прямых иностранных инвестиций, в особенности в первые годы российской массовой приватизации, часто являлось желание захватить контроль над предприятием, конкурирующим с иностранным инвестором на внешнем рынке. В последующем такие предприятия закрывались, и конкурент, таким образом, устранялся. Возможны подобные случаи и сейчас. В связи с этим всегда при переходе контроля над российским предприятием к нерезиденту, такая сделка должна совершаться с ведома и при одобрении антимонопольной службы РФ. Только в этом случае можно воспрепятствовать недружественным поглощениям иностранным капиталом конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий.

Следует отметить, что во многих случаях вопрос слияний и поглощений находится под жестким контролем государственных органов. Без их одобрения совершение таких сделок практически невозможно. Вообще в последний период вопреки общим принципам глобализации отмечается усиление протекционизма отдельных государств и государственных объединений в сфере инвестиционной деятельности.

Следуя принципу реторсии, аналогичные меры принимает, и Российское государство. Так, 29 апреля 2008 г. Государственной Думой РФ был принят Закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ. В нем прямо указываются ограничения на доступ иностранных инвесторов к управлению и на доли владения уставными капиталами таких российских предприятий. Закон не исключает возможности предоставления нерезидентам такого контроля, но только с ведома и разрешения специального государственного органа, уполномоченного решать эти проблемы. Отказ нерезиденту в приобретении пакета акций предприятий стратегического значения является окончательным и влечет за собой недействительность всех совершенных при этом сделок, если они имели место без предварительного уведомления и разрешения.

Рассматривая проблему защиты национальных интересов России, нельзя не остановиться на необходимости обеспечения паритетного обмена интеллектуальной собственностью между резидентами и нерезидентами. В этом смысле следует иметь в виду необходимость правильной оценки капитала действующих российских предприятий, привлекающих иностранные инвестиции, во избежание непаритетного обмена экономическими активами. Соответственно и роль Российского государства в обеспечении правильного подхода к решению этой задачи заключается в установлении такого порядка оценки активов в экономике и такого порядка их учета, который максимально бы отвечал именно международным стандартам и обеспечивал бы правильную, незаниженную оценку действующих российских предприятий, с учетом тех интеллектуальных ресурсов, которыми они располагают.

 Решение этой проблемы, на первый взгляд вполне понятной, является, однако, отнюдь не простым делом. Оно связано, во-первых, с тем, что необходимо научить менеджмент предприятий умению правильно оценивать Интеллектуальную собственность, а для этого потребуется добиться и определенного психологического перелома в отношении к ней, преодолеть тенденции «пиратства», широко распространенные в России, и т.д. Во-вторых, необходимы общедоступные и понятные методики оценки стоимости интеллектуальной собственности российских предприятий и отдельных частных лиц. И, в-третьих, необходимо резко усилить меры по охране этой интеллектуальной собственности. То есть здесь мы имеем еще одно направление государственного регулирования, которое прямо связано с защитой национальных интересов страны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев в данной работе определённые аспекты иностранного инвестирования, государственное регулирование данного вопроса, круг проблем, связанных с ситуацией в сфере правового регулирования иностранных инвестиций в России, можно попытаться сделать некоторые выводы.

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определенны разнообразные формы и методы государственного участия в инвестиционной деятельности. И основные проблемы, и вопросы на которые стоит обратить внимание - это, во-первых, создание и улучшение благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, во-вторых, прямое участие государства в регулировании инвестиционной деятельности.

Что касается аспектов государственного регулирования в создании благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, то здесь можно остановиться на трех наиболее основополагающих факторах: политических, экономических, нормативно-правовых.

Первой по важности группой факторов, побуждающих инвестора тронуться в путь или остаться на месте, является группа факторов политических. Для инвестора важна, прежде всего, политическая стабильность, где будут осуществляться инвестиции. Для него важнее всего внутренний порядок, возможность власти оперативно и четко контролировать и управлять социально-политической обстановкой в стране. В этом смысле принятое в свое время решение об изменении порядка избрания глав регионов России, способствующее централизации власти и ограничивающее своеволие региональных элит, может только благоприятно повлиять на намерения иностранных инвесторов вкладывать свои капиталы в России.

В тоже время имеется ряд политических факторов, которые сдерживают развитие инвестиционных процессов. К их числу следует отнести следующее: сложность и недостаточная эффективность структур государственного аппарата на всех уровнях управления; чрезмерное усложнение и длительные сроки согласования инвестиционных решений; недостаточный уровень гласности и открытости осуществления этих процедур; высокая степень коррупционности государственного аппарата.

Следующей по важности для иностранного инвестора является группа экономических факторов, определяющих уже не допустимость, а эффективность инвестиционных вложений. К их числу относятся следующие: размер и характер внутреннего и внешнего рынков, на которые ориентированы инвестиции; характер налоговой инспекции; наличие и степень развития инфраструктуры; возможные пределы участия иностранных инвесторов в активах и в управлении смешанными предприятиями, которые должны быть созданы в результате инвестиций; наличие государственных гарантий для инвесторов; способы таможенного и валютного регулирования внешнеэкономических операций; наличие или отсутствие мер государственного протекционизма в конкретных сферах вложения иностранных инвестиций.

Большое влияние на развитие инвестиционной деятельности с участием нерезидентов имеет система правовых норм и практика правоприменения, существующая в России. Российское законодательство, как мы уже рассмотрели выше, сейчас содержит в себе обширный перечень норм, регламентирующих иностранные инвестиции. Но в тоже время признается пока еще неполнота этого перечня и противоречивость отдельных норм, входящих в его состав. Всеобщим становиться убеждение, что права собственности инвестора недостаточно защищены от различных посягательств на них. Вызывает нарекания и правоприменительная практика, допускающая в ряде случаев необъективное рассмотрение хозяйственных споров. Общепризнанным является мнение, что уровень правоприменительной практики в этой сфере нельзя признать безупречным, и необходимы меры по укреплению независимости судебной системы России.

Из вышеперечисленного следует, что роль государства в регулировании иностранных инвестиций очень велика, и следует недооценивать всей значимости данного вопроса. Ведь только правильная государственная деятельность может решить уровень и качество иностранных инвестиций.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Вознесенская Н.И. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М.: ИНФРА-М, 2001

2. Зубченко А.А. Иностранные инвестиции. М.: Книгодел, 2006

3. Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в России. М.: Юристиль, 2003.

4. Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции. М.: КНОРУС, 2009

5. Форбс. Июнь. № 6 – С. 72-83. 2008.

6. www.gks.ru.



2019-07-03 217 Обсуждений (0)
Проблема защиты национальных интересов при взаимодействии с иностранными инвесторами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема защиты национальных интересов при взаимодействии с иностранными инвесторами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)