Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль и значение международных соглашений, международных финансовых и нефинансовых организаций в сфере регулирования иностранных инвестиций.



2019-07-03 231 Обсуждений (0)
Роль и значение международных соглашений, международных финансовых и нефинансовых организаций в сфере регулирования иностранных инвестиций. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сложность задач, стоящих перед страной в современный период перехода к инновационной экономике, превращает его, по существу, в мобилизационный. Именно сейчас необходимо произвести ряд серьезных организационно-структурных преобразований: поставить преграды недобросовестным переделам собственности, препятствующим активности наиболее эффективных и дееспособных предпринимателей; снять препятствия в развитии малого и среднего бизнеса; ввести режим экономии всех ресурсов; ликвидировать пробелы в действующем законодательстве, повышающие риски для иностранных инвестиций в России; сформировать законодательную базу для эффективного социального партнерства; вывести из «тени» большую часть экономики, занятой легальным производством товаров и услуг; упорядочить контроль за рациональным использованием государственных инвестиций и т.д. Решению всех этих задач в немалой степени может способствовать критическое заимствование международного опыта эффективного регулирования экономической деятельности.

Международный опыт такой деятельности, в том числе в сфере прямых инвестиций, прежде всего, закреплен в ряде соглашений, к которым присоединилось большее или меньшее количество стран и нормы которых признаются как имеющие императивный характер во взаимоотношениях отдельных стран между собой. К числу таких соглашений, регулирующих инвестиционную деятельность, следует отнести прежде всего комплекс правовых норм в виде Принципов приема прямых иностранных инвестиций, разработанных Международным банком реконструкции и развития (МБРР) совместно с Международным валютным фондом (МВФ). Практически все развитые страны руководствуются этими Принципами, устанавливающими для иностранных инвестиций национальный режим, т.е. такой же режим, которым пользуются в своей стране отечественные предприятия. Тем не менее опыт показывает, что во многих странах, в особенности в развивающихся, для иностранных инвестиций принимаются некоторые ограничения в части права собственности, участия в управлении и т.д. Развитие экономики постепенно снимает эти ограничения, но при всех условиях каждая страна так строит свои отношения с иностранными инвесторами, чтобы они были не в ущерб национальным интересам и безопасности страны, принимающей иностранные инвестиции.

Для развития международного лизинга большое значение имеют нормы Оттавской конвенциио международном финансовом лизинге,обеспечивающие единообразное понимание сущности и механизма лизинга, режим применения права, ответственность сторон и гарантий для них и т.д.

Большую роль в создании единообразной практики урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих в инвестиционной деятельности с участием нерезидентов, сыграла Вашингтонская конвенция «0 разрешении споров» от 1965 г.

Как образцы международной практики правового регулирования процесса иностранных инвестиций можно привести также МИГА — Сеульскую конвенцию «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций» от 1995 г., в которой даны рекомендации о том, какими гарантиями странам-реципиентам целесообразно наделять иностранных инвесторов.

Значительный вклад в развитие правого механизма международного экономического сотрудничества, прежде всего в сфере инвестиций, внес состоявшийся в 1995 г. в Монтевидео (Уругвай) раунд переговоров ГАТТ/ВТО, в процессе которого были выработаны и согласованы Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (TRIMS); Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS); Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (TRIPR).

В TRIMS сделана попытка распространить на сферу прямых инвестиций, которая и сейчас остается зоной регулирования каждого государства, режим наибольшего благоприятствования или, по крайней мере, национальный режим. Это не вполне удалось, поскольку такая попытка встретила противодействие со стороны развивающихся государств, опасающихся произвола транснациональных корпораций (ТНК) при осуществлении ими инвестиций в этих странах. Проблема, тем не менее, остается актуальной, и поиск путей гармонизации национальных интересов и наиболее благоприятных условий для иностранных инвесторов продолжается.

Большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата для нерезидентов имеет соглашение TRIPR. Оно предусматривает принятие на себя всеми государствами — членами ВТО единообразных обязательств относительно авторских и смежных прав, товарных знаков, патентов, защиты конфиденциальной информации. Именно эти институты требуют четкого регулирования и защиты от недобросовестного их использования в процессе осуществления ПИИ. Важным пунктом этого соглашения является обязательство стран — его участниц создать в законодательном порядке национальные механизмы по защите прав интеллектуальной собственности. В этом смысле следует отметить как существенный шаг в направлении такой защиты принятие Государственной Думой РФ и введение с 1 января 2008 г. части четвертой Гражданскогокодекса РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

Наконец, соглашение GATS. Оно хотя и не имеет прямого отношения к инвестиционной деятельности, но, устанавливая общие принципы и единообразный либеральный режим международной торговли услугами, косвенно влияет на развитие ПИИ. Услуги со стороны нерезидентов, в частности при осуществлении ПИИ в форме международного лизинга, всегда занимают определенную долю объема этих инвестиций. Для целей GATS был введен международный классификатор услуг, насчитывающий более 160 их видов, сгруппированных в 12 основных групп. Принятие такого классификатора имело большое значение в упорядочении и более четкой организации деятельности в сфере международных услуг,

Те государства, которые ратифицировали данные соглашения, взяли на себя обязательства руководствоваться именно их нормами в случае коллизии с национальным правом, поскольку эти нормы определяют единообразный, общий подход к вопросам регулирования товарных, денежных и информационных потоков, возникающих между государствами.

Общепризнанную положительную оценку получили методические разработки ЮНИДО (United Nation Investment Development Organization) (Организации ООН по проблемам промышленного развития), которыми определены принципы формирования участниками инвестиционного процесса бизнес-планов и методы оценки эффективности инвестиционных решений. Единообразный подход к решению этих вопросов во многом ускоряет процесс согласования инвестиционных решений между различными сторонами и обеспечивает сопоставимость получаемых оценок и эффективности этих решений.

Признание соответствующих международных соглашений, регулирующих инвестиционную деятельность, и присоединение к ним — это лишь одна из сторон использования Россией мирового опыта. Другая его сторона — участие Российского государства в соглашениях, непосредственно касающихся конкретных инвестиционных проектов.Здесь в первую очередь следует указать роль государства как стороны в инвестиционных проектах, осуществляемых в соответствии с Законом от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции» со всеми изменениями к нему, вплоть до последнего, принятого Государственной Думой 29 декабря 2004 г. за № 199-ФЗ. Им предусматривается, что такие соглашения вступают в силу только после принятия специального закона, а раздел продукции осуществляется с прямым участием государства.

Двусторонние соглашения наряду с международными многосторонними конвенциями имеют большое значение для формирования инвестиционного климата непосредственно между двумя государствами-партнерами. К числу таких наиболее распространенных соглашений следует отнести соглашения о защите инвестиций и об избежание двойного налогообложения, имеющиеся у России со множеством стран.

Третьим важным направлением международного сотрудничества Российского государства является использование им опыта государственного регулирования инвестиционной деятельности в других странахкак на макроуровне, так и применительно к отдельным экономическим объектам. Наиболее существенным здесь является использование опыта налогового регулирования инвестиций, прежде всего амортизационной политики, экономически развитых государств. При всем громадном объеме нормотворческой работы российское законодательство является еще очень неполным, и его нормы обеспечивают лишь достаточно грубую настройку инвестиционных процессов. Так, в частности, далеко не полностью используются возможности налогового стимулирования и амортизационной политики по сравнению с тем, как это делается во многих европейских странах, в США и Японии. Не менее интересным представляется опыт этих стран в осуществлении контроля за инвестиционными процессами в их экономике, в организации мониторинга и оценке результатов. Практика этих стран опровергает утверждения о том, что только рыночными механизмами регулируется инвестиционная деятельность. Она фактически осуществляется со значительным присутствием государства, которое выступает часто как прямой участник многих инвестиционных программ.

Заслуживает внимания и опыт различных стран в осуществлении конкретных, в частности, очень сложных экологических проектов. Разработка бизнес-планов таких проектов; организация их финансирования и строительства со значительным участием государственных средств и привлечением средств крупных финансовых структур, а иногда и полностью за счет государства; ввод в эксплуатацию; проведение предварительных процедур подготовки к приватизации; организация приватизационных конкурсов и передача по их результатам действующего предприятия в частные руки, соблюдение при этом экономических интересов государства и механизм гарантий эффективности деятельности этих предприятий — все это должно стать предметом тщательного изучения и возможного заимствования российскими властными структурами в их инвестиционной политике.

Развитие экономического сотрудничества различных государств привело к созданию ряда международных финансовых и нефинансовых организаций, целью которых является развитие и регулирование международной экономической деятельности, в том числе в сфере иностранных инвестиций. Ряд этих организаций имеет региональный уровень, как, например, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), объединяющая с участием России ряд стран — членов СНГ и Китай. В рамках этой организации предпринят ряд попыток создания условий для свободного движения капиталов между ее членами и развития взаимовыгодной инвестиционной деятельности. Но если для стран СНГ формирование общих правил такой деятельности облегчается в какой-то степени пониманием некоторых их общих интересов, то установление подобных взаимоотношений с Китаем требует значительно больших усилий и времени. Тем не менее, последние годы существования ШОС отмечены ростом интереса к ней со стороны других азиатских стран, которые постепенно все шире начинают принимать участие в ее работе в качестве наблюдателей.

К числу таких региональных организаций можно причислить и Европейский союз.Их влияние в силу экономической мощи входящих в них стран распространяется, однако, далеко за географические границы этих стран. Экономическая интеграция стран, входящих в ЕС, в последний период достигла весьма высокой степени, чему немало способствовал переход этих стран к единой валюте - евро. В ЕС во многом унифицированы правила движения капиталов между его членами, возможности и ограничения, учет которых необходим при слияниях и поглощениях компаний разных стран ЕС. Большое значение в этом смысле имело проведенное согласование (гармонизация) корпоративного законодательства в рамках всего союза, а также норм, регулирующих права интеллектуальной и промышленной собственности (торговые марки и патенты). В результате Европейский союз достиг немалых успехов в инвестиционной деятельности как внутри ЕС, так и за его пределами. Так, с момента создания ЕС в 1992 г. по 2007 г. объем ПИИ между странами ЕС увеличился почти в 20 раз. Значительно возрос поток ПИИ из Евросоюза в третьи страны, при этом его политика включает и поощрение обратного потока инвестиций — из этих третьих стран в ЕС. В последние годы наметилась очевидная тенденция роста ПИИ из «старых» стран ЕС в недавно присоединившиеся к нему страны Восточной Европы.

Наряду с региональными организациями на международной арене действует ряд структур общемирового значения, роль которых в эффективной организации международной инвестиционной деятельности исключительно высока. Именно так следует оценить значение ООН, обеспечивающей через свои структуры выработку общепризнанных правовых механизмов регулирования иностранных инвестиций, создания для них максимально благоприятных условий, единообразно понимаемых критериев оценки их эффективности и т.д.

 В сфере международных финансов важную роль играет Международный валютный фонд,являющийся крупным кредитором для государств его членов. Большая доля кредитов МВФ предназначается для оказания финансовой помощи этим государствам, но по линии МВФ финансируется также и множество конкретных инвестиционных проектов, осуществляемых ими как странами — реципиентами инвестиций.

Конкретные инвестиционные программы могут финансироваться по линии Международного банка реконструкции и развития (МБРР) или имеющего аналогичные функции Европейского банка.Для этой цели, например, при МБРР создана формально независимая, но фактически являющаяся филиалом МБРР Международная финансовая корпорация (МФК). В ее функции входит аккумулирование средств для инвестиций путем привлечения свободных финансовых ресурсов с мирового рынка капиталов. Эти средства затем используются для долевого финансирования (обычно не более 25% стоимости проекта) инвестиционных проектов в различных странах. Членом МФК в настоящее время является и Россия.

Помощь в организации инвестиционного сотрудничества оказывает также созданная при ООН ЮНИДО,которой принадлежит также заслуга создания общепризнанной методики обоснования и оценки эффективности инвестиций. Очевидно, что по мере роста масштабов международной инвестиционной деятельности роль этих организаций будет возрастать, но не исключено и появление на международной арене других аналогичных структур.

Значительную роль в создании единообразных правил осуществления внешнеторговых, и в том числе инвестиционных, операций играет Всемирная торговая организация,в которую уже много лет через множество трудных двусторонних переговоров пытается вступить Россия. К сожалению, до сих пор нет большой ясности, как это вступление скажется на состоянии и перспективах развития отдельных отраслей российской экономики, каков будет общий баланс приобретений и потерь от этого вступления. Можно поэтому говорить более или менее определенно только об отдаленной перспективе. Безусловно, более жесткие условия конкуренции, в которые попадает страна, вступившая в ВТО, если она при этом соблюдает все условия этой организации, приведут к сохранению на внутреннем рынке лишь современных, конкурентоспособных производств которые смогут отвоевать свою нишу и на рынке внешнем. Это в свою очередь будет способствовать притоку иностранных инвестиций, поскольку капитал нерезидентов с большим желанием стремится в высокоразвитые отрасли и очень неохотно идет в депрессивные сферы экономики.

 



2019-07-03 231 Обсуждений (0)
Роль и значение международных соглашений, международных финансовых и нефинансовых организаций в сфере регулирования иностранных инвестиций. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль и значение международных соглашений, международных финансовых и нефинансовых организаций в сфере регулирования иностранных инвестиций.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.693 сек.)