Этимологическая работа со словом младших школьников
Важнейшим из аспектов развития речи учащихся является обогащение словарного запаса. Подробный анализ практикуемых в современной школе приемов словарной работы привел нас к выводу, что обогащению словаря учащихся способствует прежде всего опора на элементы этимологии. Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение исторического корня, к которому оно восходит, и таким образом более глубоко понять семантику данной лексической единицы и причины ее современного правописания. Вследствие этого в лингводидактике наряду с общепринятыми способами толкования значения слова выделяют этимологический способ'. Мы считаем возможным и необходимым систематическое обращение к этимологии в начальных классах на межпредметном уровне прежде всего в тех случаях, когда слово трудно для детей не только в орфографическом, но и в семантическом плане. Это обусловлено особенностями психолингвистического развития младших школьников. По мысли Л.С. Выготского, этимологический анализ возвращает словам первичное, образное значение[6,105]. Общеизвестно, что у младших школьников образное мышление преобладает над логическим, поэтому применение этимологического анализа при работе со словом в начальных классах поможет детям открыть яркое, образное значение многих слов. Кроме того, использование элементов этимологии в начальных классах дает возможность опираться на изначальную, стихийную способность ребенка к этимологизированию и направлять ее в научное русло. Нами описана система словарной работы на основе этимологического анализа в начальных классах, составлен краткий этимологический словарик для начальных классов. Речь пойдет о таких видах работы, как творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли?», словарные диктанты с опорой на этимологию, этимологические кроссворды. Творческое списывание Творческое списывание хорошо известно в методике русского языка. В нашем случае оно использовано с целью закрепить в памяти учащихся значение изучаемых слов. Творческое списывание применяется в процессе закрепления знаний, умений и навыков на разных уроках по таким школьным дисциплинам, как русский язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, музыка, история. Заметим, что для работы используются слова и некоторые научные термины, значение и правописание которых изучалось с опорой на этимологию. Приведем примеры. Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова. I. Русский язык 1) Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки, называют .... 2) Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют... . 3) ... — это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению. 4) ... — это слова, противоположные по значению. 5) ... — это слова, совпадающие или близкие по значению. Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: орфограмма, этимология, омонимы, антонимы, синонимы. II. Математика 1) Размер, объём, протяжённость предмета называется.... 2) ... — равносторонний прямоугольник. 3) ... — это единица длины, сотая часть метра. 4) Основная единица массы, равная тысяче граммов, —.... 5) Мера длины, равная тысяче метров —... . 6) Инструмент для вычерчивания окружностей называется.... Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: величина, квадрат, сантиметр, килограмм, километр, циркуль. Ш. Природоведение (естествознание) 1)... —это коллекция засушенных растении. 2) Видимая граница неба и земной или водной поверхности называется 3) Чтобы точно определить стороны света, нужно воспользоваться.... 4) Солнце всходит на... и заходит на.... Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: гербарий, горизонт, компас, запад, восток. IV. Изобразительное искусство 1) ... — прозрачные краски, разводимые на воде, и картины, написанные такими красками. 2) Общий вид какой-то местности или рисунок, картина, изображающая виды природы, описание природы в литературном произведении — это.... 3) ... — это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. 4) ... — это картина с изображением крупным планом предметов: цветов, плодов, битой дичи. рыбы. утвари. Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: акварель, пейзаж, портрет, натюрморт. V. Музыка 1) ... — благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев. 2) Большое музыкальное произведение для оркестра называется.... 3)... — это театральное представление, танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой. 4) ... — музыкально-драматическое произведение (или представление такого произведения на сцене), в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова; мелодия, симфония, балет, опера. VI. История 1) ... называют человека, совершающего подвиги, необычного по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2) Главный город государства называют ... . 3) Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец называют ... 4)... — это собрание горожан для решения общественных дел на Руси в Х-ХУ веках. 5) ... называют приём пищи, еду в монастыре. Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: герой, столица, кольчуга, вече, трапеза. Письменные ответы на вопросы Этот вид работы также хорошо известен в методике русского языка. Он используется в данном случае для закрепления в памяти учащихся значения слов, изученных с опорой на этимологию. Приведем примеры таких вопросов. Они однотипны и начинаются одной фразой: как называется... ... тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом.) ... форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнование.) ... комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок, состязаний? (Стадион.) соревнование спортивных команд — бег, движение на дистанции, при котором на определенном этапе один спортсмен, сменяясь, передает другому условленный предмет? (Эстафета.) ... стационарное учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха? (Санаторий.) ... краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления? (Антракт.) Игра «Верно ли?» Игра «Верно ли?» помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов. Приведем несколько вопросов для этой игры. Верно ли, что... ... слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню? (Неверно. Слово портной исконно русское и восходит к слову порт в значении «полотно». Слово портфель восходит к французскому портер, что значит «носить».) ... слова ветеран и ветчина восходят к одному историческому корню? (Верно. Слова ветеран и ветчина восходят к латинскому ветус, что значит «старый».) ... слово газета образовано от слова газ? (Неверно. Слово газета образовано от итальянского газа, что значит «сорока» — изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. Слово газ восходит к греческому хаос в значении «первичное, бесформенное состояние мира».) ... слово мелодия можно проверить словом милый? (Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов: мело — «песня» и оде — «песня». Слово милый восходит к латинскому милис — «нежный, спокойный».) ... слово окулист восходит к тому же слову, что и слово око? (Верно. Слова окулист и око восходят к латинскому окулюс в значении «глаз».) ... слово автограф — называют автомобиль, в котором ездят графы? (Неверно. В слове автограф часть граф — не родственна слову граф в значении «дворянский титул или лицо, имеющее этот титул», она образована от греческого элемента графе — в значении «пишу». Часть авто- в обоих словах образована от греческого авто в значении «сам». Слово автограф имеет значение «собственноручная, обычно памятная надпись или подпись».) ... слова плотник и плот исторически родственные? (Верно. В древности словом плот называли соединенные друг с другом бревенчатые стены домов. Такие плоты делали плотники.) Описанные виды работы способствовали закреплению полученных школьниками знаний об этимологии слов, умения членить слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане, навыка сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слова выводить из его происхождения). Словарные диктанты с опорой на этимологический анализ Разработанные нами словарные диктанты с опорой на этимологию позволяют активно обогащать словарный запас учащихся. В такие диктанты включаются только те слова, с этимологией которых дети уже познакомились. Этимологические кроссворды Кроссворды эффективно используются для закрепления знаний, полученных в процессе словарной работы с опорой на этимологию. Мы предлагаем два вида кроссвордов, которые различаются степенью сложности задания: 1) угадать слово по этимологической справке к нему; 2) угадать слово по началу этимологической справки к нему. I. Угадайте слово по этимологической справке к нему. В формулировку заданий к кроссвордам первого типа, кроме сведений об этимологии слова, мы включали толкование его значения. Таким путем лучше достигалась конечная цель — усвоение и запоминание школьниками лексического значения слов, обогащение их словарного запаса. Приведем пример кроссворда данного типа. Кроссворд «Техника» По горизонтали; 1) Слово имеет в своём составе греч. элемент «свет» и обозначает аппарат для фотографирования. 2) Слово восходит к лат. «ветер» и обозначает прибор, предназначенный для проветривания помещений. 3) Слово восходит к греч. — «вдаль, далеко» и обозначает аппарат для разговора людей на расстоянии. По вертикали: Контрольное слово восходит к лат. «вычислять» и обозначает информационно-вычислительную машину. 3.
II. Угадайте слово по началу этимологической справки. Для кроссвордов второго типа мы подбирали такие слова, которые не входят в гнездо слов, включающих в себя какой-либо международный элемент. Это единичные слова (гардероб, вестибюль, партер, балет и др.). Если же с помощью данного элемента образовано еще какое-либо слово, то в скобках мы давали толкование значения загаданного слова.
Кроссворды с опорой на этимологию позволяют детям активизировать в памяти сведения о происхождении слов. Кроме того, использование этимологических кроссвордов дает возможность учащимся применить полученные на уроках сведения об этимологии не только в учебной, но и в игровой деятельности. Система словарной работы с опорой на этимологию и, в частности, описанные способы закрепления лексики, освоенной с помощью этимологического анализа, способствуют формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят, или элементов, из которых они состоят. Следствием этого становятся следующие положительные изменения непосредственной речевой деятельности учащихся: во-первых, значительно повышается орфографическая грамотность в тех случаях, когда значение данной лексической единицы анализируется с опорой на ее этимологию, во-вторых, совершенствуется синтаксический строй речи. Кроме того, вследствие обогащения словаря с опорой на этимологию у младших школьников формируется представление о языке как о развивающемся явлении, о связи языка с историей страны, народа, о взаимодействии языков мира, закладываются основы лингвистического мышления. Этимологический анализ способствует развитию логического мышления учащихся, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (363)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |