Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями



2019-07-03 550 Обсуждений (0)
Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями 0.00 из 5.00 0 оценок




В методических комментариях к своему «Словарику синонимов и анто­нимов» М.Р. Львов отметил: «Если учи­тель и учащиеся имеют возможность постоянно использовать и другие сло­вари - орфографические, толковые, орфоэпические, этимологические, - то лексический фрагмент урока русского языка может стать постоянным, ежеурочным. За последние 3-4 десятиле­тия учебная лексикография получила значительное развитие и внедрение в школьную практику»[7, 65].

В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со сло­варями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными ти­пами словарей должна превратиться в необходимость. Такая позиция опре­делена «Требованиями к уровню под­готовки обучающихся, оканчивающих начальную школу» Примерной про­граммы по русскому языку, которые ставят задачу научить младших школьников «сравнивать, различать словари, справочники», а также поль­зоваться ими [3, 73]. С учетом этой задачи все авторские программы в чис­ле обязательных умений и навыков по русскому языку указывают работу со словарями, а в справочные аппараты учебников включают самые разные типы вспомогательных словариков. В большинстве учебников предлагают­ся упражнения, в которых есть зада­ния для работы со словарями.

Учебники по русскому языку Обра­зовательной системы «Школа 2100» впервые в практике начальной школы использовали принцип градуальности:

в учебнике для 3-го класса весь слов­ник толкового словарика 1-й части по­вторялся наряду с новым во 2-й части. Широкие возможности для сравнения различных словарей, справочников предоставляет учебник «Школы 2100» по русскому языку для 4-го класса. Среди текстов упражне­ний в этом учебнике шесть являются выдержками из статей «Лингвистиче­ского словаря», семь - из «Энциклопе­дического словаря юного филолога». В упр. 113 и 115 предлагаются задания на сравнение словарных статей слова­рей синонимов, антонимов и толковых, приводятся образцы словарей назван­ных типов.

Все это предполагает методическую подготовку учителя к развитию у млад­ших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями. Прежде всего для этой системы не­обходимо определить перечень уме­ний, которые являются составными действиями (операциями) сложного умения пользоваться словарями.

I. Элементарные умения, базовые для умения пользоваться словарями:

1. Пользоваться вспомогательными словарями учебников.

2. Внимательно вчитываться в текст вступительной статьи.

3. Определять единицу описания по названию словаря.

4. Работать с алфавитным словоука­зателем.

5. Составлять и запоминать план структуры словаря.

6. Составлять и запоминать план структуры словарной статьи.

7. Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями.

8. Использовать при работе со слова­рями чтение-просмотр и чтение-поиск.

II. Умения более сложного характе­ра, базовые для умения пользоваться словарями:

1. Использовать при работе со сло­варями разные виды избирательного чтения.

2. Знать структурные элементы сло­варя.

3. Знать различные типы словарей.

4. Уметь сравнивать словари одного типа, находить сходство и отличия.

5. Пользоваться планами обобщен­ного характера в работе с разными словарями, в соответствии с ними го­товить рассказ о словаре.

6. Овладеть умением работать с ор­фографическим словарем при органи­зации самоконтроля и взаимопровер­ки творческой работы по развитию ре­чи (изложения, сочинения).

7. Уметь работать с несколькими словарями в связи с редактированием текстов творческих работ по развитию речи (изложений, сочинений).

III. Овладение умениями, обладающими свойствами широкого пере­носа:

1. Самостоятельно составить пред­ставление о структуре словаря.

2. Самостоятельно составить пред­ставление о каждом структурном эле­менте словаря.

3. Самостоятельно составить пред­ставление о структуре словарной статьи.

4. Самостоятельно составить пред­ставление об особенностях нового словаря.

5. Самостоятельно составить план обобщенного характера (алгоритмиче­ское предписание) для использования вновь вводимых в учебный процесс лингвистических словарей.

6. Переносить умения пользоваться словарями русского языка на самосто­ятельную работу с энциклопедически­ми словарями по другим предметам.

7. Применять умение пользоваться словарями в работе по самообразо­ванию.

Над первыми двумя группами уме­ний работаем в начальной школе, а третья группа — перспективная, этими умениями должен владеть учитель на­чальных классов, дети овладеют ими в средней школе.

Эффективным средством в органи­зации работы по развитию обобщен­ных учебных умений, к которым относится и умение пользоваться словарями, являются обобщенные планы деятельности. Они, как под­тверждают исследования, позво­ляют учителю осуществлять самоконтроль за полнотой и логикой изложения соответствующего учеб­ного материала и более объективный, целенаправленный контроль за усво­ением знаний учащихся [4, 39].

Такими планами в ходе развития умения пользоваться словарями явля­ются следующие:

Что надо знать о словаре

1. Название словаря.

2. Автор, редактор словаря.

3. Издательство и год издания.

4. К какому типу относится словарь.

5. Каково назначение словаря (еди­ница описания).

6. Расположение слов в словаре: ал­фавитное, гнездовое или тематическое.

7.Структура словаря:

а) особенности вступительной статьи;

б) приложения;

в) особенности справочного аппарата.

8. Объем словника.

9. Как знакомиться с неизвестным или новым словарем (справочником).

Что надо знать о словарях для начальной школы

1. Типы словарей.

2. Словари объяснительные (пояс­нительные) или словари-репертуары (словари-указатели).

3. Назначение и особенности уни­версальных словарей.

4. Назначение и особенности вспо­могательных словарей.

5. Назначение и особенности лекси­кографических пособий для началь­ной школы.

Что надо знать о словоуказателе словаря

I. Назначение указателя.

II. Устройство указателя.

1. Представление заголовочных слов после основного корпуса словаря:

а) алфавитное;

б) предметное (тематическое). 2. Представление слов, вошедших в словарные статьи:

а) алфавитное;

б) предметное (тематическое). 3. Фиксация определенных лексико-семантических групп слов.

III. Словоуказатель перед разделом.

IV. Словоуказатель на развороте страниц.

Что надо знать о словарной статье словаря (лексикографического пособия)

1. Заголовок словарной статьи:

а) слово или его часть;

б) цепочки слов;

в) фразарий.

2. Главная часть словарной статьи.

3. Дополнительные сведения сло­варной статьи:

а) грамматическая характеристика;

б) грамматические формы;

в) произносительная норма;

г) этимология.

4. Иллюстрации употребления в ре­чи заголовочной единицы (единицы описания):

а) цитаты из литературных источ­ников;

б) авторские речения.

5. Структура словарной статьи.

6. Особенности словарной статьи.

Что надо знать об особенном языке словаря (лексикографического пособия)

1. Какие способы толкования (объ­яснения) приняты в словаре (лексико­графическом пособии).

2. Грамматические и стилистиче­ские пометы.

3. Условные обозначения и сокра­щения.

4. Знаки и символы.

5. Способы обозначения многознач­ных слов.

6. Способы обозначения омонимов.

7. Способы обозначения фразеоло­гизмов.

8. Преемственность и перспектив­ность в освоении метаязыка словарей (лексикографических пособий) опре­деленных типов.

По мере овладения умением пользоваться словарями актуальной работой становится составление с учениками памяток «Как работать с "Орфографи­ческим словариком"» и «Как работать со "Словариком синонимов"». Это по­могает в организации работы по ре­дактированию и самопроверке сочине­ний и изложений.

Памятки составляются на основе работы со следующими текстами.

«Орфографический словарик» и работа с ним»

Чтобы выяснить, какие слова и орфо­граммы поможет проверить и правиль­но записать ваш «Орфографический словарик»,обратитесь к введению. Оно называется «Как пользоваться орфо­графическим словариком» или начина­ется обращением «Дорогой друг!».

Основной текст «Орфографического словарика» - это слова от «А» до «Я».

Как правило, в орфографических словариках имеются приложения:

списки мужских и женских имен, на­звания месяцев, дней недели, городов, имена числительные; важнейшие пра­вила правописания корней, приставок, окончаний основных частей речи.

Орфографический словарик преду­предит от ошибочного написания и про­изношения многих иноязычных слов.

Слова в орфографическом словари­ке, как и в толковом, даны в .. фор­ме и расположены по .алфавиту. Нельзя сра­зу сказать, где искать слово. В «ошибкоопасном месте» чаще всего две или три буквы «спорят» за право писаться в слове, например: в(а,/о)рона, б(а/о)рдюр. Это потому, что в русском языке в ударном слоге может появ­ляться любой звук, а в безударных .... звукам [о] и [э] появляться запре­щено. Нельзя писать на слух и удар­ные гласные звуки после, соглас­ных звуков, например: щёлочь и тру­щоба, шёлк и шок произносятся оди­наково, а пишутся с разными буквами.

Итак, при работе с «Орфографиче­ским словариком» действуют следу­ющим образом:

1. Сначала определяют, какие буквы .пишутся.

2. Смотрят, какая из этих букв в ал­фавите стоит первой, а какая - второй.

3. Ведут поиск слова сначала с пер­вой буквой, а затем со второй (если с первой буквой слова нет).

4. Узнают, какая буква «победила» в споре за право писаться в слове.

Чтобы запомнить, как пишется сло­во, действуют так:

1. Читают слово орфографически (как оно записано).

2. Диктуют его себе орфографиче­ски по слогам и записывают.

3. Подчеркивают орфограмму(ы) в записанном слове.

4. Сравнивают свою запись с тем, как это слово записано в словаре.

5. Если находят ошибку(и), исправ­ляют.

Работа с « Толковым словариком»

Сначала внимательно читают вве­дение.

Узнают о составе словаря, о частях словарной, статьи, о том, какие сведения можно уточнить по словарю.

...... слова размещены в словаре в строго определенном порядке, поэтому можно быстро найти нужное слово. Как при­нято в словарях,..... слово помещает­ся в его ..... форме.

В толковых словарях ..... сначала определяется как часть речи, а затем с помощью ..... сокращений представ­ляется полная информация о наиболее трудных грамматических формах.

В случае необходимости после .....слова помещены предупреждающие справки - сигналы об особенностях произношения ...... его употребления

в языке.

Знакомство с введением («Как устро­ен твой словарь», «Как пользоваться толковым словариком», «Об этом слова­рике» и т. п.) поможет извлекать разно­образные сведения о..... из..... статьи.

Для более организованной работы со словарем можно изготовить небольшую книжную закладку, выпи­сать на нее условные ..... и сокраще­ния и пользоваться ею как памяткой.

Из введения узнают об устройстве приложений, алфавитных списков (словниках) и указателей.

Эта ознакомительная работа помо­жет быстро и легко получать необхо­димую информацию для точности упо­требления слов и развития чувства языка. Тогда нам удастся осуществить предостережение А.Н. Толстого:

«Язык - орудие мышления. Обра­щаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизи­тельно, неверно»[18,107].

С вышеприведенными текстами вы­полняются такие задания:

Прочитай. Вставь подходящие по смыс­лу слова. Раздели текст на части. Какие из абзацев текста необходимо поменять местами? Почему? Как это сделать с по­мощью цифровых обозначений? Составь на основе текста план - памятку для орга­низации своей работы.

Работа со «Словариком синонимов»

Синонимические словари обогаща­ют язык, а значит и мысль. Синонимы выполняют в речи три важные задачи:

замещения, уточнения, оценивания.

При помощи замещения мы избега­ем однообразия речи.

С помощью синонимов уточняем действия, признаки, вносим дополни­тельные смысловые оттенки.

Используя синонимы, выражаем свое отношение к происходящему, оце­ниваем ситуацию, себя и собеседников.

Обогащают нашу речь синонимами литературные высокохудожествен­ные произведения и словари.

Работа с синонимическими словаря­ми должна активизироваться при под­готовке к написанию сочинения.

Определив тему и главную мысль сочинения, можно приступать к подго­товительной работе. Она складывает­ся из двух этапов:

1. Составление плана.

2. Языковая подготовка:

а) определение важных, ключевых, опорных слов к ответам на вопросы плана;

б) подбор тематических групп слов, соответствующих ключевым словам;

в) определение и проверка орфограмм в ключевых словах и тематиче-сих группах слов с помощью орфографического словаря;

г) определение с помощью словаря синонимов к опорным словам, а также подбор синонимов к словам основных тематических групп. Задание к этому тексту:

Прочитай. Попробуй в группе с другими учениками подобрать примеры к утверждениям 2, 3, 4-го абзацев текста о замещающей, дополняющей и оцениващей функции синонимов. Можно использовать словарики синонимов [2].

Подчеркиваем, умения работать с текстом словарной статьи конкретного словаря или справочника являются сложными по составу, включают целый ряд умений, связанных с различными сторонами усвоения знаний о единице описания, которую представляет заголовочное слово того или иного словаря. системе обучения необходимо предусмотреть овладение содержательной и процессуальной сторонами каждого из действий, осознание их места и значе­ния в системе действии по умению пользоваться словарями. Решению этой задачи служит специальный под­бор упражнений, которые позволят учащимся самостоятельно определить учебную задачу, т.е. выделить умение (действие), над которым предстоит по­работать. Учебники предлагают такие упражнения, и задача учителя - ис­пользовать их для работы на уроках.

 

 

Заключение

В начальной школе лексикология изучается в узком значении этого термина, т. е. как словарная система языка. Од­нако в школьный курс лексики входят и некоторые све­дения об устойчивых словосочетаниях и о словарях (тол­ковом словаре, словаре иностранных слов, фразеологиче­ском словаре).

Лексика как раздел науки о языке в начальной школе изучают и в образовательно-познавательном аспекте (знакомство учащихся с лексической системой русского языка) и в нормативно-практическом (формирование у них уме­нии применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также обогащение словарного запаса учащихся разными лексико-семантическими груп­пами слов).

Понятия «словарная ра­бота» и «изучение лексики» не всегда достаточно чет­ко различались. Не случайно с конца 40-х годов в словарную работу стали включать всякую работу со сло­вом: выяснении его звукового состава, склонение и спря­жение, составление предложений по опорным словам, дописывание слов, вставку данных слов в контекст и т. д., т. е. виды работ, которые, как правило, не преду­сматривали выяснения лексического значения и особен­ностей употребления слова в речи.

Несмотря на то, что словарная работа и изучение лексики имеют один и тот же объект — слово, на заня­тиях по лексике слово изучается как единица лексиче­ской системы и задача обогащения словаря хотя и сто­ит, но не является ведущей, в то время как для словар­ной работы эта задача основная. Однако следует иметь в виду, что расширение словарного запаса учащихся происходит гораздо интенсивнее, если эта работа опира­ется на знания, приобретенные в процессе изучения лек­сики.

В связи с этим, изучая лексику, необходимо учиты­вать указанное различие между методикой обучения лексике и методикой словарной работы, которая тесно связана с методикой лексики.

Лексика, будучи самостоятельным разделом школь­ного курса русского языка, непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. Ведь слова, обозначая явления объективной действи­тельности и имея лексическое значение, в то же время относятся к тому или иному лексико-грамматическому разряду. Поэтому знание значений слов важно не толь­ко для расширения словаря, но и для усвоения морфо­логических и синтаксических понятий, поскольку каж­дая грамматическая категория представляет собой един­ство лексической и грамматической сторон.

Работа над усвоением лексики формиру­ет у школьников умения и навыки пользоваться раз­личными словарями: толковым, словарем иностранных слов, словарем синонимов, фразеологическим словарем и др. Это имеет большое практическое значение.

Литература

1. Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссер­тации.— М.,1998.

2. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа – 2002-№:6.- С.76- 80

3. Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников/ Г.В.Бобровская // Начальная школа – 2003- № 4- С.47- 52.

4. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове).-М,1972-318с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Избранные психологические исследова­ния. —М.,1956.- 392с.

6. Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами./ Н.Д.Горбунова// Начальная школа плюс до и после .- 2003. -№3. – С.57-59.

7. Лаврова Н.М.Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями./ Н.М.Лаврова.// Начальная школа плюс до и после .- 2005. - № 5. – С.35- 40.

8. Левушкина О.Н. Закрепление лексики./О.Н. Левушкина // Начальная школа.- 2001 - №5 – С.47- 52.

9. Лёвушкина О.Н. Развитие лингвистического мышления младших школьников с помощью элементов этимологиче­ского анализа // Преподаватель. — 1999. — № 2-3. — С. 45-52;

10. Ломакович С.В., Тилитенко Л.И. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В 2-х ч. — Ч. 2 - М.: Вита, 2004. -200с.

11. Львов М.Р. Словарик синонимов и ан­тонимов. Для начальных классов. - М.: Вентана-Граф, 1997.- 201с.

12. Лук А. Н. Память и кибернетика.- М., 1966.- 280с.

13. Оконь В. Основы проблемного обучения.: М., 1968 - 168с.

14. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка .- М.:Просвещение, 1979.- 144с.

15. Психология. Учебное пособие для пединститутов. / Под ред. А.Г. Ковале­ва., Степанова А. А., Шабалина С. Н..- М., 1966- 184с.

16. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах/ Под ред. Д.Н.Богоявленского, Н.А.Менчинской.- М., 1962. -213с.

17. Применение знаний в учебной практике школьников./ Под ред.Н.А. Мен­чинской- . М., 1961- с202с.            

18. Русский язык в начальных классах : Теория и практика обучения./ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская.- М.: Просвещение, 1993.- 383с.

19. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики ,правописания и развития речи./Т.П. Сальникова.- Воронеж.: НПО «МОДЭК»,1996.- 320с.

20. Стрекозин В.П.Актуальные проблемы начального обучения/ В.П.Стрекозин.- М.: Просвещение, 1976- 192с.

21. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематиче­ских групп слов, омонимов, паронимов, си­нонимов, антонимов: Учеб. пос. для уча­щихся начальной школы. - М.: Дрофа, 2003.-152с.

22. Оценка качества знаний обучающих­ся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова и др. - М.: Дрофа, 2000- 201с..

23. Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. — М.: Просвещение, 1984.- 153с.

24. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка.- . М.: Просвещение, 1972, 344с.



2019-07-03 550 Обсуждений (0)
Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)