Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути преодоления платежного кризиса



2019-07-03 185 Обсуждений (0)
Пути преодоления платежного кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С учетом вышеизложенного целесообразно отобразить следующие пути и конкретные мероприятия.

1. Очень важным является использование опыта других стран в значительном - улучшении состояния платежной дисциплины в народном хозяйстве. Это, прежде всего, касается Венгрии, Израиля, Китая, Словакии, Чехии, а в последние времена - России. Так, правительством РФ разработана программа проведения "общего сетевого взаимозачета", которая осуществлена в 3 этапа: на первом - целевым финансированием со стороны государства погашена задолженность перед бюджетными организациями, на втором - для всех предприятий проведена реструктуризация их долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами, на третьем - осуществлено урегулирование взаимных долгов предприятий, но только по просроченной задолженности (на добровольных основах). Для этого предусматривалось создать единую базу данных, которая включала информацию о состоянии дел по всем кредиторам и дебиторам России. На ее основе были разработаны оптимальные цепочки возможного проведения взаимозачета между предприятиями. К взаимозачету принимались лишь подтвержденные, объемы просроченной задолженности по каждой конкретной цепи, которые взаимно погашаются. Правом указанной реструктуризации пользовались только те предприятия, которые в определенные сроки уплатили "живыми" деньгами все текущие налоговые платежи.

Всем участникам взаимозачета открыли счета в банках, аккредитованных по решению межведомственной комиссии на конкурсных основах. Указанные банки должны были быть связанными между собой корреспондентскими отношениями. Результаты взаимозачета оформлялись обычными платежными поручениями на сумму, которая проходит по цепи и будет заканчивать ее. Эти операции осуществлялись на протяжении одного банковского дня в границах одной законченной цепи.

Кроме того, в Российский союз промышленников и предпринимателей и экспертный совет Российской биржи подписали протокол о намерениях относительно создания Национальной бартерной корпорации (НБК). В этом случае российские предприятия могут продавать свои товары на региональных площадках, которые создаются по схеме франчайзинга и связаны с главной конторой НБК. В обмен предприятия получают клиринговые рубли, которые будут иметь оборот исключительно в системе НБК и за которые они смогут приобрести на площадках НБК необходимый им товар. При указанной схеме почти полностью отсекаются посредники.

У нашей страны нет альтернативы проведению разовой акции по всеобщему зачету долгов. Хотя это и рискованно, но иного выхода для разрыва замкнутого круга неплатежей просто нет. Использовать при этом такую технологию вначале всеобщий сетевой взаимозачет, а после - кредитная эмиссия. Нужно "сорвать" с места, поручив взаимозачету роль "пускача" дизельного двигателя трактора, а затем - все остальные меры.

Можно реализовать другой подход: провести одновременный и полный зачет всех взаимных долгов с последующим увеличением денежной массы в экономике. Механизм такого зачета: на счета предприятий, дебиторская задолженность которых превышает кредиторскую, должны немедленно поступить деньги в размере положительного сальдо их долгов. В случае отрицательного долгового сальдо у предприятия его долги передаются государству, которое исходя из своей промышленной политики и финансовых ресурсов, будет принимать решение относительно реструктуризации долгов в долгосрочный кредит, конвертацию долгов в корпоративные права или проводить банкротство предприятия.

2. Эффективной может быть схема разрешения платежного кризиса путем использования ипотеки в виде залога на земельные участки, занятые под застройкой предприятий. Вместо платы за землю и в условиях отсутствия денежных ресурсов предприятия выкупают эти участки под закладные векселя. Операция проводится с участием Госказначейства, НБУ и уполномоченных государством коммерческих банков. Предварительно рассчитывается стоимость земельных участков, занятых под предприятиями. Госказначейство выпускает казначейские земельные векселя, которые передает предприятииям, а также государственные свидетельства на владение земельным участком, определяет сумму стоимостей земельных участков в целом по Украине. На эту сумму НБУ осуществляет земельную кредитную эмиссию, которую передает уполномоченным государством коммерческим банкам в виде целевых кредитов на пополнение оборотных средств предприятий и инвестирование их развития. Кредит выдается под 100 % стоимости земельного участка под застройкой как минимум на 30 лет, с отсрочкой платежей за пользование кредитом на 3 - 4 года и погашения кредита - на 5 - 6 лет. Коммерческие банки выдают предприятиям целевой кредит на сумму закладной на земельный участок в обмен на казначейские земельные векселя. Целевой кредит используется исключительно на пополнение оборотных средств и таким образом на ликвидацию кредиторской задолженности, а также на инвестирование развития предприятий.

Кроме того, НБУ проводит эмиссию для ликвидации задолженностей государства по пенсиям, всем социальным выплатам и предприятиям за выполненный госзаказ. Где это целесообразно - проводится взаимозачет. Для ликвидации задолженности по зарплате и другим составляющим кредиторской задолженности казенных предприятий (организаций), содержащихся за счет бюджета и их развития, используется такой же подход, как и для хозрасчетных предприятий, т. е. под залог их земельных участков.

Это один из возможных подходов, схем ликвидации платежного кризиса, но вполне пригодный для дальнейшей детальной проработки и использования.

3. Обеспечить постепенное повышение уровня монетизации экономики путем перехода от упрощенного планирования денежной массы к ее определению как расчетной величины, которая формируется не только на основе инфляционных ожиданий, но и реального спроса на денежные ресурсы, как в сфере обращения, так и производства, в частности, на цели производственного инвестирования и пополнений оборотных средств предприятий. Осуществить мероприятия по значительному увеличению платежеспособного спроса населения с целью стимулирования роста производства. Подсчитано, что увеличение платежеспособного спроса на 1 % приводит к увеличению производства на 7 - 8 %.

4. Осуществить целевую, управляемую эмиссию. Хотя следует признать, что среди отечественных и зарубежных экономистов достаточно противников проведения денежной эмиссии. Они считают, что денежная эмиссия ведет к замкнутому кругу: повышение цен => повышение зарплаты => новая эмиссия (21).

В результате анализа макроэкономических показателей 166 стран мира за последние 25 лет выявлена закономерность, согласно которой "увеличение темпов денежной эмиссии, как правило, ведет к снижению коэффициента монетизации". При этом, при среднегодовых темпах прироста денежной мас­сы, опережающих среднегодовые темпы прироста реального ВВП не более чем на 40 %, среднегодовые темпы прироста коэффициента монетизации, как, правило, остаются положительными и, следовательно, значение самого коэффициента монетизации возрастает. При превышении среднегодовых темпов прироста денежной массы над среднегодовыми темпами прироста реального ВВП более чем на 40 % среднегодовые темпы прироста коэффициента монетизации, как правило, становятся отрицательными, а его значение начинает сни­жаться, что справедливо и для стран с переходной экономикой (14).

Самая важная процедура при проведении эмиссии - изменение финансового макробаланса через бюджет. Рассчитывается денежная сумма, которой не хватает и вписывается в доходную часть бюджета. Потом она расписывается по статьям бюджета в необходимых пропорциях. И только после этого эмиссия. Дальнейший механизм: бюджетники и пенсионеры относят эмиссионные гривни в магазины, те - оптовикам, последние - поставщикам, вплоть до производителей в базовых отраслях экономики. Предприятия, которые выработали на эмиссионные деньги продукцию, удовлетворяют частично или полностью увеличенный спрос и одновременно затормозят, а то и повернут вспять инфляцию. Можно также использовать "точечное впрыскивание" бюджетных средств в те ключевые звенья цепи неплатежей, откуда может начаться автоматический процесс их распространения по всей отечественной экономике. (22).

5. Обеспечить развитие рынка коммерческих ценных бумаг и распространение форм расчетов:

• развивать рынок векселей и задействовать механизм взыскания задолженности по векселям;

• распространить использование аккредитивной формы расчетов между предприятиями;

• распространить продажу товаров в рассрочку платежей;

• организовывать продажу технических средств путем их передачи в долгосрочную аренду (лизинг) с последующим их выкупом арендатором;

• шире использовать факторинговые расчеты, то есть приобретение банками и другими финансовыми институциями долгов предприятий, в частности, обязательств по оплате поставленных товаров, выполненных работ или услуг;

• разработать и ввести механизм ипотечного (залогового) кредитования предприятий, в том числе под залог земельного фонда;

• формирование рынка ценных коммерческих бумаг, которые станут средством взаиморасчетов между предприятиями: простые, переводные и ипотечные вексели, облигации предприятий, налоговые облигации, свопы и их производные - опционы и фьючерсы;

• шире развивать коммерческое кредитование, которое должно со временем заменить взаимозачеты, бартерные схемы, сократить расчеты с населением наличными деньгами. Как известно, коммерческий кредит предоставляется производителем покупателю в товарной форме, с определенной отсрочкой платежей за товары, оформленных в виде векселя. В этом случае получение платежа от покупателя становится делом банковской структуры, а не предприятия-продавца.

6. Ввести механизм погашения долгов предприятий за счет продажи имущества, который должен предусматривать:

• реструктуризацию предприятий и организаций

• с целью избавления производства от нерентабельных структур с последующей продажей последних;

• погашение или пролонгацию просроченной кредиторской и дебиторской задолженности стратегически важных предприятий путем продажи государственного имущества через Государственный фонд приватизации;

 принудительное погашение дебиторской задолженности стратегически важных предприятий, образованных негосударственными потребителями, перевод этих долгов государству под залог имущества должников или продажа части их имущества на аукционах;

• передачу в собственность основному кредитору соответствующей части государственного пакета акций или передачу их ему в доверительное управление на определенный срок с соответствующей отсрочкой уплаты долга или его аннулирование;

• учет задолженности предприятий, которые приватизируются, перед стратегическим инвестором, выигравшим на конкурсах или аукционах право на куплю пакета акций предприятия, при оплате им такого пакета акций;

• выставление на продажу объектов социально-культурного назначения предприятий по согласованию с местными органами исполнительной власти;

• внедрение механизма консолидации долгов предприятий с дальнейшей их заменой кредитами банков, предоставление права банкам на управление пакетами акций таких предприятий в обмен на покрытие их долгов путем проведения залоговых аукционов;

• внедрение механизма продажи долгов предприятий с использованием конвертации их в акции предприятий-должников, как способа, уплаты за товары (услуги) предприятия-должника, с целью уменьшения собственных налоговых обязательств. Внедрение системы торговли долгами предприятий на аукционах, через сеть специализированных посредников;

• реструктуризацию долгов для государственных предприятий (с частью государственного имущества более 50 %), то есть перенесение сроков выплаты долгов и взыскание дополнительных процентов с должника;

• внедрение механизма взыскания долговых обязательств путем их замены высоколиквидными ценностями: облигации, казначейские обязательства, акции, депозитные сертификаты, банковские векселя, опционы, недвижимое имущество, цветные металлы, в том числе драгоценные металлы и тому подобное,

• создание на неплатежеспособных предприятиях комитетов кредиторов с обязательным включением в них представителей банков, которые обслуживают их счета, таможенных (для участников внешнеэкономической деятельности) и налоговых органов, территориальных отделений НБУ, Пенсионного фонда, профсоюзов.

Реструктуризацию предприятий-должников (и их долгов) проводить под контролем банков при активном участии предприятий-кредиторов.

7. Разработать и реально ввести порядок ускоренного банкротства для тех предприятий-должников, которые не в состоянии на протяжении продолжительного времени рассчитаться со своими долгами, с применением схемы, по которой работников не увольняют, а создают новое акционерное общество, где акционерами становятся кредиторы обанкротившегося предприятия, в том числе государство, если оно имеет в нем акции или это предприятие имеет перед ним долги. Кроме того, использовать при проведении банкротства: залог имущества, включая основные средства производства и приватизируемые земельные участки, использование акций хозяйственных обществ как за­лога при получении коммерческих банковских кредитов, механизм эмиссии облигаций государственными и негосударственными предприятиями и хозяйственными обществами, выкуп хозяйственными обществами, выпущенных ними облигаций или выданных векселей за счет акций своего общества, процедур реорганизации портфеля акций или банкротства предприятий, которые имеют просроченную задолженность по выплате заработной платы своим работникам, а также по платежам в бюджет, Пенсионный и другие государственные фонды.

8. На законодательном уровне решить ряд вопросов, связанных с правовым регулированием и контролем бартерной торговли, установить специальный режим осуществления бартерных операций, усилить контроль за заключением и реализацией товарообменных соглашений, что исключит наименьшие возможности действовать вне банков с одновременным установлением контроля за заключением (регистрация договоров) и практической реализацией товарообменных соглашений. Постепенно ввести ограничения на бартерные операции, а в дальнейшем - превратить их в экономически невыгодные.

9. Разработать и осуществить политику снижения процентных ставок по банковским кредитам с тем, чтобы они стали доступны для предприятий. Вдвое снизить налоги на коммерческие банки, которые выдают кредиты для пополнения оборотных средств или инвестируют их на продолжительный срок. Разработать и ввести механизм коммерческого кредитования оборотных средств предприятий. Задействовать механизм страхования коммерческих операций. Ввести принудительную уплату процентов за пользование кредиторской задолженностью с нормативом платы, исходя из учетной ставки НБУ. Разработать и задействовать механизм рефинансирования коммерческих банков под учет векселей предприятий с установлением четкого контроля за их обращением.

10. Резко уменьшить многочисленные налоговые льготы, ликвидировать списание долгов по налогам (в 1997 году была списана или реструктуризована налоговая задолженность почти на 5,5 млрд. грн., в 1998 только по предприятиям АПК - 3,4 млрд. грн., Указом Президента Украины, принятым в этом году, также прощены налоговые и другие долги предприятиям угольной промышленности) и снизить налоговую ставку, что не только обеспечите всем предприятиям равные условия налогообложения, но и даст возможность для их самоинвестирования, будет способствовать снижению цен за счет уменьшения налоговой составляющей в цене товаров, работ и услуг.

11. Налогообложение предприятий связать с их амортизационной политикой, что имеет место в развитых странах. Целесообразно дифференцировать ставки НДС по признаку производственного и потребительского применения и характеру продукции с уменьшением их для производства. Не возобновлять изъятие у предприятий в бюджет определенной 1 части амортизационных отчислений. Традиционно в нашей стране (в бытность в составе СССР) за счет, амортизации формировалось свыше 60 % инвестиций, тогда как сейчас их объем сведен почти к нулю.

12. Коренным образом изменить кадровую политику в отношении директорского корпуса государственных и акционерных предприятий: в случаях нерентабельной работы заменять на эффективных менеджеров, способных "вытянуть" предприятие из прорыва. В целом поднять моральную и материальную ответственность директората за результаты работы вверенных им предприятий.

13. Разработать и реализовать механизм краткосрочного и сверхкраткосрочного кредитования текущих затрат государственного и местных бюджетов с определением банков, которым можно доверить такие операции. Отказаться от так называемого неинфляционного финансирования бюджетного дефицита за счет сведения его к нулю, не проводить эмиссии государственных ценных бумаг с уровнем доходности, превышающим рентабельность предприятий производственной сферы. Увеличение государственных обязательств по ОВГЗ отвлекает большие кредитные средства коммерческих банков не от обслуживания предприятий и замораживает их на много лет вперед.

14. Запретить для государственных предприятий, которые имеют отрицательное сальдо дебиторской и кредиторской задолженности, использование прибыли на другие цели, кроме как на улучшение финансового состояния. Предусмотреть принудительное направление части дохода (не менее 25 -30 %) на погашение кредиторской задолженности до достижения положительного сальдо дебиторской и кредиторской задолженности.

15. Разработать и ввести для субъектов хозяйствования нормативы товарно-материальных ценностей в зависимости от объемов реализации готовой продукции. Через банковскую систему Украины ввести механизм их применения с установлением штрафных санкций за нарушение предельных нор­мативов оборотных средств

16. Пересмотреть и отменить уже начисленные пени и штрафные санкции, которые в многочисленных случаях превышают основную сумму долга предприятий государству.

17. По возможности перекрыть каналы контрабандного поступления в Украину некритического импорта и незаконной утечки валюты за границу. Осуществить программу легализации теневых капиталов и их вовлечения в экономический оборот страны.

18.Продать остатки неликвидной (нерентабельной и неконкурентоспособной) продукции по сниженным ценам, поскольку они, находясь в составе готовой продукции на складе, являются замороженными оборотными средствами.

19. Осуществить меры в части погашения бюджетных обязательств по всем государственным заказам и осуществленным бюджетным задолженностям.

20. Предоставить налоговые "каникулы" для продукции, которая изготавливается по новым технологиям и на новых производственных мощностях.

21. Снять все оставшиеся препятствия на пути создания промышленно-финансовых групп.

22. Распространить номенклатуру продажи продукции угольной промышленности на метан, подземные воды, шлам, породу, то есть сделать их товаром, а не накапливать в отвалах, загрязняющих природу или выпускать в воздух. Тем более, что технологии их использования существуют.

23. Провести синдицирование угольной про­мышленности, создав концерны: шахты - обогатительная фабрика - углесбыт. При этом ликвидируются посредники, существенно повысится качество угля, уменьшатся цены за счет одноразовой уплаты НДС и налога на прибыль, сократятся административные затраты и будут устранены посреднические "накрутки".

24. Ускорить приватизацию, реструктуризацию и перепрофилирование предприятий, которые выпускают неконкурентоспособную продукцию.

25. Ввести для организаций и населения натуральное лимитирование расхода электроэнергии, газа, тепла, воды и т. д.

26. При заключении крупных контрактов практиковать предварительное изучение платежеспособности и надежности партнеров. Разработать и внедрить механизм страхования коммерческих операций.

27. Изменить порядок взимания транспортного сбора с физических и юридических лиц. Сейчас он фактически "собирается" органами ГАИ один раз в два года при прохождении технического осмотра, который не пройдешь, если не заплатишь транспортный сбор, то есть поступает в бюджет крайне неравномерно. Кроме того, все транзитные автомобили из других стран этот сбор не платят, хотя ездят по украинским дорогам и "добивают" их окончательно. Поэтому целесообразно включить транспортный сбор в стоимость бензина и дизельного топлива, естественно сделав необходимые расчеты его величины. В результате возрастет массовость и объемы этого сбора за счет транзитных автомобилей, а также равномерность его поступления в бюджет.(6).

 



2019-07-03 185 Обсуждений (0)
Пути преодоления платежного кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути преодоления платежного кризиса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)