Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Плата за отдельные виды природопользования (землепользование, водопользование, недропользование)



2019-07-03 182 Обсуждений (0)
Плата за отдельные виды природопользования (землепользование, водопользование, недропользование) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Система платежей при пользовании недрами, установленная Законом "О недрах" с 1 января 2002 г., включает:

- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

- регулярные платежи за пользование недрами;

- плату за геологическую информацию о недрах;

- сбор за участие в конкурсе (аукционе);

- сбор за выдачу лицензий.

Вышеуказанные платежи не относятся к налогам и сборам, поскольку введены не Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним законами, а законодательством о недропользовании. Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок исчисления и уплаты разовых платежей за пользование недрами установлен статьей 40 Закона "О недрах". Разовые платежи, именуемые также бонусами, уплачиваются при наступлении определенных событий, как правило, при выходе организации на проектную мощность.

Стартовые размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от суммы НДПИ в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. А окончательный размер бонусов устанавливается по результатам конкурса или аукциона на предоставление права пользования недрами и отражается в лицензии на пользование недрами.

Информация для бухгалтера о величине, порядке и сроках уплаты разовых платежей содержится в лицензии на пользование недрами. Сведениями о проектной и фактической мощности располагают планово-экономическая и геологическая службы организации.

Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр (часть в редакции, введенной в действие с 7 мая 2008 года Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. № 58-ФЗ).

Разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр, устанавливаются в лицензии на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке (часть дополнена с 3 августа 2008 года Федеральным законом от 18 июля 2008 г. № 120-ФЗ).

За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции (ст. 41 Закона «О недрах»).

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов (ст. 42 Закона «О недрах»).

Объектом обложения регулярными платежами за пользование недрами является предоставленное пользователю недр исключительное право на следующие виды деятельности:

- поиск и оценка месторождений полезных ископаемых,

- разведка полезных ископаемых,

- строительство и эксплуатация подземных сооружений, которые не связаны с добычей полезных ископаемых. Исключение составляют инженерные сооружения неглубокого залегания (до 5 метров), используемые по целевому назначению;

- геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, которые не связаны с добычей полезных ископаемых.

Сразу оговоримся, что за право на геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, регулярные платежи не вносятся. Причина - в отсутствии установленных Законом "О недрах" ставок регулярных платежей по данному виду работ.

Регулярные платежи за пользование недрами также не взимаются:

- за пользование недрами для регионального геологического изучения;

- за пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;

- за разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию. Условием освобождения от платежей является проведение разведочных работ в границах горного отвода, который предоставлен пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

- за разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

База для исчисления платежей определяется видом пользования недрами: при проведении поисково-оценочных и разведочных работ облагается соответствующая площадь участка недр, при размещении продукции облагается вместимость хранилища. Все необходимые для расчета данные содержатся в лицензиях на право пользования недрами, в проектной документации, в ежегодных планах горных работ.

Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается Налоговым Кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

С 2008 года законодательно закреплена налоговая ставка земельного налога в размере, не превышающем 0,3%, в отношении земельных участков не только предоставленных, но и приобретенных для жилищного строительства.

Кроме того, четко определено, с какого момента применяются повышающие коэффициенты при исчислении налога с земельных участков, приобретенных (предоставленных) под жилищное строительство. Так, коэффициент 2 применяется в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до регистрации прав на построенный объект недвижимости. Если строительство продолжается свыше трех лет, то в этот период применяется повышающий коэффициент 4. По земельным участкам, выделенным физическому лицу под индивидуальную застройку, на которых не закончено строительство, коэффициент 2 применяется по истечении 10 лет с даты регистрации прав на землю.

Вопросы пользования водными ресурсами в РФ регулируются Водным кодексом РФ. Вопросы взимания и определения водного налога регулируются Налоговым кодексом РФ главой 25.2. При этом следует учитывать, что нормы главы 25.2 "Водный налог" основаны, главным образом, на положениях Водного кодекса, действовавшего на момент вступления в силу указанной главы, и Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах". В связи с изменившимися с 1 января 2008 года условиями пользования поверхностными водными объектами понятия главы 25.2 Налогового кодекса следует рассматривать и применять при осуществлении пользования поверхностными водными объектами на основании соответствующих лицензий, выданных до вступления в силу данных изменений в Водный кодекс. В данном случае водопользование осуществляется на основании норм законодательства, действовавшего на момент выдачи указанных лицензий, т.е. на основании Водного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, принятых в его развитие, действовавших до указанной даты. При этом указанные нормы применяются в течение всего срока действия лицензий на водопользование (до срока окончания их действия) или до момента переоформления лицензий в порядке, установленном Водным кодексом.

Статья 338.8 Налогового кодекса РФ изложена с учетом норм налогового законодательства, в соответствии с которыми участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица.

Кроме того, в статье соблюдена норма Водного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование. Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Для собственных нужд водопользователь - гражданин вправе свободно использовать водные объекты, если иное не установлено Водным кодексом Российской Федерации, а для осуществления предпринимательской деятельности - только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено Водным кодексом Российской Федерации. Водопользователь - юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено Водным кодексом Российской Федерации.

Физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей получения специальных лицензий на водопользование, не являются плательщиками водного налога.

Согласно пункту 2 ст. 338.8 Налогового кодекса РФ не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие изменений Водного кодекса РФ в 2007 году.

С 1 января 2007 года право пользования водными объектами возникает не на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными объектами, а на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользования в рамках гражданских правоотношений, предусматривающих взимание за водопользование платы неналогового характера. При этом следует отметить, что согласно статье 20 Водного кодекса взимание платы за пользование водными объектами предусмотрено только в тех случаях, когда водопользование осуществляется на основании договора на водопользование. При осуществлении водопользования на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование плата не взимается.

При осуществлении водопользования, подлежащего на основании соответствующих нормативных правовых актов, налогообложению водным налогом, объектами налогообложения признаются такие виды водопользования, как:

- забор воды из водных объектов;

 - использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

 - использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

 - использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях (ст. 339.9 Налогового кодекса РФ).

Четыре объекта налогообложения определяют четыре налоговые базы: объем воды, забранной из водного объекта, площадь предоставленного водного пространства, количество произведенной электроэнергии и производная величина от количества сплавляемой древесины и расстояния сплава.

При заборе воды объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется, исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды, исходя из времени работы и производительности технических средств, объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления. Таким образом, исключается расширительное толкование соответствующей законодательной нормы. При этом необходимо отметить, что при определении налоговой базы объем забранной воды не уменьшается на потери воды при ее заборе и транспортировке. При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей технической и проектной документации.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

При исчислении водного налога по окончании налогового периода налогоплательщик в соответствии со статьей 333.13 Налогового кодекса РФ должен самостоятельно исчислить налог, а именно: определить налоговую базу и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. При различных видах пользования одним и тем же водным объектом водный налог должен исчисляться по соответствующим ставкам, установленным за каждый вид водопользования. Таким образом, порядок исчисления суммы водного налога достаточно прост.

В заключение второй главы курсового исследования были сделаны следующие выводы:

1) налоговая система РФ предусматривает обязательность уплаты следующих платежей за пользование природными ресурсами: плата за землю, налог на добычу полезных ископаемых, платежи при пользовании недрами, водный налог, платежи за пользование лесным фондом, сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, плата за негативное воздействие на окружающую среду;

2) ресурсные платежи, в которые входят: налог на добычу полезных ископаемых (федеральный налог); водный налог; земельный налог (местный налог), носят компенсационный характер.




2019-07-03 182 Обсуждений (0)
Плата за отдельные виды природопользования (землепользование, водопользование, недропользование) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Плата за отдельные виды природопользования (землепользование, водопользование, недропользование)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)