Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Отличие платы за природопользование от платы за негативное воздействие на окружающую среду



2019-07-03 292 Обсуждений (0)
Глава 3. Отличие платы за природопользование от платы за негативное воздействие на окружающую среду 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Термин "плата за негативное воздействие на окружающую среду" нашел свое закрепление в российском законодательстве сравнительно недавно - в связи с принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". При этом в новом Законе не упоминается о платежах за пользование природными ресурсами, несмотря на то, что легальная дефиниция использования природных ресурсов отнесена статьей 1 Закона к основным понятиям. Более того, именно платежи за пользование природными ресурсами отнесены Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к федеральным налогам (подпункт. "и" п. 1 ст. 19). Если допустить, что плата за негативное воздействие теперь представляет собой самостоятельный вид публично-правового платежа, не упомянутого в базовом законодательном акте о налогах и сборах, то встает вопрос о правомерности ее взимания. Согласно ст. 18 Закона органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления. А статья 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" устанавливает недвусмысленный запрет на взимание налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджет или внебюджетный фонд, не установленных статьями 19, 20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Значительно более формализованный терминологический аппарат обновленного природоохранного законодательства позволяет достаточно точно определить те границы, в пределах которых имеются правовые основания для взимания платы за негативное воздействие. Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативное воздействие на окружающую среду в общем виде можно определить как воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которой приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей. Негативное воздействие на окружающую среду представляет собой разновидность природопользования. При этом использование природных ресурсов включает в себя все виды воздействия на природные ресурсы в процессе хозяйственной и иной деятельности - как собственно негативное, так и иные виды воздействия (ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Все предусмотренные Законом виды негативного воздействия, так или иначе, связаны с понятиями "загрязнение окружающей среды", "загрязняющее вещество", определения которых также содержатся в общих положениях Закона. Согласно ст. 1 загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Для определения пределов и степени негативного воздействия используется такие инструменты природоохранного законодательства, как нормативы допустимого воздействия, нормативы и лимиты допустимых выбросов и сбросов, нормативы предельно-допустимых концентраций. Все они связаны с конечной целью введения ограничений - с сохранением и поддержанием качества окружающей среды, ее благоприятного состояния.

Таким образом, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" не предусмотрено, как это было ранее, взимание платы за деятельность, не приводящую к ухудшению состояния окружающей среды. Сохранился лишь принцип платности природопользования (ст. 3), сами же виды платы за природопользование закреплены иными федеральными законами.

Как видим, деление природоресурсных платежей на два блока по существу сохранилось, однако если ранее такое разделение можно было провести в рамках одного законодательного акта, то теперь оно явствует из совокупности законов, относящихся к отрасли экологического законодательства.

В связи с этим стоит вспомнить о намерении законодателя ввести некий общий экологический налог. По всей видимости, он предполагался не как налог на пользование различными природными ресурсами (по модели земельного налога или водного налога), а как платеж, взимаемый в связи с ухудшением экологической ситуации в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Статьей 13 Налогового кодекса РФ экологический налог отнесен к федеральным налогам, взимаемым на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем, пока указанную статью можно отнести к числу мертворожденных норм: с момента принятия Части первой НК РФ она до сих пор не введена в действие, в то время как в Государственную Думу РФ вносился не один законопроект, предусматривающий модификацию предусмотренных действующим законодательством экологических платежей.

Стоит заметить, что во многих странах мира экологические налоги взимаются на протяжении достаточно длительного периода времени. В России же, судя по недавнему опыту разрешения вопроса относительно юридической квалификации платы за загрязнение окружающей среды, еще до конца не определились, должна ли существовать эта плата в форме налога, сбора (фискального сбора), либо исключительно как административный штраф или компенсационный платеж, взимаемый в форме возмещения ущерба в рамках гражданско-правовых отношений.

Разграничение понятий налога и неналогового платежа приобретает в современных условиях принципиально важный характер. Это и предотвращение перетекания налогов в неналоговые платежи, и ограничение объема самих неналоговых платежей; они, как и налоги, также имеют предел изъятия, превышение которого ведет к распаду хозяйствующего субъекта либо подавляет деловую активность физического лица.


Заключение

 

Понятие экономического механизма природопользования формулируется в литературе с позиций обеспечения экологической безопасности и мотивации соблюдения экологических требований, что, безусловно, является его приоритетными задачами.

Вместе с тем регулирование экономических отношений в области природопользования затрагивает более широкий круг задач, включая экономическую защиту государственных интересов в сфере природопользования, обеспечение условий для вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность, экономическую ответственность за изъятие и нанесение ущерба природным ресурсам, перераспределение доходов от их эксплуатации и т.п. в сочетании с применением экономических инструментов для достижения экологически сбалансированного развития

Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды включают в себя: разработку государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработку федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ; разработку и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ; поддержку предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Негативное воздействие на окружающую среду можно определить как воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которой приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Форма платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.

Налоговая система РФ предусматривает обязательность уплаты следующих платежей за пользование природными ресурсами: плата за землю, налог на добычу полезных ископаемых, платежи при пользовании недрами, водный налог, платежи за пользование лесным фондом, сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, плата за негативное воздействие на окружающую среду.


Список использованной литературы

 

1. Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7ФЗ «Об охране окружающей среды». Система Гарант. 2006.

2. Бельский К.С. Основы налогового права. // Гражданское право. 2006. № 1.

3. Борисов А.Н. Комментарий главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых». // Гражданин и право. 2002. № 7/8.

4. Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юристъ, 2004.

5. В СФ предлагают ускорить разработку и принятие законов в сфере окружающей среды // Экология производства. 2008. № 4.

6. Веденин Е.Н. Экологическое право: учебник. М.: Проспект, 2008.

7. Вершило Н.Д. Правовые основы взимания платежей за природопользование // Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. № 3.

8. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

9. Гаврилова Н.А.О земельном налоге.  Налоговый вестник. 26. № 2.

10. Гражданское право. / Под ред. С.С. Алексеева. М.: Норма, 2007.

11. Гражданское право. / Под ред. В.А. Белова. М.: Юрайтиздат, 2007.

12. Гражданское право. / Под ред. Л.Ю. Грудцына. М.: ЭКСМО, 2007.

13. Гражданское право. / Под ред. В.П. Мозолина, А.И. Масляева. М.: Юрист, 2007.

14. Гражданское право. / Под ред. М.Я. Шиминовой. М.: Книжный мир, 2007.

15. Гуев А.Н. Комментарий к налоговому кодексу РФ. М.: Экзамен, 2006.

16. Дегтев А.В. Земля - объект земельных и гражданских правоотношений. // Право и экономика. 2005. № 8.

17. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003.

18. Еналеева И.Д. Налоговое право России. Учебник. М.: Юрист, 2008.

19. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.

20. Комментарий к Водному кодексу РФ. / Под ред. С.А. Боголюбова и др. – М.: Юстицинформ, 2007.

21. Комментарий к главе 25.2. ч. 2 Налогового кодекса РФ «Водный налог» / Под ред. И.К. Золотарева. – М.: Проспект, 2008.

22. Комментарий к гражданскому кодексу РФ. Ч. 2 / Под ред. Е.Ю. Валявина и др. М.: ТК Велби, 2006.

23. Комментарий к гражданскому кодексу РФ. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ТК Велби Проспект, 2006.

24. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006.

25. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» / Под ред. О.А. Ляпина, А.В. Колоколов, И.В. Свечникова, С.А. Кощеев. М.: Юстицинформ, 2006.

26. Кудашкин А.В. Жилищное право: Учебник. М.: Изд-во РОД "За права военнослужащих", 2005.

27. Кузьмин Г.В. Земельный налог. Особенности исчисления и уплаты. М.: "Вершина", 2006 .

28. Лихачев Г.Д. Гражданское право. М.: Юстицинформ, 2006.

29. Ляпина О.А. Правовое регулирование платы за природные ресурсы в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1999.

30. Мирпочоев Д.А. Налоговая политика в условиях переходной экономики // Проблемы экономики. 2006. № 6.

31. Мочерный С.В., Некрасов В.В. Основы организации предпринимательской деятельности. Учебник для вузов. М.: ПРИОР, 2004.

32. Семыкина Л.Н., Сапрыкина Т.В. Налоги и налогообложение. М.: КноРус, 2007.

33. Общие вопросы налогообложения. // ИАС «Консалтинг стандарт». 2007. № 1.

34. Основы налогообложения. Уч. пособие/ Л. И. Гончаренко, Д. К. Грунина, Мельникова Н. П. М.: ФА, 2003.

35. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник. - М.: МЦФЭР, 2006.

36. Петрова Т.В. Проблемы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды: Автореф. дисс. доктора юрид. наук. – М.: Высшая школа, 2000.

37. Петрунин В.В. Закон о Федеральном бюджете на 2006 г. и другие нормативно-правовые акты о платежах за пользование природными ресурсами. // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2006. № 3.

38. Пинская М. Р. Основы теории налогов и налогообложения. М.: «Палеотип», 2006.

39. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. М.: Юрид. лит-ра, 2003

40. Правовое регулирование природоресурсных платежей: учебное пособие для вузов. / Под ред. А.А. Ялбулганов, П.В. Евдокимов, А.С. Емельянов и др. М.: Юстицинформ, 2007.

41. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юрид. лит-ра, 2003.

42. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник в 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О.М. Олейник. М.: Юрид. лит-ра, 2003.

43. Природоресурсные платежи. / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: КеорРус, 2004.

44. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

45. Толстой Ю.К. Жилищное право: Учебное пособие. М.: Юрид. лит-ра, 2006.

46. Федеральные налоги и сборы с организаций: Учебник / Под ред. Павловой Л.П., Гончаренко Л.И. М.: Статус-Кво, 2006.

47. Экологический менеджмент предприятия: Учебное пособие. / Под ред. Г.В. Белова. М.: Логос, 2006.

48. Экологическое право: Курс лекций и практикум / Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. М.: Издательство "Экзамен", 2003.

49. Экологическое право. / Под ред. Б.В. Ерофеев. – М.: ИНФРА-М, 2007.

50. Юмаев М.М. Платежи за пользование природными ресурсами. М.: Статус-Кво, 2005.

 



2019-07-03 292 Обсуждений (0)
Глава 3. Отличие платы за природопользование от платы за негативное воздействие на окружающую среду 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Отличие платы за природопользование от платы за негативное воздействие на окружающую среду

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)