Анализ конъюнктуры рынка нашей организации позволяет определить состояние и тенденции изменения характеристик внешней среды и на этой основе провести анализ опасностей и возможностей во внешней среде, сильных и слабых сторон фирмы (SWOT-анализ). Для этого определим перечень возможных изменений факторов внешней среды:
Факторы
внешней среды
| Вероятность
появления
| Характер воздействия
на фирму
| Сила
воздействия
|
1.Конкурентная среда:
-усиление конкуренции со стороны ООО «Теплоэнерго»
- появление новых конкурентов
| Высокая
Средняя
|
-
| Сильное
Сильное
|
2. Поведение покупателя:
- покупатель, в силу осведомленности о рынке приборов учета, не будет удовлетворен типом предлагаемых нашей организацией приборов
- завышенные требования покупателя к качеству работ, перечню выполняемых работ и сервисному обслуживанию
|
Низкая
Вероятность
Средняя
|
-
-
|
Умеренное
Слабое
|
3. Технологическая среда
- на рынке появятся новые модели приборов, о которых фирме ничего не известно и с которыми фирма не умеет работать
- на рынке появятся новые модели приборов, стоимость которых будет значительно ниже существующих моделей
|
Средняя
Средняя
|
-
+
|
Слабое
Умеренное
|
4. Экономическая среда
- снижение покупательского спроса
- увеличение покупательского спроса
|
Средняя
Средняя
|
-
+
|
Сильное
Сильное
|
5. Законодательная среда
- выйдут законопроекты федерального уровня об отмене приборного учета тепловой энергии
- будут опубликованы правила учета тепловой энергии сильно отличающиеся от сегодняшних требований
- повышение налогов
- уменьшение налогов
|
Низкая
Вероятность
Средняя
Низкая вероятность
Средняя
|
-
-
-
+
|
Сильное
Сильное
Сильное
Умеренное
|
Факторы внешней среды, имеющие низкую вероятность появления и слабое воздействие на фирму, из дальнейшего рассмотрения исключаем.
Проведем систематизацию фактов внутренней среды фирмы по признакам: сильные стороны деятельности фирмы и слабые стороны:
Фактор
внутренней
среды
|
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Кадры
| Регулярная аттестация персонала
| Низкий уровень заработной платы
|
Регулярные курсы по повышению квалификации, семинары.
| Низкий процент молодежи на предприятии
|
Работники руководящего звена (инженеры, специалисты) имеют высшее специальное образование.
| Недостаток специалистов для развития дополнительного вида деятельности
|
Низкая текучесть кадров
|
|
Наличие системы стимулирования труда
|
|
НИОКР
|
| Нет базы для НИОКР и метрологических исследований
|
| Не ведутся собственные разработки
|
| Дефицит денежных средств
|
Маркетинг
| Все специалисты живут в городе Фрязино. Город небольшой и все обслуживающие объекты находятся в непосредственной близости
| Отсутствие отдела маркетинга
|
Предприятие является монополистом по продаже тепловой энергии. Имеются договорные отношения почти со всеми юридическими организациями города
| Потребители не знают, что предприятие собирается освоить дополнительный вид деятельности.
|
Имеет хорошую репутацию в городе Фрязино.
| Отсутствие заказчиков
|
Владеет информацией о планируемом строительстве и вводе новых зданий в городе Фрязино
|
|
Финансы и инвестиции
| Наличие доходов
| Отсутствие целевых инвестиций
|
Возможность взять крупный кредит в банке.
| Прерывность поступлений на расчетный счет
|
Отсутствие фиксированных затрат, связанных со входом в новую отрасль
|
|
Производство
| Наличие необходимых лицензий на дополнительный вид деятельности
|
|
Возможность расширения сферы деятельности
|
|
Восприимчивость новшеств
|
|
SWOT- матрица:
Факторы
внутренней среды
| Факторы внешней среды
|
Возможности
1. Появление новых моделей приборов, стоимость которых будет значительно ниже существующих моделей
2.Увеличение покупательского спроса
3. Уменьшение налогов
| Опасности
1.Усиление конкуренции и (или) появление новых конкурентов
2.Снижение покупательского спроса
3. Новые требования к организации приборного учета.
|
Сильные стороны
1. Сильный кадровый состав
2. Владение информацией о новых строительствах
3. Наличие связей с потенциальными клиентами
4. Предприятие хорошо зарекомендовало себя по основному виду деятельности.
5. Имеется база для расширения сферы деятельности
| СиВ
Приступить к основному виду деятельности
Собрать базу о потенциальных клиентах и начать с ними работу
Среди предлагаемых типов приборов, сделать акцент на новых разработках в этой области.
| СиО
Разработать ценовую политику на оказываемые услуги, меньшие, чем у конкурентов.
Разработать методы неценовой конкуренции.
Посещение семинаров и изучение технической и законодательной документации по профилю работы
|
Слабые стороны
1. Недостаток специалистов для доп.вида деятельности
2. Низкий уровень заработной платы
3. Отсутствие базы на проведения НИОКР и метрологических исследований
4. Отсутствие отдела маркетинга
5.Отсутствие информации у покупателя о новом виде деятельности фирмы
6. Необходимы дополнительные финансовые средства для внедрения в жизнь нового вида деятельности
| СЛиВ
Дать информацию в средствах массовой информации города о дополнительных услугах, оказываемых фирмой.
Предусмотреть дополнительные меры по стимулированию труда и повышению заработной платы.
| СЛиО
Прием в организацию специалистов только с опытом работы в теплоснабжающих организациях.
Предусмотреть в штатном расписании должность маркетолога.
|
При анализе всех возможных сочетаний внешних и внутренних факторов, считаю, что фирме следует использовать стратегию ориентации на узкий сегмент рынка (стратегии фокусирования). Мы будем действовать на рынке, который нам хорошо знаком по основному виду деятельности и где сейчас присутствует наш главный конкурент: ООО «Теплоэнерго». Мы имеем реальную возможность заинтересовать существующих потребителей, имеющих договоры и контракты на отпуск и потребление тепловой энергией с нашей организацией.