ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Обоснование концепции исследования. Базовой теорией выступила теория культуры Б. Малиновского. Понятие «культура» является центральным в теоретическом дискурсе Бронислава Малиновского. Оно стало одним из основополагающих в его размышлениях на счет понимания общества и места человека в этом обществе. Основополагающие части, составляющие механизм культуры, Б. Малиновский описал в своей книге «Научная теория культуры» [19]. Он представлял культуру, как целостный механизм, состоящий из интегрированных частей, каждая из которых не может рассматриваться независимо от другой. В своей концепции, Б. Малиновский называет культуру «новым уровнем жизни», так как она напрямую зависит от культурного развития каждого общества, его эффективности производства и природного окружения. В разрезе рассмотрения функционирования механизма культуры, автор выделяет «функцию», как удовлетворение органического побуждения, т.е. какой-либо человеческой потребности, определенным актом, т.е. совокупностью действий и приемов. Составной частью теоретической концепции Б. Малиновского о культуре, является теория института, в которой культура рассматривается, как интегральное целое, состоящая из частично автономных и частично координированных институтов, где сам институт представляется конкретным изолятом организованного поведения, или организованной системой целенаправленных деятельностей. Именно институт, исследователь считал инструментом, который отвечает за удовлетворения человеческих культурных потребностей, которые в свою очередь являются двигателем для всего механизма культуры При общем рассмотрении теории культуры Б. Малиновского можно выделить определенную систему элементов культуры, факторы, определяющие культуру, ее универсальные и функциональные аспекты, которые лягут в основу концептуальной модели исследования. Использование этой теории позволит структурировать механизмы функционирования культуры и сформировать конкретные положения для рассмотрения в данном времени. Теория культуры даст возможность проанализировать механизм работы культуры и его составляющие, позволит создать основание для анализа работы культурной организации и ее взаимодействия с индивидами, структурируя все понятия на основе данных теоретических положений. Концептуализация объекта и предмета исследования. Основными понятиями исследования являются: «культура» «управленческие решения», «социально-культурные технологии». Культура – это совокупность определённым образом организованных элементов, которые взаимодействуют между собой и зависят друг от друга. Это ненаследуемые материальные объекты, идеи и образы, созданные людьми. Основным двигателем культуры являются человеческие потребности (первичные и производные). При этом человек, удовлетворяя свои потребности, действует в рамках общественных институтов, норм, правил, а каждое его действие отвечает потребностям общества [19]. Потребность – нужда в чем либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности [1]. Основные функциональные аспекты культуры: 1. экономика (материальные средства, система собственности, обмен валют, распространение, потребление) 2. воспитание (дома, в кругу родных и близких, в школе, в экономических объединениях) 3. политическое устройство (форма власти в социальных институтах) 4. право (правовые нормы, разновидности наказаний, мораль обычаи, этикет) 5. искусство 6. наука 7. досуг Универсальные аспекты культуры: 8. материальный субстрат (сухопутные дороги, водные пути, строительство, орудия труда, потребительские товары) 9. общественная организация (семья и родственники, территориальные группы, объединения по возрасту, полу, трудовой деятельности, религиозные объединения) 10. язык (фонетика, словарный запас, язык как проявление общественных различий) [19]. Менеджмент в сфере культуры (управленческие решения) — это единая система управленческой деятельности, обеспечивающая развитие различных социальных институтов в сфере культурной направленности. Основной задачей данной деятельности является обогащение и постоянное улучшение духовной жизни людей, и их сознания [18]. Основы управленческих решений: • учет интересов внешнего окружения; • внимание к процедурам разработки и реализации решения; • понимание и использование возможностей современного технологического уклада [18]. Типология управленческих решений: традиционные и современные.
Социально-культурные технологии – это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, с помощью которых достигаются планируемые результаты, где «социальное» означает, что данная технология относится к классу гуманитарных, т.е. обращена к определенной социальной общности или к отдельно взятой личности и в качестве целевой установки предполагает достижение позитивных изменений в сфере их образа жизни, культуры, повседневного досуга, а «культурное» здесь фиксирует содержательные границы данного вида технологий, обозначая культурную наполненность тех средств, форм и методов воздействия, благодаря которым, человек реализует свой духовный, творческий потенциал. Виды: 1) общие. Ориентируют на процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (процесс внедрения хозяйственных механизмов в практику учреждений культуры и досуга); 2) функциональные. Совокупность методов и средств, для реализации определенного содержания сфер культуры и досуга (технология информационно-познавательной и просветительской деятельности); 3) дифференциальные. Методики, направленные на работу с отдельными категориями населения, и различными группами. Функциональное разделение: 1) культуротворческие, культуроохранные; 2) рекреативные; 3) образовательные; 4) социально-защитные и реабилитационные; 5) управленческие; 6) исследовательские; 7) проектные; 8) альтернативные; 9)коммуникации и общественных связей; 10) информационно-просветительские и рекламные; 11) этнокультурные. Возможность их использования зависит от наличие состава существующих центров просвещения, культуры и искусства, от характера общественных и досуговых инициатив населения, от условий их практической реализации и от социально-демографических, этнических, экономических ситуаций [11].
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |